Программа кружка по логоритмике
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Федосимова Наталия Сергеевна

Цель: профилактика и преодоление речевых нарушений, развитие чувства ритма  у детей старшей группы с помощью логоритмических занятий.

 

Задачи;

  1. Уточнить  артикуляцию при произношении изучаемого звука.
  2. Развивать  фонематическое восприятие и фонематические представления.
  3. Расширять  лексический запас.
  4. Развивать  слуховое внимание и зрительную память.
  5. Совершенствовать  общую  и мелкую моторики.
  6. Вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.
  7. Развивать  мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_logoritmike.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка по логоритмике

Пояснительная записка

Речь - это одно из главнейших средств познания мира. Хорошо развитая речь способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

В настоящее время в Пермском крае наблюдается тенденция к увеличению числа детей с речевыми патологиями, по статистическим данным только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми, остальные дети имеют различные аномалии в развитии, в том числе и речевом. Это стало актуальной проблемой в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Опыт моей профессиональной деятельности показал необходимость решения данной проблемы уже на ранней возрастной ступени дошкольного детства, так как исправлять речевые дефекты гораздо сложнее, чем их предупреждать. По результатам ежегодного логопедического обследования в МБДОУ «Детский сад №8» до 80% детей в каждой группе детского сада имеют речевые нарушения и нуждаются в помощи логопеда.

Коррекционная работа с детьми необходима не только в подготовительной группе, но и с детьми всех возрастных групп. Опираясь на методические разработки Г.А.Волковой по проведению логоритмики  для детей с нарушением речи, была разработана система логоритмических занятий для детей дошкольного возраста, нацеленная на профилактику и преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Исходя из актуальности проблемы, был организован логоритмический  кружок.

Цель: профилактика и преодоление речевых нарушений, развитие чувства ритма  у детей старшей группы с помощью логоритмических занятий.

Задачи;

  1. Уточнить  артикуляцию при произношении изучаемого звука.
  2. Развивать  фонематическое восприятие и фонематические представления.
  3. Расширять  лексический запас.
  4. Развивать  слуховое внимание и зрительную память.
  5. Совершенствовать  общую  и мелкую моторики.
  6. Вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.
  7. Развивать  мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

Содержание и структура логоритмических занятий

Комплексные логоритмические занятия, составлены с опорой на лексические темы, которые изучаются с воспитателем в группе, а потом закрепляются и отрабатываются на логоритмических занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, стихи, русский фольклор, чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы, что заинтересовывает детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. Необходимо применять наглядный материал по лексическим темам (иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа); это переводит образы - преставления в образы - понятия, что очень важно для последующих этапов обучения.

 Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.

Структура занятий отвечает основным требованиям проведения игр – занятий с детьми старшего возраста.

последовательностью;

повторяемостью;

доступностью;

эмоциональностью;

созданием единых игровых ситуаций.

Логоритмические занятия проводят учитель - логопед и воспитатель данной группы. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут, как обобщающее по лексической теме. Программа рассчитана на один год обучения.  При планировании занятий важно учитывать   равномерное   распределение   психофизической   нагрузки.   Занятия проводятся по определенной схеме.

Первый тип занятий (лексические)

1.   Вводная часть

Развитие слухового внимания

Речь с движением

Пальчиковая гимнастика

Игры на обогащение словарного запаса

Релаксация

Второй тип занятий (звуковые)

Вводная часть

Развитие слухового внимания

Координация   движений.   Ориентировка   в   пространстве.   Пальчиковая
гимнастика.

Артикуляционная гимнастика. Закрепление правильного звукопроизношения.

Релаксация

Основным принципом проведения занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

             

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

В вводной части игры-занятия даются упражнения на координацию движений, развитие внимания, музыкально-ритмические движения.

Для развития слухового восприятия, внимания и памяти используются игры хороводные, на развитие дыхания и эмоционально-волевой сферы. Речь с движением предполагает проведение подвижной игры. Цель – закрепление полученных на занятии навыков.

чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков, так как к 5 годам дети должны овладеть правильным произношением;

упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным   особенностям,   для   мышечно-двигательного   и   координационного тренинга;

вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности  речи,  речевого  слуха  и  речевой  памяти,   координационного тренинга;

- музыкально-ритмические     игры     с     музыкальными     инструментами, развивающие чувство ритма;

музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению
ориентироваться в пространстве;

упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

- коммуникативные   игры   и  танцы   для  развития   динамической   стороны общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей;

упражнения  на релаксацию для  снятия  эмоционального и  физического напряжения.

Одной из особенностей логоритмических занятий также является стремление нормализовать мышечный тонус ребенка. Нарушение мышечного тонуса может быть одной из причин позднего появления речи.

Пальчиковые игры, направлены на развитие координации движения пальцев, кисти руки и согласование движения руки и речи.

Артикуляционная гимнастика, направлена на развитие движений артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо). Гимнастика проводится в игровой форме.

Закрепление правильного звукопроизношения проводится на материале звукоподражаний, простых слов и лексическом материале, усвоенном детьми на лексических занятиях. Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от характера речевых нарушений у детей.

На логоритмических занятиях:

  • отрабатывается ритмическая структура слова;
  • четкое произношение доступных по возрасту звуков;
  • проводится работа по уточнению, обогащению словаря;
  • формируются грамматические категории.

       Все элементы логоритмических занятий в дальнейшем я использую на логопедических занятиях с детьми старшего возраста.

Для достижения положительного результата профилактической и коррекционной работы необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей, а так же тесное взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Эффективность коррекционно – развивающей работы с детьми, прежде всего зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя. Взаимодействие с воспитателями я осуществляю  в разных формах:

  1. Составление перспективного планирования работы на текущий  период по лексическим темам.
  2. Проведение консультаций, мастер-классов, круглых столов для воспитателей.
  3. Еженедельные задания логопеда воспитателям.
  4. Использование наглядной информации под рубрикой «Советы логопеда».

