"Описание овощей и фруктов с использованием мнемотаблиц".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Руфина Юлия Анатольевна

Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы, включает в себя занимательную презентацию и много раздаточного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе.

Тема: «Рассказы – описания фруктов и овощей».

Цель: Учить детей составлять связные рассказы-описания фруктов и овощей.

Задачи:

образовательные: учить детей составлять связные, логически законченные рассказы об овощах (фруктах);

коррекционно-развивающие: развивать внимание, мышление, память, связную речь, коммуникативные навыки;

воспитательные: воспитывать желание помогать людям в беде, умение работать слаженно, внимательно слушать ответы товарищей;

здоровьесберегающие: предупредить утомляемость детей во время занятия.

Индивидуальная работа: помощь в составлении грамматически правильных предложений.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, индивидуальные схемы для описания овощей (фруктов), конверты с отдельными карточками схемы.

Ход занятия:

I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Анатольевна, а как вас зовут я вижу, сегодня мы будем … Да что это всё время пищит и мешает мне говорить? Ой, смотрите, кто-то летает, кто это?

«Помогите, помогите!»

- Садись ко мне на ладонь, не бойся.

(На экране интерактивной доски появляется фея из мультфильма «Феи», звучит звук за кадром: «Здравствуйте, ребята, меня зовут Динь, у нас в стране случилась неприятность – закончилась волшебная пыльца и мы не сможем вовремя собрать урожай, а ведь уже началась осень. Вы нам поможете?»)

Дети: Да!

Фея:  Нужно будет не просто собрать урожай, но ещё и встретиться на ежегодном семинаре по овощеведению, рассказать всё о том овоще или фрукте, который вам удалось найти. Вы сможете самостоятельно это сделать?

Воспитатель: Мы обязательно постараемся побыстрее собрать урожай и подготовить доклады, правда, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Лети, Динь, спокойно, а мы отправимся на поиски овощей!(дети садятся)

У меня для вас есть схемы для описания овощей и фруктов, вот только от них остались лишь пустые клеточки, давайте мы вместе отправимся на поиски потерянных кусочков схем.

Дети: Давайте!

II Составление схемы-описания овощей (фруктов).

Раздаю детям схемы с тремя пустыми клеточками, в середине изображен овощ или фрукт с цифрами 1,2.

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на свои схемы, что вы на них видите? Правильно, на каждой схеме нарисован овощ или фрукт, значит, вы не просто будете искать везде, а именно тот овощ или фрукт, который у вас нарисован. Ну что, готовы? Тогда не торопясь, отодвиньте стульчики и отправляйтесь на поиски!!! Искать будем все вместе, ведь мы команда.

Дети ходят вдоль шкафов с игрушками, на ковре и ищут конверты с соответствующими, цифрами в игрушках из попьемаше.

По мере нахождения, дети снова садятся за столы и собирают (как пазлы) каждый свою схему. Я хожу между партами и помогаю, если вижу некоторое недоумение.

Воспитатель: Молодцы, все кусочки схемы найдены, но кто догадался, что же они означают?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, эти фигуры помогут вам составить правильные рассказы и не сбиться на семинаре Фей. Вы уже обратили внимание на то, что у обоих детей, сидящих за одной партой, один овощ (фрукт). А это всё для того, чтобы вас не смутило выступление, вы же заметили, что схемы получились совершенно разные. Только смотрите, у кого стоит цифра 1 – начинает рассказ, а 2 – его заканчивает. Так вам будет намного удобнее.

Давайте же с вами подумаем и расшифруем, что обозначают эти фигуры. У всех они одинаковые, только овощи (фрукты) разные. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Итак, посмотрите, пожалуйста, на экран, здесь изображена вся схема. О чём мы скажем в самом начале нашего рассказа, почему здесь стоит вопрос?

Ответы детей.

Конечно, для начала мы представляем свой продукт. Затем, посмотрите, что означают вот эти разноцветные пятна?

Ответы детей.

