Игровые упражнения на автоматизацию звуков в словах
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

Баталова Анна Александровна

После проведения занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда на этом этапе работы - научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком. Очень важно, чтобы ребенок воспринимал произносимое слово осознанно, а не механически повторял его вслед за педагогом. Такая работа для ребенка малоинтересна. Поэтому необходимо дать детям как можно больше заданий, направленных на развитие и других нарушенных функций. Представляю несколько таких игровых заданий на автоматизацию звуков.

 

«По клеточкам шагай – слово называй»

Цель: упражнять в четком произнесении слов с автоматизируемым звуком, в ориентировке на плоскости.

Материал: карты на звуки [с, з, ш, ж, р, р', л, л'], фигурка любого персонажа или животного.

Ход игры:  Логопед выкладывает карту на автоматизируемый звук и ставит фигурку персонажа в исходную точку.

Инструкция: По клеточкам шагай – слово называй. Две клеточки вправо, одна клеточки вниз... назови слово.

 

Цыпленок Цыпа

Цель: автоматизировать звук [ц] в слогах, словах.

Материал: игровое поле с изображением цыпленка, фломастер.

Ход игры: Во время произношения слов (слогов) ребенок «кормит» цыпленка, рисуя на игровом поле «зернышки».

Инструкция. Цыплен­ка Цыпу пора кормить, позо­ви его: цып-цып-цып. Насыпь ему зернышек со словами, в которых есть звук [ц].

 

Белка

Цель: упражнять в четком произнесении слов с автоматизируемым звуком.

Материал: лист с изображением белки с корзиной, по углам располо­жены орехи (в количестве от 2 до 5 шт.).

Ход игры. Ребенок «складывает» орехи в корзину белки.

Инструкция. Угости белку орехами (или «Помоги белке подготовиться к зиме»). Повтори сло­во столько раз, сколько орехов в верхнем левом углу (в правом нижнем углу).

 

Жук

Цель: автоматизировать звук [ж] в словах.

Материал: игровое поле с изображением жука, фломастер.

Ход игры. Во время произношения ребе­нок фломастером рисует кружки на изображении жука, «ук­рашая» его.

Жил-был жук, летал с листика на листик и жужжал свои песенки. Однаж­ды прошел сильный дождь и смыл у жука «нарядный кос­тюм». Грустным стал Жук, он теперь не может жужжать.

Инструкция. Укрась жука так, чтобы он смог летать и жужжать. После каждого слова нарисуй жуку на спинке кружочек.

 

Гром и молнии

Цель: автоматизировать звуки [р], [р'] в словах.

Материал: игровое поле с изображением туч, изображение солнца, фломастер.

Ход игры. После произ­ношения лексической единицы ребенок под каждой тучей ри­сует молнию фломастером на водной основе. При появлении на поле солнышка он в том же по­рядке стирает молнии мягкой стороной фломастера.

Инструкция. В жаркой стране Африке долго не было дождей. Без них всем труд­но: и растениям и животным. Когда на небе появятся мол­нии, пойдет дождь. Произно­си слова правильно, и мы смо­жем нарисовать молнии.

 

Космодром

Цель: автоматизировать звуки [р], [р'] в словах.

Ход игры. Игра направлена на «рас­катывание» звуков [р], [р']. Ребенок длительно произносит отрабатываемые звуки в словах, двигая при этом фигурку ра­кеты по игровому полю.

Инструкция. На космодро­ме стартует ракета, она по­ломалась и не может взлететь. Пока ракета стартует по игро­вому полю, долго произноси р-р-р, затем договори слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_uprazhneniya.doc812 КБ

Предварительный просмотр:

МБ Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №195»

Игровые упражнения

на автоматизацию звуков в словах

Составил учитель-логопед:

Баталова Анна Александровна

2015 год

«По клеточкам шагай – слово называй»

Цель: упражнять в четком произнесении слов с автоматизируемым звуком, в ориентировке на плоскости.

Материал: карты на звуки [с, з, ш, ж, р, р', л, л'], фигурка любого персонажа или животного.

Ход игры:  Логопед выкладывает карту на автоматизируемый звук и ставит фигурку персонажа в исходную точку.

Инструкция: По клеточкам шагай – слово называй. Две клеточки вправо, одна клеточки вниз... назови слово.

Цыпленок Цыпа

Цель: автоматизировать звук [ц] в слогах, словах.

Материал: игровое поле с изображением цыпленка, фломастер.

Ход игры: Во время произношения слов (слогов) ребенок «кормит» цыпленка, рисуя на игровом поле «зернышки».

Инструкция. Цыпленка Цыпу пора кормить, позови его: цып-цып-цып. Насыпь ему зернышек со словами, в которых есть звук [ц].

Белка

Цель: упражнять в четком произнесении слов с автоматизируемым звуком.

Материал: лист с изображением белки с корзиной, по углам расположены орехи (в количестве от 2 до 5 шт.).

Ход игры. Ребенок «складывает» орехи в корзину белки.

Инструкция. Угости белку орехами (или «Помоги белке подготовиться к зиме»). Повтори слово столько раз, сколько орехов в верхнем левом углу (в правом нижнем углу).

Жук

Цель: автоматизировать звук [ж] в словах.

Материал: игровое поле с изображением жука, фломастер.

Ход игры. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его.

Жил-был жук, летал с листика на листик и жужжал свои песенки. Однажды прошел сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Грустным стал Жук, он теперь не может жужжать.

Инструкция. Укрась жука так, чтобы он смог летать и жужжать. После каждого слова нарисуй жуку на спинке кружочек.

Гром и молнии

Цель: автоматизировать звуки [р], [р'] в словах.

Материал: игровое поле с изображением туч, изображение солнца, фломастер.

Ход игры. После произношения лексической единицы ребенок под каждой тучей рисует молнию фломастером на водной основе. При появлении на поле солнышка он в том же порядке стирает молнии мягкой стороной фломастера.

Инструкция. В жаркой стране Африке долго не было дождей. Без них всем трудно: и растениям и животным. Когда на небе появятся молнии, пойдет дождь. Произноси слова правильно, и мы сможем нарисовать молнии.

Космодром

Цель: автоматизировать звуки [р], [р'] в словах.

Ход игры. Игра направлена на «раскатывание» звуков [р], [р']. Ребенок длительно произносит отрабатываемые звуки в словах, двигая при этом фигурку ракеты по игровому полю.

Инструкция. На космодроме стартует ракета, она поломалась и не может взлететь. Пока ракета стартует по игровому полю, долго произноси р-р-р, затем договори слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения....

Логопедические игровые упражнения для автоматизации звука "Ш"

Материал   адресован учителям-логопедам, содержит авторскую разработку игр для автоматизации звука "Ш" в словах, предложениях, текстах.  Речевой  материал подобран таким образом, чтобы ...

Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...

Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков

                         Звуки  – основной строительный материал человеческой речи, и только при их  чёткой, точ...

Игровое упражнение на автоматизацию звука "Ш"

Игровое упражнение на автоматизацию изолированного звука "Ш" - "Скажем слово вместе". Для создания использована программа PowerPoint. Анимация запускается кликаньем мышки. Логопед ...

"Лесные жители". Игровое упражнение на автоматизацию звука [Л\']

Игровое упражнение для автоматизации в словах звука  [Л'] выполнено в программе PowerPoint. При запуске слайда в режиме презентации по щелчку мыши в окуляр бинокля можно будет увидеть ле...

Игровое упражнение на автоматизацию звука "Р" в слогах

Логопед объясняет ребенку, что буква Р очень любит ходить в гости к гласным буквам и предлагает ему произнести получившиеся слоги....