 Работу  с родителями  осуществляю,   с целью повышения грамотности родителей и пробуждения в них интереса и желания участвовать в  коррекционно-развивающем процессе. Родители приглашаются на открытые логоритмические занятия, где наблюдают и оценивают возможности  своих детей. Также мною разработана система методических рекомендаций для родителей, которые они получают в устной форме: на родительских собраниях, на вечерних приемах. И еженедельно в письменной форме: на карточках и в специальных тетрадях.

Таким образом, совместное взаимодействие логопеда с воспитателями и родителями позволяет достигать высоких результатов в работе с детьми.  

Расписание занятий:

Один раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительность занятий 20-25 минут.

                                                             

Учебно-тематический план

Старшая группа

1и 2 недели сентября проводится логопедическое обследование детей

Тема

Месяц

«Солнышко и дождик»

Сентябрь (3неделя)

«Грибной дождик»

Сентябрь (4неделя)

«Осень золотая»

Октябрь (1неделя)

«Осенние листочки»

Октябрь (2неделя)

«В гостях у ежика Пыха»

Октябрь (3неделя)

«Веселый огород»

Октябрь (4неделя)

«Репка» (с элементами кукольного театра)

Ноябрь (1неделя)

«Утренняя песенка»

Ноябрь (2неделя)

«До свидания птицы»

Ноябрь (3неделя)

«Стало холодно»

Ноябрь (4неделя)

«Зима в лесу»

Декабрь (1неделя)

«Шел веселый Дед Мороз»

Декабрь (2неделя)

«Украшаем елочку»

Декабрь (3неделя)

«Наступает Новый год»

Декабрь (4неделя)

«Подарки Деда Мороза»

Январь (3неделя)

«Заинька простудился» (с элементами кукольного театра)

Январь (4неделя)

«Снеговик»

Февраль (1неделя)

«В гостях у бабушки Забавушки»

Февраль (2неделя)

«Метелица»

Февраль (3неделя)

«Армейская карусель»

Февраль (4неделя)

«Мама – солнышко мое»

Март (1неделя)

«В гости к нам пришли матрешки»

Март (2неделя)

«Солнышко лучистое»

Март (3неделя)

«Весенняя капель»

Апрель (1неделя)

«Прилетели птицы»

Апрель (2неделя)

«Капризка» (с элементами кукольного театра)

Апрель (3неделя)

«Кораблики»

Апрель (4неделя)

«Веселые лучики»

Май (1неделя)

«Первая травка» (инсценировка)

Май (2неделя)

«Петушок и его друзья»

Май (3неделя)

«Путешествие в сказку»

Май (4неделя)

Уровень освоения

Ожидаемый результат

Логоритмическая образовательная деятельность способствует:

  1. развитию двигательной сферы детей;
  2. развитию эмоциональной сферы
  3. речевому развитию
  4. развитию музыкального вкуса
  5. развитию эстетического вкуса

                 Список литературы:

  1. Н.Ш. Макарова Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста основе логопедической ритмики. «ДЕТСВО-ПРЕСС» 2009.
  2. М.Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.  Москва 2007.
  3. Е. Краузе Логопедия. С-П 2010.
  4. Г.А. Османова Л.А. Позднякова. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет).-Спб.:КАРО,2007.
  5. Е.Макшанцева Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста.-М.:АРКТИ.1998.
  6. Н.М..Быкова  Игры и упражнения для развития речи.-СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  7. А.Е. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М.:ТЦ Сфера, 2010.
  8. Т.Ю. Аксанова Логоритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  9. О.С. Боромыкова Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1999.

                                                                                                                         

  Приложение № 1

Результаты освоения детьми программы

        (2017-2019гг.)

  Таким образом, совместное взаимодействие логопеда  воспитателями и родителей позволяет достигать высоких результатов в работе с детьми по речевому развитию.

Регулярное проведение логоритмических занятий позволило сократить количество речевых и двигательных нарушений у детей. Для выявления эффективности обучения в течение 3 лет, начиная с 2017 года, отслеживалась динамика речевого и музыкального развития детей начиная со средней группы.

Результаты обследования отражаются в таблице:

2017год

2011 год

2018 год

2019 год

Реч.развитие /норма/

17% детей

34 % детей

83% детей

Музыкальное       развитие /высокий/

13 % детей

30 % детей

50% детей

Количество детей с нормой в речевом развитии в 2019 году возросло на 66 % по сравнению с 2017 годом.

                                 

            Таким образом, регулярно проводимые логоритмические занятия в средней группе и используемые элементы логоритмики в старшем возрасте дают положительные результаты в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, формируют его речевое развитие, эстетический и музыкальный вкус.

      Для достижения более высоких результатов логоритмические занятия можно проводить с младшего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Логоритмика"

Публикую программу, которую мы разработали вместе с логопедом. Эта дисциплина очень нравится нам и особенно детям. Приносит детям огромную пользу....

План - программа кружка "Логоритмика" в средней группе

Материал адресован логопедам и воспитателям...

Программа кружка по логоритмике « ТОП, ХЛОП, МАЛЫШИ!»

Логоритмика – комплексная система упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровитель...

Рабочая программа кружка по логоритмике "Логоритмическая мозаика"

Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязатель-ного минимума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ (...

программа кружка "Веселая логоритмика"

Материал для воспитателей, работающих с дошкольниками 4-5 лет...

Дополнительная образовательная программа кружка по логоритмике “Умные пальчики”

Дополнительная образовательная программа кружка по логоритмике “Умные пальчики” ...

Рабочая программа кружка по логоритмике детей 6-7 лет

                                        ...