Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" для детей старшей группы с ЗПР по теме: «Звуки [О], [У].Буквы О, У . Игрушки».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Тема: «Звуки [О], [У].Буквы О, У . Игрушки».

Цель:  дифференциация звуков [О], [У].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки [О], [У].Буквы О, У . Игрушки».

Цель:  дифференциация звуков [О], [У].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Учить различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Учить выделять указанные звуки в слогах, словах;
  • Учить соотносить звук с буквой;
  • Упражнять в употреблять существительных в ед.числе, Р.П.
  • Продолжать учить согласовывать местоимения мой, моя с существительными.
  • Продолжать учить описывать предмет по плану.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического слуха;
  • Развитие артикуляционной, общей моторики;
  • Развитие зрительного восприятия;
  • Развитие мышления;

Коррекционно-воспитательные:        

  • Воспитание желания прийти на помощь на материале используемых предложений;
  • Воспитание бережного отношения к игрушкам;

Оборудование:

Раздаточный материал:

  • Ноутбук;
  • запись гудка паровоза;
  • картинки с контурным изображением игрушек;
  • картинки с зашумленным изображением игрушек;  
  • картинки с изображением игрушек: куклы, кубика, ослика, паровоза, утки, слона, самолета;
  • паровоз с вагонами;
  • подносы с манной крупой;
  • зеркала;  
  • игрушки (кукла, кубик, ослик, паровоз, утка, слон);
  • схема условного обозначения  гласного звука (красный квадрат);
  • схема для характеристики звука;
  • карточки с условным обозначением звуков У, О (для каждого ребенка);
  • шуточное изображение букв О, У;
  • карточки с буквами О, У;
  • письмо;
  • две посылки (для групп «Утята» и «Осы»);
  • схема для составления описательного рассказа; названия станций.

Предварительная работа:

  • Проведение игр «Магазин», «Подари картинки», «Чего не стало?», «Поймай звуки».
  • Составление описательного рассказа об игрушках;
  • Заучивание с детьми стихов.
  • Характеристика звуков.
  • Соотнесение звуков О, У с буквами;

Словарная работа:

Синее платье, зеленый кубик, ослик, разноцветный паровоз, желтая утка, серый слон,  магазин игрушек, гудок паровоза.


Ход занятия

Основные части занятия

Деятельность и слова педагога

Примерная деятельность и слова детей

Организационный момент

Логопед с письмом в руках встречает детей в групповой комнате. Дети встают полукругом.

- Ребята, посмотрите, что сегодня мне передали для вас.

- Что это?

- Кто мог его принести?

- Хотите посмотреть, что там внутри?

- Откройте конверт.

- Что это?

- Ребята, давайте вместе прочитаем письмо?

- Игрушки даже с картинок исчезли, осталось только их изображение. Вы догадались, каких игрушек не стало у ребят?

- Мне очень жалко и ребят и игрушки. А вам.

- Может мы сможем ребятам помочь найти игрушки?

- Где мы будем искать игрушки, куда они могли убежать?

- Это письмо.

- Почтальон.

- Да.

Ребенок достает из конверта письмо и картинки.

- Это письмо и картинки

- Здравствуйте ребята! Пишут вам дети из соседнего детского сада, из групп «Утята» и «Осы». Нам очень нужна ваша помощь. У нас пропали любимые игрушки. Помогите нам, пожалуйста, их найти. Высылаем их изображения.

Дети достают из конверта по одной картинке и называют.

- Не стало куклы, кубика, ослика, слона, утки, паровоза.

- Жалко.

- Сможем.

- В другой детский сад, в магазин, на улицу

Артикуляционная гимнастика

- У нас есть волшебные зеркала, в которых мы сможем увидеть правильное направление. А главным нашим помощником будет веселый язычок. Он покажет нам дорогу.

Логопед приглашает детей сесть за столы, на которых стоят зеркала. Логопед предъявляет картинки на каждое упражнение.

- Ребята,  вокруг д/с. забор. Покажите зубки (упр. «заборчик»).  Откроем в заборе калитку (упр. «птенчик»). Перед нами широкая тропка (упр. «лопаточка»). Пойдем по широкой тропинке, а потом по узкой (упр. «иголочка»). Посмотрим направо, налево (упр. «часики»). Посмотрим вокруг (упр. «оближем губы»).

Из коридора слышен гудок паровоза.

- Ребята, что это?

- Почему он так тихо гудит?

- Паровоз гудит все громче и громче, как вы думаете почему?

Логопед обращает внимание детей на паровоз на наборном полотно.

- Вот и волшебный паровоз. У нас впереди дальняя и трудная, дорога. На чем мы можем отправиться в путешествие?

Логопед предлагает детям встать друг за другом.

- Паровоз отправляется в путь.

