Программа кружка по логоритмике « ТОП, ХЛОП, МАЛЫШИ!»
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа) по теме

Солопова Елена Викторовна

Логоритмика – комплексная система упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания.  

Движения, в сочетании  с пением позволяют ребенку в дальнейшем быстрее освоить и запомнить стишок, текст, песенку. Позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, части тела, что благотворно воздействует на все внутренние органы.

В основу своей программы мы взяли методическое пособие М. Ю. Картушиной, которое содержит в себе занятия, составленные с опорой на лексические темы. Где многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tophlopmalyshi.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Васильевка муниципального  района Безенчукский Самарской области

структурное подразделение детский садик «Незабудка»

Программа кружка по логоритмике

« ТОП, ХЛОП, МАЛЫШИ!»

 « Музыкально — логопедический кружок»

для детей  младшей группы

 

 Солопова Елена Викторовна – воспитатель

2014 год.

Информационная карта программы.

Тип программы: образовательная.

Образовательная область: познавательная, коммуникативная.

Форма реализации программы: подгрупповая, фронтальная.

Возрастная направленность: 2 младшая группа

Пояснительная записка.

Возможно, самое лучшее, самое радостное,

что есть в жизни — это красивая речь

и свободное движение под музыку.

И ребенка можно этому научить.

А. И. Буренина.    

В последние десятилетия во  всём  научном мире появился особый интерес к раннему и младшему дошкольному периоду жизни ребёнка. Слабость и несовершенство этого возраста, по сути, являются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности.

Психическое  развитие малыша не происходит само по себе по мере роста ребёнка. Для того, чтобы малыш научился воспринимать окружающий мир, радоваться, говорить и думать, нужны специальные условия. Одного ухода недостаточно, чтобы вырастить полноценное человеческое дитя. Начинать обучение следует уже с первых дней жизни ребёнка, двигаясь целенаправленно и обдуманно. Ребёнок развивается очень быстро и физически и умственно, поэтому очень важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8-10 слов, то в три года - до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под Ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры  с  музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы - последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту  звуков, обогащается словарь детей. Поскольку внимание детей третьего года жизни становится более устойчивым, продолжительность занятия увеличивается до 15-20 мин. При проведении нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние.  

Практика показала, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

 Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».      

Наблюдая за  развитием детей, мы постоянно встречаемся с фактами, когда одни умения, формируясь, стимулируют появление других, готовят для них основу.

Некоторые умения  на определенном этапе  могут развиваться оптимальными темпами, а в более старшем возрасте этот темп замедляется. Так, дети 2-5 лет обладают  особым языковым чутьем. Благодаря ему, при соответствующих условиях в возрасте 2-3,5 лет интенсивно осваивается произношение  звуков родного языка и грамматический строй речи. Поэтому важно своевременно создать оптимальные условия для формирования тех или иных умений, т.е. учитывать, не только достигнутый уровень, но и ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации и т.д. Отсюда следует вывод, что развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения для  ног, рук, головы и туловища подготавливают совершенствование движений, артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., стимулируют развитие  мозга, а соответственно, и речи.

Ритмическая организация является основой жизни. Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и много другое подчинено определенному ритму.

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Ритмические движения  способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для малышей форме: ритмических  упражнениях  и  играх.

    На наш взгляд, коррекционно-развивающую работу в дошкольном учреждении, не имеющем специальных логопедических групп, нужно начинать как можно раньше.

Поскольку в условиях детского садика «Незабудка» не отводится специального времени на работу, направленную на коррекцию  нарушений речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста, то наиболее удобной формой мы считаем организацию кружковой деятельности по логоритмике.

Логоритмика – комплексная методика, направленная на профилактику речевых нарушений у детей.

Актуальность нашей работы обусловлена использованием новейших методов, средств и форм преодоления нарушений речи и необходимостью комплексного воздействия на нарушение, поэтому в основу своей работы мы взяли логоритмику, как комплексную систему упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания.

В основу своей программы мы взяли методическое пособие                    М. Ю. Картушиной, которое содержит в себе занятия, составленные с опорой на лексические темы. Где многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.        

