Консультация для родителей по музыкальному воспитанию "Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет"
консультация (младшая группа) на тему

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию "Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Консультация для родителей

Развитие слухового восприятия

у детей 2-3 лет

                                                                Подготовила музыкальный руководитель

                                        Павлухина Елена Алимовна

Энгельс 2017

«Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет»

Цель: активизация творческого потенциала родителей в процессе взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи: повысить компетентность родителей в вопросе по развитию слухового восприятия у детей; познакомить родителей с возможностями игровой деятельности, с приемами и методами ее организации и умелом руководстве взрослого.

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Непременным условием для развития речи является способность слышать

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться в раннем возрасте.

Развитие неречевого слуха

Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи). Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире.

Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Умение сосредоточится на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Именно по этому, необходимо использовать игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки. Следует также учесть, что звуки могут восприниматься на слух или с опорой на зрение (слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков необходимо соблюдать последовательность:

• звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.

• звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев, гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и др. ;

• звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, скрип двери, тиканье часов, жужжание пылесоса, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы и др. ;

• транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;

1

• звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

• звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, гармошка и т. д.

Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.

Игры на развитие физического слуха.

«Послушаем звуки!»

цельразвитие слухового вниманиявосприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.

Ход игры: Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – шум ветра, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома. Также обращайте внимание на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе – собаки, кошки, вороны, воробьи и т. д. После того как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно, предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух);

- Закрой глаза, прислушайся. Что ты слышишь? И ребенок должен назвать звуки, которые он услышал.

Аналогично проводится игра «Звуки дома» на восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.

Ход игры: находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шипению закипающего чайника и т. д.

(предлагаю родителям закрыть глаза и прислушаться к звукам детского сада)

«Кто кричит?»

Летом на даче или в гостях в деревне, вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами. Научите его различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух) Усложняя задачу, предложите ребенку с закрытыми глазами определить кто кричит.

- Закрой глаза и постарайся угадать, кто кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.

«Постучим, погремим!»

цельразвитие слухового вниманиявосприятия на слух звуков, которые издают различные предметы.

оборудование: бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и т. д.

Ход игры: Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетом, ударьте металлическими ложками друг о друга и т. д. После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал.

Вначале вы с ребенком договариваетесь, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате – манипулировать ими издавая звуки.

(предлагаю родителям закрыть глаза и определить, какой предмет издает звук)

Аналогично проводится игра со звучащими игрушками.

2

«Кто услышит»

Игра направлена на развитие слухового восприятия, расширение активного словаря.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: понадобятся предметы, издающие различные звуки, например, колокольчик, молоточек, детская дудочка – все что угодно, вы можете подбирать эти предметы по категориям: музыкальные инструменты, предметы из бумаги и т. д. Взрослый говорит ребенку: «Давай вместе послушаем, какие звуки издают предметы, которые я тут

приготовил. А теперь я спрячу их за спину и пошумлю ими. Да, вот так. А ты попробуй угадать, что это был за предмет».

«Я здесь»

Игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве, быстро сосредоточиваться и находить источник звука.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку:

«Сейчас я завяжу тебе глазки, не пугайся, потом я тихо-тихо отойду от тебя в сторону (начинайте с меньших расстояний, постепенно увеличивая их до 3 метров).

А теперь я громко скажу: «Я здесь», и тебе просто нужно рукой показать, откуда донеслись мои слова».

Если вы играете в компании других детей, тогда можно попросить водящего (ребенка с закрытыми глазами) по звуку голоса угадать, кто именно из участвующих детей отошел в сторону.

«Эти звуки не для скуки»

Игра направлена на активизацию прошлого опыта ребенка, развитие акустической памяти.

Возраст детей: от 2 лет.

Инструкция и ход игры: отличие этой игры от предыдущих вариантов состоит в том, что здесь вы используете не специально подобранные звуки, а ежедневные будничные шумы (помешать ложкой в стакане, скрип открываемой двери, звонок телефона), то есть все звуки, на которые ребенок в повседневной жизни внимания не обращает. Вы завязываете ему глаза, воспроизводите любой бытовой шум и просите ребенка отгадать, что это было и для чего это нужно. Важно, что заранее вы не обговариваете, какие именно будут звуки, их можно ограничить «зонами». Например, звуки кухни, звуки детской, звуки прихожей и т. д. Если ребенок постарше, вы можете давать подряд 2-3 звука, тренируя таким образом акустическую память.

   Рекомендованные игры помогут открыть для малыша мир звуков и сделать его более чувствительным к этой стороне восприятия.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста».

Детей, имеющих отклонения в речевом развитии, не овладевших  нормативными сроками звуковой стороной языка, в возрасте 5-6 лет каждый год становится больше....

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОВЗ"

В материале представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и восприятия....

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОВЗ"

В материале представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и восприятия....

Консультация для родителей на тему: "Развитие слухового внимания у детей с 2 до 3 лет"

Ребёнок с самого рождения окружен звуками – шумами, музыкой, речью. На третьем году жизни контролировать свой слух и различать отдельные звуки малыш ещё не может. В предлагаемых играх, игровых з...

Консультация для родителей «Родительская помощь в развитии восприятия у детей 4 лет»

Значение восприятияЗначение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включени...

Консультация для родителей «Игры по развитию слухового восприятия для детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Игры по развитию слухового восприятия для детей раннего возраста»...

Консультация для родителей "Игры для развития слуховой памяти у детей с ЗПР"

У детей с ЗПР из всех видов памяти (наряду с двигательной и осязательной) в большей степени страдает слухоречевая память. Ее развитию способствуют специальные игры и упражнения, а также использование ...