ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММ
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Миненкова Наталья Вячеславовна

Недостаточная разработанность вопроса об особенностях развития навыков самообслуживания детей младшего дошкольного с нарушением зрения позволила определить цель исследования: выявление особенностей и оценка состояния навыков самообслуживания детей третьего года жизни с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММ

1.1. Описание диагностической программы

Недостаточная разработанность вопроса об особенностях развития навыков самообслуживания детей младшего дошкольного с нарушением зрения позволила определить цель исследования: выявление особенностей и оценка состояния навыков самообслуживания детей третьего года жизни с нарушением зрения.

В соответствии с данной целью решались следующие задачи:

  1. Определить уровень навыков самообслуживания детей третьего года жизни со зрительным дефектом.
  2. Уточнить представления о влиянии зрительной патологии на процесс становления навыков самообслуживания детей младшего дошкольного с нарушением зрения.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ № 125 – детского сада комбинированного вида г. Тулы. Исследованием было охвачено 11 детей в возрасте 3-4-х лет с нарушением зрения, их родители и специалисты, работающие с детьми младшего дошкольного с нарушением зрения.

Дети, воспитывающиеся в группах для детей с нарушениями зрения, имели сочетание зрительных диагнозов в различных вариациях: косоглазие, амблиопия, астигматизм, гиперметропия, миопия, нистагм, частичная атрофия зрительного нерва.

Диагностика социально-бытовых навыков проводилась методом наблюдения. Наблюдение за детьми проводилось как в повседневной их жизни (во время режимных моментов), так и на специально организованных занятиях.

Наблюдение во время режимных моментов проводилось в группе, в туалете, в раздевалке, соответственно по блокам: блок «Навыков приема пищи», блок «Навыков удовлетворения естественных потребностей», блок «Навыков пользования одеждой и обувью».

Наблюдение за детьми на специально организованных занятиях проводилось в кабинете у дефектолога.

Констатирующий эксперимент проходил в 3 этапа. На каждом этапе также оценивалось понимание детьми обращенной речи.

Формирование каждого самостоятельного навыка сопряжено для ребенка с нарушением зрения с включением в определенную жизненную ситуацию и овладением предметными стимулами, в связи с чем, кроме сформированности простейших навыков самообслуживания, мы исследовали знания детей о себе и о предметах окружающего мира (I этап констатирующего эксперимента), а также проводили пробы на праксис позы пальцев (оценивали, насколько свободно ребенок может двигать пальцами) и пробы на динамический праксис (II этап констатирующего эксперимента).

На первом этапе констатирующего эксперимента у детей выявляются знания по темам: «Части тела», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы, необходимые для блока «навыков удовлетворения естественных потребностей». Необходимо выяснить, могут ли дети соотносить предметы ближайшего окружения с их названиями. Для этого детям предлагаются задания следующего типа:

по теме «Части тела»:

  • «Покажи, где руки (ноги, пальчики, рот)». В случае, если ребенок соотносил, то дополнительно спрашивалось правая рука (нога), левая рука (нога).

по теме «Одежда и обувь»:

  • «Покажи, где футболка (брюки, ботинки, сандалии)».

по теме «Посуда»:

  • «Покажи, где чашка (ложка, тарелка, салфетка)»

по теме «Мебель»:

  • «Покажи, где стол (стул, шкаф)».

по теме «Предметы, необходимые для блока «навыков удовлетворения естественных потребностей»:

  • «Покажи, где мыло (полотенце, горшок)».

В протоколах обследования указывается «соотносит» или «не соотносит».

На втором этапе констатирующего эксперимента у детей обследуют умение застегивать и расстегивать «липучки», молнии, пуговицы.

Ребенку предлагается на специальном полотне застегнуть и расстегнуть сначала «липучки», потом молнии, потом пуговицы. Полотно лежит перед ребенком на столе. Оценивается самостоятельно или с помощью педагога (по показу или по подражанию, «рука в руке») ребенок выполняет данные операции и то, понимает или нет инструкцию.

Критерии оценивания:

  1. баллов - ребенок не ориентируется в задании;

1 балл - ориентируется в задании, но не достигает цели (двигательный навык не сформирован, однако ребенок знает о предназначении предметов), или двигательные умения слабо сформированы, ребенок выполняет действия с помощью взрослого «рука в руке»;

2 балла - ребенок владеет двигательным навыком, задание выполняет самостоятельно.