Правильно, вы должны будете сказать, какого он цвета. Дальше изображены геометрические фигуры, что это значит?

Ответы детей.

Да, мы говорим о форме. А затем, смотрите, большое и маленькое яблоко, для чего?

Ответы детей.

Конечно это размер. Нарисован лимон и арбуз, чтобы это значило?

Ответы детей.

Правильно, мы определяем вкус нашего плода. Дерево и земля?

Ответы детей.

Да, на дереве или на грядке растёт. Ну и последнее, почему-то здесь нарисована чашка и кастрюля, вы как считаете, что это означает?

Ответы детей.

Правильно, как мы с вами используем в пищу тот или иной плод.

Итак, вы готовы? Тогда отправляемся на семинар по овощеведению, но для начала, давайте сделаем зарядку для глаз.

III Физкультминутка.

Зарядка для глаз.

IV Образец составления описательного рассказа.

Ну, вот мы и попали на ту самую поляну, на которой проходит семинар Фей. Ой, слышите, опять какой-то писк, но он уже намного сильнее, чем был вначале занятия. Наверное, это феи ждут нас, для открытия семинара. Давайте дружно поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Писк пропадает, а на экране появляется фея  Динь.

Динь: здравствуйте, ребята, вы нас не подвели, вовремя всё успели сделать. А чтобы вам немного помочь, я первая начну своё выступление на семинаре и расскажу про тыкву.

Под изображением Динь нарисована схема описательного рассказа, только не в виде таблицы, а в виде отдельных клеточек. В  течение её рассказа клеточки исчезают одна за другой, показывая то, что про это она уже рассказала.

Динь: это тыква, она оранжевого цвета, овальной формы, большая по размеру, растёт на грядке, её можно добавлять в кашу, а ещё можно просто парить и есть.

Звучат аплодисменты!

Воспитатель: Молодец Динь! Вам понравился её рассказ? Смотрите, она ничего не пропустила, рассказала обо всём. Теперь настала ваша очередь выступить.

V Самостоятельные рассказы детей.

Дети парами входят к доске и составляют свои рассказы. Я по ходу помогаю, подсказываю, если вижу замешательство.

VI Итог занятия.

Звучат аплодисменты, которые означают, что все рассказы детей получились.

Динь: Спасибо большое, вам, ребята, вы нам очень помогли, теперь можно спокойно встречать зиму, ведь все запасы собраны. В благодарность за вашу помощь, мы приготовили вам небольшой подарок из наших запасов, угощайтесь.

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательно выступили. Теперь Феи знают, кого можно просить о помощи, если она им понадобится.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: "ОПИСАНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ"

Конспект открытого занятия во II мл. группе по развитию речи....

описание овощей и фруктов

развивать речь детей и обогащать её...

Коспект непосредственной образовательной деятельности_ Описание овощей и фруктов

Коспект разработан для детей средней группы детского сада.Направлен на:- развитие связной речи;- закрепление навыков строить полные предложения: - выделять характерные признаки предметов и сравни...

Конспект психолого-педагогической работы по проведению непосредственной образовательной деятельности «Описание овощей и фруктов»

Описание овощей и фруктов.Цель: Учить составлять описание предмета.Программное содержание: Упражнять в согласовании существительных, прилагательных. Продолжать учить отгадывать загадки. Развивать вним...

Совместная коммуникативная деятельность "Описание овощей и фруктов"

Совместная коммуникативная деятельность с детьми младшей группы "Описание овощей и фруктов"Задачи: формировать умение составлять описание предмета; упражнять в согласовании существительных, прилагател...

Самоанализ. Непосредственной образовательной деятельности во 2 младшей группе по развитию речи во второй младшей группе на тему «Описание овощей и фруктов»

задачи:Развивающие: развивать речь, способствовать сенсорному развитию и слуховому восприятию. Обучающие: учить описывать овощи по цвету, величине, форме. Различать овощи по внешнему виду; учить ...

Презентация "Описание описание овощей и фруктов"

Презентация к конспекту по развитию речи "Описание овощей о фруктов"....