Цель работы:

использование логоритмики, как эффективного средства в организации проведения оздоровительно - образовательного процесса с детьми.

Задачи:

1. Создать на занятиях логоритмического кружка атмосферу праздника, радости; ввести ребенка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой.

2. Развить фонематическое восприятие и фонематические представления.

3. Уточнять артикуляцию – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука.

4. Развить речевое дыхание, речевой слух, тонкую, общую и артикуляционную моторику, пантомимику, чувство ритма,  слухо – двигательную координацию.

5. Развить слуховое внимания и память.

6. Развить элементарные умения  пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперёд и назад.

7.Укреплять костно — мышечный аппарат.

8. Развивать коммуниактивные способности ( общение детей друг с другом, творческое использование музыкально — ритмических впечатлений в повседневной жизни).

9. Использовать музыкально — речевые игры, попевки как средство психологического раскрепощения детей.

Содержание и формы работы

1. Художественное слово;

2. Пальчиковая гимнастика;

3. Артикуляционная гимнастика;

4. Речевые игры;

5. Подвижные игры

6. Общие физические упражнения;

7. Музыкальная ритмика;

9. Релаксация;

10. Массаж биологически активных зон.

Методы и приемы

1. Звукоподражание;

2. Словесный метод;

3. Метод показа;

4. Игровой метод.

Ожидаемый результат

 Программа будет способствовать:

1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.

2. Преодолению речевого негативизма.

3. Активизации словарного запаса детей.

4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.

Формы работы:  кружок проводится в музыкальном зале во вторую половину дня, один раз в неделю, часто совместно с музыкальным руководителем, но в основном в сопровождении музыкальной записи.

Предварительно подбираются музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Месяц

№ п/п

Название занятия

Сентябрь

1

Встреча с белочкой в осеннем лесу

2

Сидит белка на тележке

3

Кто грибок найдет?

4

Гости

Октябрь

5

В огороде заинька

6

Зайкина капуста

7

Лучшая игра

8

Утенок и его друзья

Ноябрь

9

Про кота

10

Кот Василий

11

Кот и кошка

12

Утки - беленькие грудки

Декабрь

13

Зайчик в гостях у ребят

14

Зайкин дом

15

Белкина помощница

16

Чудо-елка

Январь

17

Птичья елка

18

Мороз и птички

19

Танюшка

20

Вкусная каша

Февраль

21

Аленушка и лошадка

22

Лошадка

23

Капризная внучка

24

Хозяюшка

Март-

25

Котенок и щенок

26

Про собачку

27

Таня пропала

28

Верные друзья

Апрель

29

Про петушка

30

Уточка и курочка

31

Цыплячий переполох

32

Радуга-горка

Май

33

Майский день

34

Про зеленую лягушку

35

После дождя

Ресурсное обеспечение.

Технические средства: DVD, ноутбук, СД - диски.

Список литературы:

1. Железнова Е. С. Пальчиковые игры

2. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.

3. Картушина  М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 — 3 лет. Творческий центр «Сфера» г. Москва 2010.г.

4. Лямина Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста -  Москва, Просвещение, 1981 г.

5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей, - Москва, Сфера, 2005г.  

6. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. - М. :АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.- 58, [6]с. : ил.

7. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду»: М. «Просвещение», 1976 г.

8.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения -  Москва, Сфера, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по логоритмике "Логоритмическая мозаика"

Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязатель-ного минимума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ (...

Программа кружка по ФЭМП "Логика для малышей"

Расширять кругозор математических представлений у детей  и обеспечивать качественную подготовку к школе....

Программа кружка по логоритмике

Цель: профилактика и преодоление речевых нарушений, развитие чувства ритма  у детей старшей группы с помощью логоритмических занятий. Задачи;Уточнить  артикуляцию при произношении изуча...

программа кружка "Веселая логоритмика"

Материал для воспитателей, работающих с дошкольниками 4-5 лет...

Дополнительная образовательная программа кружка по логоритмике “Умные пальчики”

Дополнительная образовательная программа кружка по логоритмике “Умные пальчики” ...

Рабочая программа кружка по логоритмике детей 6-7 лет

                                        ...

Рабочая программа кружка по логоритмике

Программа по логоритмике разработана для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста....