Воспитание правильной речи и активизация слухового восприятия у детей с врожденной расщелиной неба.
статья по логопедии по теме

капустина ксения викторовна

Воспитание правильной речи и активизация слухового восприятия у детей с врожденной расщелиной неба.

      Наличие у ребенка расщелины неба (врожденного порока развития) коренным образом меняет становление важнейших функций детского организма, в том числе и речевой. Внедрение новых методов лечения, проведение оперативного лечения в более ранние сроки делает возможным более раннее начало речевой реабилитации. Становление навыков общения у ребенка начинается сразу после рождения, и именно на первом году жизни происходят события, влияющие на языковое развитие. Самый главный и наиболее негативный эффект врожденной расщелины неба – нарушение питания, обусловленное затруднениями при кормлении. Ребенок в силу физической аномалии участвующих в сосании органов не может полноценно сосать. Естественно, что этот дефект отрицательно сказывается и на развитии моторных функций речевого аппарата, и на формировании фонетической стороны речи. Неблагоприятным для развития речи следствием затрудненного кормления при ВРН является также нарушение взаимодействия между матерью и ребенком, нестабильность контакта во время кормления: именно продуктивный эмоциональный контакт служит важным средством социального развития, а тем самым и для овладения языком, становления речи.

      В связи с врожденной расщелиной неба возникают и слуховые проблемы. Повышение порогов слухового восприятия, связанное с заболеваниями среднего уха, представляет собой один из важнейших симптомов в структуре синдрома нарушений при врожденных расщелинах неба. Даже незначительное нарушение слуховой функции очень осложняет процесс овладения полноценной разборчивой речью. Развитие и активизация слухового восприятия, а на его базе достаточного слухового контроля за речью и полноценных слуховых дифференцировок является важнейшим условием конечной цели комплексной реабилитации детей данной группы – формирования правильной полноценной речи. Именно на основе развития слухового восприятия происходит восстановление нормального акцептора результата действия, создающего базу для активизации адаптационных и компенсаторных механизмов функциональной системы речи с максимальным использованием при этом формирования положительных или отрицательных эмоций.

     Каждому ребенку необходимо объяснить, чем его речь отличается от речи окружающих. Для анализа предлагаются образцы нормального и носового резонанса при произнесении ротовых звуков. Применяются следующие упражнения:

1.      Логопед произносит пары звуков, один из пары – с носовым оттенком, другой – нормально, при этом ребенку предлагается подать сигнал, если он услышал звук, который произнесен «в нос»;

2.      Аналогично дифференцировать пары слогов;

3.      Аналогично дифференцировать пары слов.

Далее работа продолжается на материале по различению ярко выраженных различий голосов других людей. Стремимся научить ребенка определять, с назальным оттенком или без него произнесены звуки. Варианты упражнений:

·         Логопед произносит пары звуков, один с назальным оттенком, другой – чисто. Ребенку предлагается подать различные сигналы: например, если услышит правильный звук – поставить красную фишку, а если «в нос» - синюю;

·         Ребенку предлагаются карточки с изображениями зайца и медведя, сообщается о том, что заяц говорит хорошо, а медведь – плохо. Услышав звук с нормальным резонансом, ребенок поднимает карточку с изображением зайца, а если звук произнесен с назальным резонансом – медведя.

       Затем учим ребенка различать менее выраженные различия голосов. Логопед предлагает образцы речи, ориентируясь на три уровня: гиперназальный, назальный и нормальный резонанс, при этом ребенок:

·         Кладет фишки в три коробочки, различные по величине или по цвету, слушая звуки и распределяя их в зависимости от звучания;

·         Ставит точки в три кружка, различные по величине или по цвету, слушая звуки и распределяя их в зависимости от звучания;

·         Оценивает прослушиваемые звуки

Далее обучаем распознавать назализованные и неназализованные звуки собственной речи. Для этого выбираем гласные звуки, которые получаются у ребенка лучше (хотя в моей практике была девочка, для которой произношение гласных звуков было тяжелым испытанием). Упражнения выполняются в следующих вариантах:

1.      Ребенок произносит звук, а логопед повторяет его с гиперназализацией, затем предлагает ребенку сравнить звучание;

2.      Ребенок произносит звук, затем слушает, как этот же звук произносит логопед, объясняет разницу и снова повторяет как можно чаще;

3.      Логопед произносит один и тот же звук с нормальным и гиперназальным резонансом, ребенок повторяет.

Только почувствовав разницу в звучании, ребенок начинает правильно выполнять речевые упражнения. В качестве опоры используются зрительные, кинестетические, тактильные ощущения, появляющиеся при адекватном резонансе. Работа по развитию слухового восприятия проводится в течение всего курса речевой терапии с соблюдением объективной последовательности, понятности и доступности детям используемого материала и приемов. В процессе занятий нужно добиваться устойчивого распознавания дисбаланса резонанса даже от маленького ребенка.

Нужно помнить, что ребенок с врожденной расщелиной неба индивидуальны, поэтому следует помнить и применении дифференцированного подхода и об учете индивидуальных особенностей ребенка, его характера. Самое главное, что нужно маленькому человеку, - это чтобы его любили. И если ребенок почувствует искреннюю любовь к себе, заинтересованность людей, которые с ним работают, и их уверенность в том, что все получится, - не стоит сомневаться в успехе. Профессионализм и любовь творят чудеса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_vrozhdepnnoy_rasshchelinoy_neba.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание правильной речи и активизация слухового восприятия у детей с врожденной расщелиной неба.

      Наличие у ребенка расщелины неба (врожденного порока развития) коренным образом меняет становление важнейших функций детского организма, в том числе и речевой. Внедрение новых методов лечения, проведение оперативного лечения в более ранние сроки делает возможным более раннее начало речевой реабилитации. Становление навыков общения у ребенка начинается сразу после рождения, и именно на первом году жизни происходят события, влияющие на языковое развитие. Самый главный и наиболее негативный эффект врожденной расщелины неба – нарушение питания, обусловленное затруднениями при кормлении. Ребенок в силу физической аномалии участвующих в сосании органов не может полноценно сосать. Естественно, что этот дефект отрицательно сказывается и на развитии моторных функций речевого аппарата, и на формировании фонетической стороны речи. Неблагоприятным для развития речи следствием затрудненного кормления при ВРН является также нарушение взаимодействия между матерью и ребенком, нестабильность контакта во время кормления: именно продуктивный эмоциональный контакт служит важным средством социального развития, а тем самым и для овладения языком, становления речи.

      В связи с врожденной расщелиной неба возникают и слуховые проблемы. Повышение порогов слухового восприятия, связанное с заболеваниями среднего уха, представляет собой один из важнейших симптомов в структуре синдрома нарушений при врожденных расщелинах неба. Даже незначительное нарушение слуховой функции очень осложняет процесс овладения полноценной разборчивой речью. Развитие и активизация слухового восприятия, а на его базе достаточного слухового контроля за речью и полноценных слуховых дифференцировок является важнейшим условием конечной цели комплексной реабилитации детей данной группы – формирования правильной полноценной речи. Именно на основе развития слухового восприятия происходит восстановление нормального акцептора результата действия, создающего базу для активизации адаптационных и компенсаторных механизмов функциональной системы речи с максимальным использованием при этом формирования положительных или отрицательных эмоций.

     Каждому ребенку необходимо объяснить, чем его речь отличается от речи окружающих. Для анализа предлагаются образцы нормального и носового резонанса при произнесении ротовых звуков. Применяются следующие упражнения:

  1. Логопед произносит пары звуков, один из пары – с носовым оттенком, другой – нормально, при этом ребенку предлагается подать сигнал, если он услышал звук, который произнесен «в нос»;
  2. Аналогично дифференцировать пары слогов;
  3. Аналогично дифференцировать пары слов.

Далее работа продолжается на материале по различению ярко выраженных различий голосов других людей. Стремимся научить ребенка определять, с назальным оттенком или без него произнесены звуки. Варианты упражнений:

  • Логопед произносит пары звуков, один с назальным оттенком, другой – чисто. Ребенку предлагается подать различные сигналы: например, если услышит правильный звук – поставить красную фишку, а если «в нос» - синюю;
  • Ребенку предлагаются карточки с изображениями зайца и медведя, сообщается о том, что заяц говорит хорошо, а медведь – плохо. Услышав звук с нормальным резонансом, ребенок поднимает карточку с изображением зайца, а если звук произнесен с назальным резонансом – медведя.

       Затем учим ребенка различать менее выраженные различия голосов. Логопед предлагает образцы речи, ориентируясь на три уровня: гиперназальный, назальный и нормальный резонанс, при этом ребенок:

  • Кладет фишки в три коробочки, различные по величине или по цвету, слушая звуки и распределяя их в зависимости от звучания;
  • Ставит точки в три кружка, различные по величине или по цвету, слушая звуки и распределяя их в зависимости от звучания;
  • Оценивает прослушиваемые звуки

Далее обучаем распознавать назализованные и неназализованные звуки собственной речи. Для этого выбираем гласные звуки, которые получаются у ребенка лучше (хотя в моей практике была девочка, для которой произношение гласных звуков было тяжелым испытанием). Упражнения выполняются в следующих вариантах:

  1. Ребенок произносит звук, а логопед повторяет его с гиперназализацией, затем предлагает ребенку сравнить звучание;
  2. Ребенок произносит звук, затем слушает, как этот же звук произносит логопед, объясняет разницу и снова повторяет как можно чаще;
  3. Логопед произносит один и тот же звук с нормальным и гиперназальным резонансом, ребенок повторяет.

Только почувствовав разницу в звучании, ребенок начинает правильно выполнять речевые упражнения. В качестве опоры используются зрительные, кинестетические, тактильные ощущения, появляющиеся при адекватном резонансе. Работа по развитию слухового восприятия проводится в течение всего курса речевой терапии с соблюдением объективной последовательности, понятности и доступности детям используемого материала и приемов. В процессе занятий нужно добиваться устойчивого распознавания дисбаланса резонанса даже от маленького ребенка.

Нужно помнить, что ребенок с врожденной расщелиной неба индивидуальны, поэтому следует помнить и применении дифференцированного подхода и об учете индивидуальных особенностей ребенка, его характера. Самое главное, что нужно маленькому человеку, - это чтобы его любили. И если ребенок почувствует искреннюю любовь к себе, заинтересованность людей, которые с ним работают, и их уверенность в том, что все получится, - не стоит сомневаться в успехе. Профессионализм и любовь творят чудеса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты по развитию слухового восприятия у детей средней/старшей группы.

В конспектах представлен начальный этап обучения детей с нарушениями речи развитию слухового восприятия....

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ РАСЩЕЛИНАМИ НЁБА

Проведение логопедического массажа при таком дефекте у ребенка просто необходимо.Под воздействием логопедического массажа улучшается трофическая функция мышечной системы, повышаетс...

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Исследование слухового восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методическая разработка посвящена исследованию слухового восприятия дошкольников. В данной работе в первом разделе  описаны психологический, лингвистический и психолингвистический асп...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию "Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет"

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию "Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет"...

Музыкальные занятия как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....