Кроме этого, на втором этапе необходимо оценить, насколько свободно ребенок может двигать пальцами (пробы на праксис позы пальцев) и пробы на динамический праксис.

Проба на праксис позы пальцев. Ребенку предлагается поиграть в «ловкие пальчики»: последовательно повторять каждую из указанных поз пальцев руки: вытянуть по одному второй, пятый, второй и третий, второй и пятый пальцы; сложить пальцы в кольцо, положить пальцы друг на друга. Поочередно обследуют обе руки.

Пробы на динамический праксис. Ребенку предлагается поиграть в «ловкие ручки» - взрослый показывает различные последовательности движений кисти («кулак-ребро», «ладонь-кулак»), ребенок повторяет.

Критерии оценивания:

  1. баллов - невозможность выполнения проб;

1 балл - для выполнения пробы необходимы следующие виды помощи: вербальная регуляция и сопряженное выполнение;

2 балла - проба выполняется с небольшими ошибками, ребенок либо самостоятельно исправляет ошибку, либо после замечания взрослого;

3 балла - безошибочное и плавное выполнение пробы.

Третий этап посвящен непосредственно изучению сформированности навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения. Наблюдение за детьми проводится как в повседневной их жизни, так и на специально организованных занятиях по трем блокам: блок «Навыков приема пищи», блок «Навыков удовлетворения естественных потребностей», блок «Навыков пользования одеждой и обувью».

Мы оцениваем следующие навыки:

в блоке «Навыков приема пищи»: сесть за стол; пользоваться ложкой; пользоваться чашкой; вытирать рот салфеткой; убирать за собой посуду и задвигать стул;

в блоке «Навыков удовлетворения естественных потребностей»: проситься в туалет; сидеть на горшке; ходить в горшок; открывать кран с водой; брать мыло и намыливать руки и тереть их друг о друга; смывать мыло; закрывать край; вытирать руки полотенцем;

в блоке «Навыков пользования одеждой и обувью»: надевать брюки; надевать футболку; надевать куртку; застегивать молнию на куртке; надевать ботинки; снимать брюки; снимать футболку; снимать куртку; расстегивать молнию на куртке; снимать ботинки; убирать одежду в шкаф (вешать на стульчик);

Состояние каждого навыка оценивалось в баллах, количество баллов варьировалось от 0 до 5:

  1. баллов - навык отсутствует, все действия выполняются взрослым.

1 балл - навык отсутствует, но при этом ребенок знает о его предназначении. Ребенок сотрудничает с взрослым или пытается с ним сотрудничать при выполнении того или иного навыка, т.е. выполняет действия, незначительно облегчающие уход за ним. Например, при кормлении сам открывает рот или пытается его открыть, пытается взять в руки ложку; при одевании просовывает или пытается просунуть руки в рукава.

2 балла - ребенок сотрудничает со взрослым, выполнение навыка проходит в партнерстве со взрослым, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием к действию.

3 балла - выполнение навыка при незначительной помощи взрослого (частичная помощь, например, педагог начинает действие вместе с ребенком, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого, или ребенок надел одежду, а взрослый ее поправил).

4 балла - навык у ребенка сформирован, но пользуется им ребенок в зависимости от ситуации, то есть ему нужны постоянные указания, где и как использовать тот или иной навык.

5 баллов - навык сформирован. Самостоятельное выполнение навыка без напоминания в любой ситуации.

Максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок по всем блокам - 120 баллов, это количество соответствует 100%.

При обработке результатов по трем блокам предложенной методики обследования производилось суммирование за серии проб и по каждому блоку. Общим для всех проб является шестиуровневый характер оценки – 0; 1; 2; 3; 4; 5 баллов.

Максимальный результат успешности по блокам (блок «навыков приема пищи» -25 баллов; блок «навыков удовлетворения естественных потребностей» - 40 баллов; блок «навыков пользования одеждой и обувью» - 55 баллов») берется за 100%.

Мы выделили следующие уровни сформированности навыков самообслуживания:

  1. уровень 97-120 баллов (81-100%)

Навыки самообслуживания полностью сформированы. Дети самостоятельно могут выполнять все операции по блокам «навыков приема пищи», «навыков удовлетворения естественных потребностей», «навыков пользования одеждой и обувью».

