Консультация для родителей и педагогов на тему: "Упражнения на развитие и активизацию различных функций -общей моторики, координации движений, ориентировки"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

КАБАТОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов на тему: «Упражнения на развитие и активизацию различных функций -
общей моторики, координации движений, ориентировки
в пространстве».

Подготовила:

Учитель - логопед:

Кабатова Е.В.

Игра «Помощники».
Дети стоят и держатся за обруч одной рукой. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. Детям необходимо передвигаться по кругу под стихи, которые читает логопед.
Мы по солнышку идем -
Ножки укрепляем,
Чтоб игрушки убирать -
Маме помогаем.
Если дети не могут самостоятельно передвигаться, им помогает взрослый (тип помощи зависит от тяжести нарушения). Упражнение усложняется увеличением количества кругов.

Слуховое восприятие.

Упражнение «Колокольчики».
Дети сидят на стульчиках, каждому даются две карточки: на одной изображен большой колокольчик, на другой - маленький. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. На громкий звук нужно поднять карточку с большим колокольчиком, на тихий - с маленьким.
Перед выполнением упражнения логопед проводит беседу о звуках, которые нас окружают в жизни. Он обращает внимание детей на то, что звуки разные по силе, и демонстрирует это на музыкальном инструменте.

Моторика рук, мимика
Игра «Погреем руки».
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения.
Логопед. Какое сейчас время года?
Дети. Зима.
Логопед. Зимой на морозе мерзнут руки, давайте их погреем. Для этого нужно потереть ладошку одной руки о другую, сжать кулачки.
Ах ты, зимушка-зима!
Не боимся мы тебя.
Мы ладошки «замочком»
сожмем,
Их погреем и дальше пойдем.
Во время упражнения внимание обращается на то, чтобы каждая рука по возможности активно участвовала. Предварительные беседы способствуют активизации речи детей.
Игра «Дети умываются».
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Дети должны имитировать движения умывания.
Логопед. Что делают люди утром в ванной?
Дети. Умываются.
Логопед. Покажите глазки, щечки, нос. Теперь давайте покажем, как все умеют хорошо умываться. (Показывает соответствующие движения.)
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Внимание обращается на то, как активно дети двигаются. Предварительная беседа способствует расширению словаря, укреплению знаний о гигиене, повторению названий частей лица.
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Дети на определенный сигнал должны выполнять мимические движения и проговаривать междометия.
Логопед. Выглянуло солнышко, стало тепло.
Дети (улыбаются). Ах! Ах! Ах!
Логопед. Показалась туча, скоро будет дождь.
Дети (хмурятся). Ух! Ух! Ух!
Логопед. Когда мы болеем, нам делают уколы, это больно.
Дети (морщатся). Ой! Ой! Ой!
Для более эмоционального выполнения упражнения используется специальное оборудование в виде картинок или предметов. Обращается внимание на то, чтобы дети одновременно выполняли мимические движения и проговаривали междометия.


Мышечная система, координация движений, слуховое внимание.
Упражнение с мячом.

Дети сидят на стульчиках или на ковре. Упражнение выполняется под музыку, сигналом к началу выполнения движения является аккорд. Дети должны передать мяч соседу и назвать его имя. Если они находятся на низком уровне развития речи, то произносят на или вот.
Мячик я в руках несу.
Ой, боюсь не удержу.
Мой сосед мне помогал
И другому передал.
Если дети плохо удерживают мяч, можно перекатывать его. Логопед обращает внимание, чтобы каждый ребенок как мог, проговаривал имя или слова.
Упражнение с кубиками.
Дети сидят на стульчиках, каждому выдаются кубики. Упражнение выполняется несколько раз под музыкальное сопровождение, смена его отрывков и аккорд служат сигналом к началу различных движений. Дети должны поднять кубики вперед, вверх и покачать руками из стороны в сторону над головой.
Аналогично можно выполнять упражнение с другими предметами - лентами, веточками и т.д.


Движения с речевым сопровождением.
Упражнение с платочком.

Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. Дети должны передать платочек соседу и при этом пропеть Тебе дарю.
Обращается внимание на то, чтобы каждый ребенок пропел фразу в силу своих возможностей. В качестве предмета можно использовать цветок, букетик и др.
Дыхание
Игра «Задуй свечку».
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Дети должны расположить перед собой раскрытые ладошки, подуть на каждый пальчик и собрать ладошки в кулачки.
Логопед следит за тем, чтобы дети загибали пальчик только после того, как подули на него.
Игра «Ветерок».
Дети сидят на стульчиках, каждому выдаются султанчики или вертушки. Упражнение выполняется несколько раз, без музыкального сопровождения. Дети должны подуть на предметы под стихи, которые читает логопед. Нужно стараться дуть сильно, чтобы фигурки двигались.
Ветер, ветер, ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море.
Гордо веешь на просторе.
А.С. Пушкин
Голос
Дети сидят на стульчиках.
Логопед рассказывает им, что можно говорить громко, тихо. Затем предлагает стать действующими лицами в предложенных ситуациях. Дети должны произносить звуки громко или тихо. В качестве наглядности можно использовать предметы, картинки.
Логопед. Мы укачиваем куклу.
Дети. А-а-а…
Логопед. Мы потерялись в лесу.
Дети. Ау-ау-ау!
Логопед. Гудит пароход.
Дети. У-у-у!
Логопед. Мышка пищит.
Дети. Пи-пи-пи…
Упражнение «Лесенка».
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется с одновременным дирижированием: на каждую строчку дети поднимают кисть руки и опускают. Песенку поет логопед, а дети поют выделенные гласные с постепенным повышением и понижением голоса.
5. Как антенна погуди(и)м
4. Дотянулись мы до кры(ы)ши.
3. Поднимаемся все вы(ы)ше,
2. Дружно песенку пое(е)м.
1. Мы по лесенке иде(е)м, 6. И обратно побежи(и)м!
Активизация речи
Дети сидят на стульчиках.
Логопед начинает стихотворение, дети должны закончить его.
Водят пчелы хоровод -
Тум, тум.
В барабан ударил кот -
Бум, бум.
Стали мышки танцевать -
Та, та, та.
Так, что начала дрожать
Вся земля.
Шведская песенка
Пылесос, пылесос
Ты куда суешь свой нос?
Жу-жу-жу-жу-жу-жу -
Я порядок навожу.
А. Масленникова


Активизация речи с одновременными движениями.
Дети сидят на стульчиках.
Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Логопед предлагает детям досказать стишок и одновременно выполнить движения.
Логопед. Дождик, дождик…
Дети. Кап, кап. (Руки сгибают, кисти на уровне груди, пальцы, кроме указательных, сжимают в кулачки. Попеременно опускают указательные пальцы вниз.)
Логопед. И по грядкам…
Дети. Тяп, тяп. (Полусогнутые кисти рук попеременно опускают вниз.)
Логопед. По дорожке…
Дети. Топ, топ. (Ладошками постукивают по коленкам.)
Логопед. А по лужам…
Дети. Шлеп, шлеп. (Хлопают в ладошки.)


Ритм и темп.
Игра на музыкальных инструментах.

Дети сидят на стульчиках. Логопед выдает каждому музыкальный инструмент (бубен, барабан, ложки, металлофон и др.). Рассказывает о том, что для каждого

инструмента необходимы своеобразные движения - играть на инструментах можно одной или двумя руками. Например, для маракасов, погремушек требуется одна рука, для ложек - две. При игре на барабане, бубне одна рука придерживает их, другая выполняет движения. При распределении инструментов необходимо учитывать двигательные возможности детей. Дети должны играть на инструментах согласно заданному ритму.
Упражнение выполняется в несколько этапов.
1. Дети разучивают ритм совместно с логопедом.
2. Прослушивается музыкальное сопровождение.
3. Дети играют на музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение.
Если ребенок не может самостоятельно освоить игру на инструменте в заданном ритме и темпе, то осуществляется педагогическая помощь. Музыка подбирается на усмотрение логопеда



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "Игровой самомассаж как средство развития мелкой моторики рук

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже....

Консультация для родителей и педагогов на тему: "Игры для развития процессов внимания и памяти"

Консультация для родителей и педагогов на тему: "Игры для развития процессов внимания и памяти"....

Картотека игр, направленных на развитие моторики, координации движений и мелкой моторики руки

Игры способствуют освоению эталонов основных движений и являются предпосылками формирования произвольной моторики, двигательной самостоятельности, двигательной рефлексии и двигательной памяти, осознан...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Русский фольклор в развитии речи детей».

laquo;Изучайте фольклор, учитесь на нем.Без знания прошлого нет будущего»А.М.Горький....

Сборник консультации для родителей и педагогов; Роль семьи в физическом развитии рбенка.

Как выбрать вид спорта?Ясно – движение детям необходимо. Но, к сожалению, реальность такова, что с каждым годом все меньше и меньше малышей приходят в спорт. С самого момента рождения родители с...