Паровоз, паровоз новенький, блестящий!

Он ребяток повез, будто настоящий.

Чух-чух-чух ту-ту-у-у!

Дети выполняют соответствующие артикуляционные упражнения. 

-Это гудит паровоз

- Он едет далеко.

- Паровоз едет к нам.

- На поезде.

- Паровоз, паровоз новенький, блестящий! Он ребяток повез, будто настоящий.

Дети передвигаются по группе изображая паровоз.

Характеристика звуков.

- Первая остановка – это «Станция звуков».

Логопед обращает внимание детей на карточку с названием станции и предлагает им сесть за столы, на которых стоят зеркала.

- Как гудел паровоз?

- Как расположены губы, зубы язык при произнесении звука [у]. Посмотрите на меня. А теперь посмотрите на себя в зеркала.

- Горлышко работает или нет?

- Воздух встречает преграду или нет?

- Мы можем петь этот звук?

Логопед обращает внимание детей на карточку с условным обозначением звука [у].

- Как называется звук, при произнесении которого воздух проходит свободно, не встречая преграды и который можно петь?

- Ребята, мы услышали звук паровоза. А мы можем увидеть звук или мы его только слышим?

- Когда вы услышали гудок, вы удивились?

- А как вы удивляетесь, покажите?

- А кто-то наверно обрадовался. Улыбнитесь, покажите как вы радуетесь.

- Какой звук мы произносим, когда удивляемся?

- Посмотрите на себя в зеркало. Как расположены губы, зубы, язык при произношении звука [О]

-Горлышко работает или нет?

- Воздух встречает преграду или нет?

- Мы можем петь этот звук?

- Как называется звук, при произнесении которого воздух проходит свободно, не встречая преграды и который можно петь?

Логопед обращает внимание детей на карточку с условным обозначением звука [О].

- Фишкой какого цвета мы обозначаем гласные звуки?

- Чем отличается произношение звуков [О], [У].

- Какие звуки сегодня будут нам помогать?

- Звуки хотят поиграть с вами. Я буду называть слоги, а вы если услышите в них звук У положите слева на стол фишку на которой нарисован круг, а если услышите звук О, то фишку, на которой нарисован овал.

- Лу, со, му, го, ту, ру.

- Молодцы!

-Ребята, мы много увидели, узнали, а игрушки на этой станции мы нашли?

- Значит, нам пора ехать дальше. Занимайте места в паровозе.

Едет, едет паровоз.

Две трубы, сто колес.

Чух-чух-чух ту-ту-у-у!

- У-у-у-у.

-Губы трубочкой (похожи на круг), зубы не смыкаются

 - Горлышко работает, воздух проходит свободно, звук можно петь.

-Гласный звук.

- Нет. Звуки мы только слышим, произносим.

- Да.

Дети выражают удивление.

- Звук [О].

- Губы округлены (похожи на овал), выдвинуты вперед, зубы не сомкнуты, язык лежит на дне рта.

- Горлышко работает, воздух проходит свободно, звук можно петь.

-Гласный звук.

- Фишкой красного цвета.

- При произношении звука [У] губы похожи на круг, а при произнесении звука [О] – на овал.

- Звуки [О], [У].

Дети выполняют задание.

- Нет.

садятся в воображаемый паровоз.

Едет, едет паровоз.

Две трубы, сто колес.Чух-чух-чух ту-ту-у-у!.

Связь звуков с буквами.

- Мы прибыли на «Станцию букв».

Логопед предлагает детям подойти к доске, на которой висят буквы О и У и их шуточные изображения.

- Мы были на станции звуков, а сейчас прибыли на станцию букв. Они чем-то отличаются?

- Какой буквой мы обозначаем звук У?

- На что похожа буква?

- Напишите букву на ладошке, в воздухе.

- Какой буквой мы обозначаем звук [О]?

- На что похожа буква О?

- О – как обруч, захочу –

По дороге покачу.

   В старом дереве дупло

   Ну совсем как буква О.

- Напишите букву на ладошке, в воздухе.

Логопед приглашает детей к столам, на которых стоят подносы с манной крупой.

- Напишите на манной крупе букву О, а теперь букву У.

- Нашли мы игрушки?

И на этой станции не оказалось игрушек. Поехали дальше. Занимайте свои места в паровозе.

- Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,

  Везут они веселую компанию ребят.

  Чух-чух-чух ту-ту-у-у!

- Буквы мы можем видеть, писать, читать, а звуки мы слышим, поизносим.

- Буквой У

- На улитку, на уши зайчика, на сучок, на рога.

- У – сучок. В любом лесу.

   Ты увидишь букву У.

- У – улитка на дорожке –

Смело выпустила рожки.

Уходите-ка с пути!

Не мешайте дом везти.

-Буквой О.

- Посмотри на колесо –

   И увидишь букву О.