  1. уровень 73-96 баллов (61-80%)

Сами навыки сформированы самообслуживания, то есть дети выполняли все действия самостоятельно, но при этом при выполнении отдельных операций нуждаются в напоминании и подсказке со стороны взрослых. Например: намылить руки, вытереть насухо руки полотенцем, убрать в шкафчик одежду, промокнуть рот салфеткой и т.д.

  1. уровень 49-72 баллов (41 - 60%)

Навыки самообслуживания находятся на стадии формирования, то есть выполнение навыка происходит при незначительной помощи взрослого (например, педагог начинает действие вместе с ребенком, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого). Некоторые дети, у которых формирование навыков находится на этом уровне, могут самостоятельно выполнять некоторые операции навыка (самостоятельно снять или надеть некоторые части одежды, использовать столовые приборы), но при этом отмечается неаккуратность в выполнении действия (во время еды замарать рот и одежду, замочить белье во время испражнений).

  1. уровень 25-48 баллов (21-40%)

Навыки самообслуживания находятся на стадии формирования, при этом дети нуждаются в значительной помощи взрослого. Дети сотрудничают со взрослым, выполнение навыка проходит в партнерстве со взрослым, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием к действию. А также в эту группу входят дети, которые при осуществлении того или иного навыка делают попытки помочь взрослому (например, снять или надеть отдельные части одежды, прилагают усилия, чтобы держать столовые приборы, сидят на горшках, если их высаживают, и т.д.)

  1. уровень 0-24 баллов (0-20%)

Навыки самообслуживания отсутствуют. В эту группу входят как дети, которые при выполнении навыка с взрослым не сотрудничают, не понимают цели задания, могут вести себя неадекватно по отношению к нему, так и дети, которые пытаются сотрудничать с взрослым при выполнении того или иного навыка, т.е. выполняют действия, незначительно облегчающие уход за ними. Например, при кормлении сам открывает рот или пытается его открыть, пытается взять в руки ложку; при одевании просовывает или пытается просунуть руки в рукава. Все дети данной группы полностью зависят от посторонней помощи, самостоятельно никаких действий выполнить не могут.

С целью исключения механического выполнения детьми данных навыков, мы решили посмотреть за выполнением навыков в специально организованных условиях. Это вторая часть 3 этапа констатирующего эксперимента.

Для выявления понимания последовательности выполняемых действий в блоке «Навыков приема пищи» детям предлагается задание, которое включает в себя подбор сюжетных картин, направленных на умение ребенка устанавливать последовательность действий в процессе обеда. Задание детям предлагают выполнить в двух вариантах. Первый вариант - наиболее упрощенный, состоящий из четырех сюжетных картинок. Этот вариант предъявлялся всем детям: сесть за стол; есть ложкой; пить из чашки; вытирать рот салфеткой.

Второй вариант задания - дополнительный, состоящий из семи сюжетных картинок. Этот вариант предлагается детям, которые успешно справились с первым вариантом: сесть за стол; взять ложку; есть ложкой; взять чашку; пить из чашки; вытирать рот салфеткой; унести посуду.

Инструкция: детям предлагается серия картин, которые они должны были расположить в правильной последовательности.

Полученные данные оценивались по следующим критериям:

Вариант 1: 0 - ребенок не понимает цели задания, ведет себя неадекватно по отношению к нему; 1 - ребенок не может сориентироваться в задании, но проявляет интерес к заданию (рассматривает карточки); 2 - ребенок ориентируется в задании, но последовательность выполнения этапов не соблюдает; 3 - ребенок свободно ориентируется в задании.

Вариант 2: 0 - ребенок не может сориентироваться в задании; 1 - ребенок ориентируется в задании, но последовательность выполнения этапов не соблюдает; 2 - неправильный подбор двух картинок (путает №2 и №3 или № 4 и №5); 3 - ребенок свободно ориентируется в задании.

С помощью этих заданий выяснили, насколько дети владеют способностью к выполнению навыка обедать.

Для выявления понимания последовательности выполняемых действий в блоке «Навыков удовлетворения естественных потребностей» детям предлагается задание, которое включает в себя подбор сюжетных картин, направленных на умение ребенка устанавливать последовательность действий в процессе умывания. Задание детям предлагают выполнить в двух вариантах. Первый вариант - наиболее упрощенный, состоящий из четырех сюжетных картинок. Этот вариант предъявлялся для всех детей: включение крана; использование мыла; мытье рук; использование полотенца.

