Познавательно - речевая среда как условие развития речи у старших дошкольников на логопункте ДОУ
проект по логопедии на тему

Каплина Татьяна Викторовна

Познавательно - речевая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований.

Воспитательный потенциал среды многозначен: это – условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева) ; это – способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей, в частности потребности в игровой деятельности.

  Создание условий для полноценного познавательно -  речевого развития детей предусматривает:

·        обеспечение развивающей предметно -пространственной среды в ДОУ;

·        целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

·        повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

·        создание дополнительных услуг по развитию речи детей;

·        изучение состояния устной речи детей;

·        участие родителей в речевом воспитании детей. 

Одно из условий для полноценного познавательно - речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно -пространственной среды в ДОУ.

Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно - развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно - творческую деятельность детей группы.

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:

1. Речь педагога.

 2. Методы и приемы разных сторон речи детей.

 3. Специальное оборудование для каждой группы.

Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так - как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.

 «В пустых стенах ребенок не заговорит …» заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, надо учитывать в первую очередь  то, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, и общении.

Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно–речевого развития детей.

Предметно - развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-rechevaya_sreda.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области                       Государственное автономное образовательное учреждение               дополнительного профессионального образования                                     (повышение квалификации) специалистов                                                         Самарский областной институт повышения квалификации и                      переподготовки работников образования

Итоговая работа                                                                                                                на тему: «Познавательно - речевая среда как условие развития речи у старших дошкольников на логопункте ДОУ»                                                        

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ВБ:20.04.2015г.-24.04.2015г.                                                                                 «Формирование познавательно - речевой активности детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении»

Выполнила: Каплина Татьяна Викторовна,                                                              учитель-логопед,                                                                                                         МБДОУ д/с №42                                                                                                    Ленинского района г.о. Самара

Самара, 2015г.

Оглавление

І. Вводная часть

3 стр.

ІІ. Основная часть

4 стр.

ІІІ. Заключение

12 стр.

Информационные источники

13 стр.

І. Вводная часть

           

Познавательно - речевая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований.

Воспитательный потенциал среды многозначен: это – условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева) ; это – способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей, в частности потребности в игровой деятельности.

  Создание условий для полноценного познавательно -  речевого развития детей предусматривает:

  • обеспечение развивающей предметно -пространственной среды в ДОУ;
  • целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • создание дополнительных услуг по развитию речи детей;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.

ІІ. Основная часть

Роль предметно - развивающей среды в познавательно - речевом развитии ребенка

Одно из условий для полноценного познавательно - речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно -пространственной среды в ДОУ.

Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно - развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно - творческую деятельность детей группы.

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:

1. Речь педагога.

 2. Методы и приемы разных сторон речи детей.

 3. Специальное оборудование для каждой группы.

Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так - как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.

 «В пустых стенах ребенок не заговорит …» заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, надо учитывать в первую очередь  то, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, и общении.

Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно–речевого развития детей.

Предметно - развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

 

Организация предметно - развивающей среды с целью познавательно - речевого развития детей

С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформлены центры речевой активности. Разработаны определенные требования к их содержанию. Учителем - логопедом накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно–речевой направленности, подобран диагностический материал.

Перед нами была поставлена цель создания условий в группе для полноценного познавательно - речевого развития детей.

Для достижения поставленной цели мы определили задачи:

1. Создание предметно - развивающей среды.

2. Нахождение эффективных форм, методов и приемов обучения детей.

3. Организовать работу с родителями направленную на формирование правильного познавательно - речевого воспитания в семье.

Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач мы считаем обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.

С целью создания эффективно развивающей предметно - пространственной среды, в группе оформлен познавательно - речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно - печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, приобрели настольный театр «Буратино», «Три медведя», «Теремок», способствующий развитию диалогической речи воспитанников. В группе имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Создали необходимые условия для проведения сюжетно - ролевых игр «Больница», «Семья», «Автобус» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером - сверстником, партнером - взрослым.

 Наиболее успешно мы используем такие формы как игры - занятия, индивидуальные занятия. К каждому занятию подходим творчески, тщательно его подготавливаем, используем много наглядного материала, используем много игр и игровых упражнений. Использование элементов двигательной активности, драматизации делает занятия более живым, интересным, результативным.

Также используем различные средства обучения: тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения); не только просто познакомить детей с разнообразными предметами, природой и явлениями, жизнью животных и растений, взаимоотношениями людей, представлениям о грамматических конструкциях, но и добиться, чтобы все это было сознательно использовано самими ребятами.

Организация работы с родителям, направленная на формирование познавательно - речевого развития в семье, является необходимым условием в нашей  работе. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития мы  используем, прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.