Дети пишут букву.

- На обруч, на колесо, на сушку.

- Нет.

- Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,

  Везут они веселую компанию ребят.

  Чух-чух-чух ту-ту-у-у!

Игра «Поймай звук»

- Мы прибыли на «Станцию игрушек». Поищем наши игрушки здесь, а звуки [О] и [У] нам помогут.

На столе лежат зашумленные картинки с изображением игрушек.

- На что похожи эти изображения?

- Если в названии игрушки есть звук О, то хлопните в ладоши, если У, то топните  ножкой. Что это?

- Вам не кажется, игрушки начинают появляться на картинках. Это значит, что мы приближаемся к нашей цели и скоро найдем игрушки.

- Занимайте места в вагончиках.

Паровоз, паровоз новенький, блестящий!

Он ребяток повез, будто настоящий.

Чух-чух-чух ту-ту-у-у!

- На игрушки.

- Кубик, волчок, слон, утка, ослик, улитка, самолет.

Выполняют соответствующие движения.

Паровоз, паровоз новенький, блестящий!

Он ребяток повез, будто настоящий.

Чух-чух-чух ту-ту-у-у!

Игра «Магазин»

- Следующая остановка «Магазин игрушек».

- Что в нем продается?

- Ребята, зайдем в магазин, посмотрим, может быть игрушки, которые мы ищем здесь?

Логопед с детьми подходят к прилавку, на котором стоят игрушки. Логопед раздает детям картинки с пропавшими игрушками.

- Посмотрите на свои картинки. Ребята, теперь игрушки снова на них появились.

- В каждом магазине должен быть продавец. Можно, я буду продавцом. А вы тогда кем будете?

- Для чего вы пришли в этот магазин?

- В нашем магазине много разных игрушек. Опишите по плану те игрушки, которые вы хотели найти (цвет, размер, из каких частей состоит).

- Да у нас есть такая игрушка. Возьми свою уточку.

- Игрушки.

- Да.

- Покупателями.

- Чтобы найти игрушки, которые пропали у ребят.

- Моя уточка желтого цвета. Она среднего размера. У игрушки есть голова, клюв, крылья, хвост.

Игра «Подари картинки».

- Ребята, мы все игрушки нашли, которые потерялись у ребят?

- Почему они убежали обратно в магазин?

- Ребята, а вы знаете, как нужно обращаться с игрушками?

- Давайте, сложим игрушки в 2 посылки. Для детей из группы «Осы» мы положим игрушки, в названии которых есть звук [О], а для «Утят» игрушки со звуком [У].

- Да.

- Ребята плохо с ними обращались.

- Бережно, аккуратно. Нельзя кидать, ломать, пачкать игрушки. Нужно их убирать на место.

- Я положу куклу в посылку для утят, потому что в названии этой игрушки есть звук [У] и т.д.

Итог

- Молодцы, ребята! Вы сегодня сделали доброе дело.

-Кому мы сегодня помогали?

- Что мы искали?

- Какие звуки прятались в названиях игрушек?

- Чем они отличаются?

- А теперь нам пора возвращаться.

Едет, едет паровоз.

Две трубы, сто колес.

Чух-чух-чух ту-ту-у-у! Вот мы и в детском саду.

- За то, что вы такие молодцы и нашли игрушки, ребята попросили  вас отблагодарить и подарить вам наклейки.

-Мы помогали ребятам из другого детского сада.

- Мы искали пропавшие игрушки.

- Звуки [О],[У].

- Произнесении звука [О] губы похожи на овал, а при произнесении [У] губы похожи на круг.

- Едет, едет паровоз.

Две трубы, сто колес.

Чух-чух-чух ту-ту-у-у!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "

В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....

Конспект организации непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы комбинированной направленности ТЕМА: «Водоплавающие птицы»

Цель: расширить знания о птицах.Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить и расширить представления о птицах;- уточнить и активизировать словарь по теме «Водоплавающие птицы»;- совершенствовать ...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с ФФНР Тема: «Мы едем, едем, едем…»

Данная НОД направлена на развитие правильного звукопроизношения у детей старшей группы, имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи. Основной целью образовательной деятельности является дифференциа...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Звук Л».

Цели:1.   Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразах, стихах.2.   Развитие фонематического восприятия, анализа.3.   Определение позиции звука Л в словах.4....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Звук и буква Р»

Цели:1.   Автоматизация звука Р в слогах,  словах, фразах.2.   Развитие фонематического восприятия, анализа.3.   Определение позиции звука Р в словах.4.   ...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и   различать  звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе  картинок к схе...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б».

Цель занятия: Познакомить детей со звуком и буквой [Б], формировать навыки звукового анализа.Задачи:Коррекционно-образовательные:- научить детей различать звуки [Б – Б’] по акуст...