Второй вариант задания - дополнительный, состоящий из семи сюжетных картинок. Этот вариант был предложен детям, которые успешно справились с первым вариантом: засучить рукава; включить кран с холодной водой; включить кран с горячей водой; использование мыла; мытье рук; выключить краны; использование полотенца.

Инструкция: детям предлагается серия картин, которые они должны были расположить в правильной последовательности.

Полученные данные оцениваются по следующим критериям:

Вариант 1: 0 - ребенок не понимает цели задания, ведет себя неадекватно по отношению к нему; 1 - ребенок не может сориентироваться в задании, но проявляет интерес к заданию (рассматривает карточки); 2 - ребенок ориентируется в задании, но последовательность выполнения этапов не соблюдает; 3 - ребенок свободно ориентируется в задании.

Вариант 2: 0 - ребенок не может сориентироваться в задании; 1 - ребенок ориентируется в задании, но последовательность выполнения этапов не соблюдает; 2 - неправильный подбор двух картинок (путает №2 и №3); 3 - ребенок свободно ориентируется в задании.

С помощью этих заданий выяснили, насколько дети владеют способностью к выполнению навыка мытья рук.


1.2. Содержание и методика коррекционно-развивающей работы

Основной задачей современного специального образования дошкольников с нарушениями зрения является обеспечение такого развития и саморазвития личности ребенка, которое превращает его в субъект собственной жизнедеятельности. Фундамент самостоятельности у дошкольников с нарушениями зрения закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Дальнейшее развитие их самостоятельности как значимого личностного качества в период дошкольного детства связано с освоением разнообразных видов деятельности. Существенную роль в развитии самостоятельности детей с нарушениями зрения играет формирование навыков самообслуживания.

На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития детей с нарушениями зрения нами была определена цель коррекционно-развивающей работы: развитие навыков самообслуживания детей младшего дошкольного с нарушением зрения.

Занятия дают положительные результаты при соблюдении следующих дидактических принципов организации коррекционной работы (по Б.К. Тупоногову).

Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Воспитатель выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.

Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий.

Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях с малышами воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.). Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.

Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и т.д.), а при повторных показах (в третий – четвертый раз).

Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнения не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично усложняя программный материал.

Наша коррекционно-развивающая работа осуществляется по пяти направлениям: развитие социальной активности, формирование предметных представлений, формирование собственно навыков самообслуживания, формирование представлений у ребенка о своем физическом «Я», формирование представлений о хозяйственно-бытовой деятельности взрослых. Каждое направление решает свои специфические задачи, определяющие содержание следующих разделов: «Социальная активность», «Предметные представления», «Самообслуживание», «Ребенку о нем самом», «Приобщение к труду взрослых».

Первый раздел «Социальная активность» предполагает формирование способов коммуникативной, игровой деятельности ребенка с нарушенным зрением, развитие его эмоциональной сферы, нацелен на обеспечение условий по предупреждению возникновения трудностей в общении ребенка со взрослыми и сверстниками.

Второй раздел «Предметные представления» способствует формированию системного характера представлений о предмете у детей с нарушениями зрения, т.е. у ребенка появляется целостное, структурированное представление о предмете (его функциях, строении, материале, из которого он изготовлен, назначении), а также формированию умений использовать их в процессе социально-бытовой ориентировки.

Третий раздел «Самообслуживание» предполагает формирование соответствующих возрасту ребенка с нарушенным зрением культурно-гигиенических знаний, умений и навыков, навыков использования специфических приборов в процессе выполнения бытовых действий (дозаторов, говорящих часов, контрастных салфеток, секционной посуды, и пр.) и тактильных меток, облегчающих процесс ориентировки в быту.

Четвертый раздел «Ребенку о нем самом» предполагает формирование представлений о своем физическом «Я», адекватного отношения к своим возможностям, развитие рефлексивных способностей в процессе социально-бытовой ориентировки.

Пятый раздел «Приобщение ребенка к труду взрослых» способствует вхождению дошкольников с нарушениями зрения в реальные трудовые связи, освоению ими трудовой деятельности и овладению в ней позицией субъекта, установлению социальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Обучение навыкам самообслуживания детей раннего возраста с нарушениями зрения необходимо проводить с учетом результатов психолого-педагогической диагностики каждого ребенка, позволяющих реализовывать индивидуальную программу обучения с учетом зрительных возможностей ребенка, уровня сформированности его компенсаторных способностей и личностных особенностей.

На коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке могут использоваться следующие методы: наглядные (демонстрация, наблюдение, показ способов действия), практические (обследование, упражнение), словесные (объяснение, беседа), игровые (дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые игры, игровые оболочки, игровые персонажи), методы эмоционального стимулирования (положительное отношение, поощрение, ситуация успеха).

Формы работы:

– индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);

– групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).

Решать отдельные задачи по обучению навыкам можно, начиная с младшего дошкольного. В этом случае родители будут заниматься дома, а педагог – осуществлять контроль за прохождением программы.

Продолжительность одного занятия, как индивидуального, так и группового, – 15 минут. Занятия проводятся 1–2 раза в неделю.

Условия реализации коррекционно-развивающей работы:

При организации процесса обучения бытовым навыкам необходимы правильная организация пространства, рабочего места, наборы бытовых и специальных предметов:

– для формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться – шкафчик с полочками для одежды и обуви, удобные для детей по высоте сиденья-банкетки или стулья, наличие необходимой одежды (как правило, по сезону), карточки с изображением отдельных видов одежды, иллюстрированный план одевания;

– для формирования умения самостоятельно принимать пищу – большие непромокаемые фартуки; ложки и вилки со специальными насадками на ручку; тарелки на присосках с одним более высоким краем (желательно); кружки с двумя ручками; соответствующий высоте стола стул и подставка под ноги (чтобы ребенок во время еды не болтал ногами, а имел опору); карточки с изображением отдельных видов еды;

– для формирования умения пользования туалетом – ручки, прикрепленные к боковой стене, помогающие ребенку вставать и садиться; подставка под ноги, необходимая для опоры; набор разных сидений для унитаза;

– для формирования умения умываться и ухаживать за собой – набор умывальных принадлежностей; легко открывающиеся ручки крана; зеркало на высоте, соответствующей росту ребенка.

В целях речевого развития детей с нарушением зрения в процесс формирования навыков самообслуживания включаются: артикуляционная гимнастика, упражнения по развитию и коррекции сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия).

Большое место в методике отводится упражнениям, направленным на развитие движений рук и действий с предметами. Используются виды упражнений по нормализации речевого дыхания, по стимуляции эмоционального общения ребенка с окружающими.

При организации занятий с детьми младшего дошкольного с нарушением зрения необходимо учитывать:

- зрительный диагноз ребенка: подгруппы комплектуются с учетом однородности зрительного диагноза; дети с низкой остротой зрения рассаживаются на первые места;

- ориентацию рабочей поверхности: при расходящемся косоглазии – горизонтальная, при сходящемся косоглазии и миопии – вертикальная);

- необходимость включения в занятие гимнастики для глаз;

- преимущественное использование на занятии натуральных предметов или муляжей, имеющих натуральные размеры;

- использование естественных, красочно оформленных (высокий цветовой контраст), узнаваемых и контрастных к фону картинок;

- ограниченность непрерывной зрительной работы, соответствующей возрасту и зрительным возможностям ребенка;

- необходимость снижения темпа проведения занятия в соответствии с возможностями детей (увеличения времени предъявления объекта и времени его рассмотрения и обследования);

- необходимость частой смены видов деятельности в процессе занятия.

В связи с тем, что занятия с детьми младшего дошкольного возраста непродолжительные по времени, что в свою очередь не позволяет в каждое из них включать все направления работы, нами были добавлены дополнительные формы работы с детьми, позволяющие расширить временные рамки коррекционного обучения и организуемые в процессе режимных моментов педагогом и воспитателем группы под контролем педагога и тифлопедагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Леворукость, как уникальность. Диагностическая и коррекционно - развивающая работа с леворуким ребёнком дошкольного возраста и его адаптация к школе»

Эта презентация была использована мною на аттестации на 1 квалификационную категорию. Надеюсь, что Вам она тоже понравится...

Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.

Содержание 1.     Пояснительная записка1.1   Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2   Понятие «агрессивного поведения»1.3   Специф...

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»

Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...

Описание комплексной коррекционно-развивающей программы "Подготовка к школе детей с РАС"

В материале представлены:описание вида программы, участники программы и основные направления деятельности специалистов, реализующих программу....

Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»

В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...

Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"

КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Построена  построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...