Игровые упражнения на автоматизацию звуков в словах
учебно-методическое пособие по логопедии по теме
После проведения занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда на этом этапе работы - научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком. Очень важно, чтобы ребенок воспринимал произносимое слово осознанно, а не механически повторял его вслед за педагогом. Такая работа для ребенка малоинтересна. Поэтому необходимо дать детям как можно больше заданий, направленных на развитие и других нарушенных функций. Представляю несколько таких игровых заданий на автоматизацию звуков.
«По клеточкам шагай – слово называй»
Цель: упражнять в четком произнесении слов с автоматизируемым звуком, в ориентировке на плоскости.
Материал: карты на звуки [с, з, ш, ж, р, р', л, л'], фигурка любого персонажа или животного.
Ход игры: Логопед выкладывает карту на автоматизируемый звук и ставит фигурку персонажа в исходную точку.
Инструкция: По клеточкам шагай – слово называй. Две клеточки вправо, одна клеточки вниз... назови слово.
Цыпленок Цыпа
Цель: автоматизировать звук [ц] в слогах, словах.
Материал: игровое поле с изображением цыпленка, фломастер.
Ход игры: Во время произношения слов (слогов) ребенок «кормит» цыпленка, рисуя на игровом поле «зернышки».
Инструкция. Цыпленка Цыпу пора кормить, позови его: цып-цып-цып. Насыпь ему зернышек со словами, в которых есть звук [ц].
Белка
Цель: упражнять в четком произнесении слов с автоматизируемым звуком.
Материал: лист с изображением белки с корзиной, по углам расположены орехи (в количестве от 2 до 5 шт.).
Ход игры. Ребенок «складывает» орехи в корзину белки.
Инструкция. Угости белку орехами (или «Помоги белке подготовиться к зиме»). Повтори слово столько раз, сколько орехов в верхнем левом углу (в правом нижнем углу).
Жук
Цель: автоматизировать звук [ж] в словах.
Материал: игровое поле с изображением жука, фломастер.
Ход игры. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его.
Жил-был жук, летал с листика на листик и жужжал свои песенки. Однажды прошел сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Грустным стал Жук, он теперь не может жужжать.
Инструкция. Укрась жука так, чтобы он смог летать и жужжать. После каждого слова нарисуй жуку на спинке кружочек.
Гром и молнии
Цель: автоматизировать звуки [р], [р'] в словах.
Материал: игровое поле с изображением туч, изображение солнца, фломастер.
Ход игры. После произношения лексической единицы ребенок под каждой тучей рисует молнию фломастером на водной основе. При появлении на поле солнышка он в том же порядке стирает молнии мягкой стороной фломастера.
Инструкция. В жаркой стране Африке долго не было дождей. Без них всем трудно: и растениям и животным. Когда на небе появятся молнии, пойдет дождь. Произноси слова правильно, и мы сможем нарисовать молнии.
Космодром
Цель: автоматизировать звуки [р], [р'] в словах.
Ход игры. Игра направлена на «раскатывание» звуков [р], [р']. Ребенок длительно произносит отрабатываемые звуки в словах, двигая при этом фигурку ракеты по игровому полю.
Инструкция. На космодроме стартует ракета, она поломалась и не может взлететь. Пока ракета стартует по игровому полю, долго произноси р-р-р, затем договори слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_uprazhneniya.doc | 812 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №195»
Игровые упражнения
на автоматизацию звуков в словах
Составил учитель-логопед:
Баталова Анна Александровна
2015 год
«По клеточкам шагай – слово называй»
Цель: упражнять в четком произнесении слов с автоматизируемым звуком, в ориентировке на плоскости.
Материал: карты на звуки [с, з, ш, ж, р, р', л, л'], фигурка любого персонажа или животного.
Ход игры: Логопед выкладывает карту на автоматизируемый звук и ставит фигурку персонажа в исходную точку.
Инструкция: По клеточкам шагай – слово называй. Две клеточки вправо, одна клеточки вниз... назови слово.
Цыпленок Цыпа
Цель: автоматизировать звук [ц] в слогах, словах.
Материал: игровое поле с изображением цыпленка, фломастер.
Ход игры: Во время произношения слов (слогов) ребенок «кормит» цыпленка, рисуя на игровом поле «зернышки».
Инструкция. Цыпленка Цыпу пора кормить, позови его: цып-цып-цып. Насыпь ему зернышек со словами, в которых есть звук [ц].
Белка
Цель: упражнять в четком произнесении слов с автоматизируемым звуком.
Материал: лист с изображением белки с корзиной, по углам расположены орехи (в количестве от 2 до 5 шт.).
Ход игры. Ребенок «складывает» орехи в корзину белки.
Инструкция. Угости белку орехами (или «Помоги белке подготовиться к зиме»). Повтори слово столько раз, сколько орехов в верхнем левом углу (в правом нижнем углу).
Жук
Цель: автоматизировать звук [ж] в словах.
Материал: игровое поле с изображением жука, фломастер.
Ход игры. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его.
Жил-был жук, летал с листика на листик и жужжал свои песенки. Однажды прошел сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Грустным стал Жук, он теперь не может жужжать.
Инструкция. Укрась жука так, чтобы он смог летать и жужжать. После каждого слова нарисуй жуку на спинке кружочек.
Гром и молнии
Цель: автоматизировать звуки [р], [р'] в словах.
Материал: игровое поле с изображением туч, изображение солнца, фломастер.
Ход игры. После произношения лексической единицы ребенок под каждой тучей рисует молнию фломастером на водной основе. При появлении на поле солнышка он в том же порядке стирает молнии мягкой стороной фломастера.
Инструкция. В жаркой стране Африке долго не было дождей. Без них всем трудно: и растениям и животным. Когда на небе появятся молнии, пойдет дождь. Произноси слова правильно, и мы сможем нарисовать молнии.
Космодром
Цель: автоматизировать звуки [р], [р'] в словах.
Ход игры. Игра направлена на «раскатывание» звуков [р], [р']. Ребенок длительно произносит отрабатываемые звуки в словах, двигая при этом фигурку ракеты по игровому полю.
Инструкция. На космодроме стартует ракета, она поломалась и не может взлететь. Пока ракета стартует по игровому полю, долго произноси р-р-р, затем договори слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения....
Логопедические игровые упражнения для автоматизации звука "Ш"
Материал адресован учителям-логопедам, содержит авторскую разработку игр для автоматизации звука "Ш" в словах, предложениях, текстах. Речевой материал подобран таким образом, чтобы ...
Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).
Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...
Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точ...
Игровое упражнение на автоматизацию звука "Ш"
Игровое упражнение на автоматизацию изолированного звука "Ш" - "Скажем слово вместе". Для создания использована программа PowerPoint. Анимация запускается кликаньем мышки. Логопед ...
"Лесные жители". Игровое упражнение на автоматизацию звука [Л\']
Игровое упражнение для автоматизации в словах звука [Л'] выполнено в программе PowerPoint. При запуске слайда в режиме презентации по щелчку мыши в окуляр бинокля можно будет увидеть ле...
Игровые упражнения для автоматизации звука в словах
Представлены игровые упражнения, с помощью которых закрепление звука, многократное проговаривание речевого материала становится более увлекательным и легким....