Конспект логопедического занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень»

                                                             

                                                             Автор-составитель:

                                                                                               Учитель-логопед

                                                                                                Ремизова Эльмира Станиславовна

Цель:

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

Задачи:

1.Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».

 2.Совершенствовать грамматический строй речи.

 3.Продолжать учить согласовывать движения с речью.

     4.Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

     5.Развивать речевое дыхание.

     6.Развивать артикуляционную гимнастику.

  7.Развивать пространственные представления.

8.Развивать внимание, память.

     9.Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность,    контроль над собственной речью.

     10.Активизировать глагольный словарь по данной теме.

     11.Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

    12.Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением..

Оборудование:

Картинки с листьями,  листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

 Ход  занятия:

  • Орг. момент

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

Л.:-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!

Л.:-Давайте,мы с вами вдохнем носиком хорошее настроение, а ротиком выдохнем плохое настроение (элементы дыхателной гимнастики)

А теперь давайте я улыбнусь вам ,а вы улыбнётесь мне,а потом мы улыбнемся друг-другу (элементы артикуляционной гимнастики)

Загадка:- Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Л.:- Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Л.: -Правильно, мы отправляемся в Осень.

 Звучит музыка осеннего леса. Дети идит по кругу вокруг листьев на полу.

Л.:-Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

(ответы детей).

Л.:-Какого цвета листья?

(ответы детей).

Л.:-Как сказать про листья разного цвета?

(ответы детей).

Л.:-Да, листья разных цветов, они разноцветные.

Л.:-Какие у нас листья?

(ответы детей-называют листья).

 Л.:- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). – Давайте мы с вами  их закрепим ( элементы пальчиковой гимнастики) :сентябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем ребром ладони правой руки; октябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем кулаком правой руки; ноябрь-хлопаем двумя ладонями.

  • Введение в тему

Л.:-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Падают, падают листья,

В нашем саду- листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

 

Л.:-О каком времени года это стихотворение?

Ответы детей:-( об осени).

Л.-: - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

Ответы детей:-Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует злой северный ветер. Часто идет холодный дождь. Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай. В лесу появились грибы и ягоды.

  •    Игра «Подбери действие». 

Л.: - Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Л.: - Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Л.:-Листья осенью (что делают?)

Ответы детей:-Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Л.:-Дождь осенью?

Ответы детей:-Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Л.:-Урожай осенью?

Ответы детей:-Урожай осенью убирают.

Л.:-Птицы осенью?

Ответы детей:-Птицы осенью улетают.

Л.:-Деревья осенью?

Ответы детей:-Деревья осенью роняют листья.

Л.:-Звери осенью ?

Ответы детей:-Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

  • Физминутка

Листья осенние тихо кружатся

(дети кружатся на носочках)

 

Листья нам под ноги тихо ложатся

(дети приседают)

 

И под ногами шуршат, шелестят

(волнообразные движения руками вниз)

 

Будто опять закружиться хотят

(поднимаются на носочки, кружатся).

 

  • Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Л.:-Лист с березы?       Ответы детей: – березовый,

     -Лист с рябины?      Ответы детей: – рябиновый,

     -Лист с дуба?                                        – дубовый.

     -Лист с осины ?                                    – осиновый .

(дети подбирают картинки с листьями к нужному дереву на картинке).

 

  • Игра на внимание.

Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.

 

  • Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.

        (Логопед предлагает детям выложить узор  из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).

        — Какой лист в середине?

        — Какой лист слева?

        — Какой лист справа?

              (ответы детей).

  • Пересказ рассказа по картинкам. 

Л.: - Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам. «Осень» Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

(Пересказ рассказа детьми)

 

  • Релаксационная минутка.

       Л.:-А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет.

Озимь на полях.

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

Звучит спокойная музыка.

 

  • Итог занятия

Л.: - Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Л.:-Спасибо всем большое,за то ,что они так хорошо справились с заданиями, все были умницами. Давайте себе за это похлопаем( дети хлопают в ладони).

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей коррекционной группе для детей с ОНР Тема: «Одежда»

Конспектлогопедического занятия в старшей коррекционной группе для детей с ОНРТема: «Одежда»...

Конспект итогового занятия в старшей речевой группе "Полет на Марс"

Цель занятия:Развитие фонематических процессов, формирования лексико-грамматического строя речи.Основные задачи:1. Закреплять навыки звукового анализа, синтеза и представления.2. Развивать звуко-букве...

Конспект обобщающего занятия учителя-логопеда Ремизовой Эльмиры Станиславовны в старшей речевой группе на лексическую тему «Посуда».

обобщить и систематизировать знания детей о посуде; учить называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду, закрепить согласование числительных с существительными и прилагательными; развивать п...

Конспект подгруппового занятия во второй младшей группе по лексической теме "Игрушки"

Конспект подгруппового занятия во второй младшей группе по лексической теме "Игрушки"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по лексической теме «Осень. Лес. Деревья «Волшебное дерево» (аппликация)

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по лексической теме «Осень. Лес. Деревья «Волшебное дерево» (аппликация)...