 В раздевалки группы оформлен уголок для родителей. В рубрике «Мама поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по познавательно - речевому развитию детей дома. Оформлена фотовыставка «Мы играем целый день, целый день играть не лень». Проведены консультации «Познавательно - речевое развитие детей» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль игрушки в познавательно - речевом развитии ребенка». Создана библиотека для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания. Проведено занятие по познавательно - речевому развитию «Путешествие в страну Знаний». Огромную помощь в работе с родителями оказывают родительские собрания. Каждое родительское собрание, каждую встречу с ними мы стараемся превратить в праздник. Совместно с родителями занимаемся изготовлением и приобретением игр и пособий по познавательно - речевому развитию, готовим костюмы к театрализованным праздникам, смотрим красочные слайды, слушаем музыку, ходим на экскурсии.

Родители «поработали» над интерьером группы: украсили стены на тему сказок, покрасили стулья и столы - в общем, преобразили группу. Задача была такова: познакомиться, подружиться, привлечь мам и пап, бабушек и дедушек к воспитанию и развитию детей и внуков, помочь им в этом, поделиться своим опытом и приобрести новый. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием познавательно - речевого развития ребенка.

          Кабинет учителя - логопеда ДОУ предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребёнка с проблемами развития. Основной задачей логопедического кабинета является обеспечение условий для оптимального развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим является создание благоприятного климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения.

В кабинете создана предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами, систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведётся логопедическая документация, функционирует информативный блок для педагогов и родителей.

Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий с детьми. Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении.

Развивающая среда кабинета, создавалась на основе принципов построения предметного пространства:

Доступность: материал для самостоятельных игр детей расположен на нижних открытых полках, материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках.

Системность: весь материал систематизирован по тематике; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.

Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, проведена пожарная сигнализация. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет мебели и ковра пастельных тонов.

Мобильность: дидактические пособия, планшеты легко снимаются и переносятся во время игр, письменные и детские столы отодвигаются, окно, зеркало по мере необходимости закрываются шторами: пространство кабинета динамично.

Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) .

Эстетичность: наглядно-методические пособия и игры выполнены из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформлены.

Кабинет имеет несколько зон:

1. Зона с зеркалом для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по коррекции звукопроизношения.

2. Зона дидактического и игрового сопровождения. Занимательное игровое обеспечение для логопедических занятий (настольные игры, лото, кубики, игрушки). Оборудование, способствующее формированию речевого дыхания. Оборудование, способствующее развитию мелкой моторики (обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, мозаики).

3. Консультативная зона для работы с родителями и педагогами.

4. Зона методических материалов и пособий. Она представлена шкафом, тумбочкой столом и содержит следующие разделы:                                                         

  • Справочная литература по логопедии.
  • Материалы по обследованию речи детей.
  • Методическая литература по коррекции звукопроизношения.
  • Методическая литература по преодолению ФН, ФФН, НВ ОНР.
  • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах).
  • Паспорт логопедического кабинета.
  • Нормативные документы.
  • Перспективное планирование на учебный год.
  • Журнал обследования речи детей.
  • Журнал посещаемости детей.
  • Речевые карты.
  • Планы индивидуальной работы с детьми.

5. Зона ТСО. Здесь располагается ПК с набором обучающих компьютерных программ, диски с программами, логопедическими играми и электронные пособия.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда имеет важное значение при формировании личности ребенка с речевыми проблемами. В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом. Таким образом, создание особого пространства в логопедическом кабинете – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.  Иначе говоря, среда  не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все - таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда  способствует формированию познавательной, речевой, двигательной  и творческой активности.

ІІІ. Заключение

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи  гуманизации  процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.  

Развитие познавательно - речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь.

Решение этих задач невозможно без создания современной предметно -развивающей среды.

Организация   «Предметно - развивающей  среды» в детском саду несет  эффективность  воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Педагоги особое внимание уделяют предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.


Информационные источники:

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно–развивающую среду [Текст] : /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. – 1999. – №5. – С.32 – 34.

2.  Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / Дошк. образоват. учрежд. № 122 “Солнышко” г. Тольятти [Текст] : /С.В.Железнова, Т.А.Фалькова. – Ульяновск, 2001. – 72 с.

3. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно–воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.

4.  Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. – М., 2000. – 18 с.

5.  Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : /Н.А.Рыжова. – М.: Линка–Пресс, 2004. –174 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста».

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярк...

Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Нарушение речи, ограничение речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребе...

Презентация к пед совету:«Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»

laquo;Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Речевая среда как средство развития речи дошкольника

В статье раскрывается значение речевой среды для развития речи дошкольника, а также особенности ее организации в группах дошкольного учреждения....

Доклад на тему: «Организация предметно-развивающей среды, как условие развития речи детей с ОНР"

Развивающая    предметно- пространственная среда в дошкольных образовательных учреждениях рассматривается,  как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ре...