Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект совместной деятельности с ребёнком
по коррекции звукопроизношения.
Занимательная автоматизация.
Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).
"Игрушечная стройка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности с ребёнком
по коррекции звукопроизношения.
Занимательная автоматизация.
Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).
«Игрушечная стройка»
Подготовила учитель – логопед
Кузнецова Марина Владимировна
Первая квалификационная категория
Северодвинск, 2015 г.
Цель: Способствовать автоматизации звука (Р) во фразе и стихотворном тексте.
Задачи:
- Продолжать развивать гибкость и подвижность мышц артикуляционного аппарата.
- Закрепить знания об артикуляционном укладе при произнесении (Р).
- Развивать фонематический слух через умение выделять (Р) на фоне слова и определять позицию звука в слове.
- Развивать чувство языка, рифмы, речевую память и интонационную выразительность речи через умение рассказывать стихотворный текст.
- Способствовать формированию навыка правильного построения и грамматического оформления предложений.
- Развивать пространственную ориентацию
- Совершенствовать такие психические процессы как мышление, зрительную и слуховую память, тактильное восприятие.
Оборудование:
- Коробка для игрушек;
- Игрушки для игры «Чудесная коробочка»: робот, рыба, рак, русалка; крокодил, ворона, корова, носорог; тигр.
- Мячик;
- Подборка загадок;
- Предметы для игры в «Прятки»: маленькая коробочка, птичье перо, забор, корзиночка, «трава» из фетра;
- Детали (плоскостные) из цветного картона для сборки домика;
- Картинки к заданиям:
- Поезд с вагончиками (1, 2, 3);
- Листок с картинками для игры «Мостик»;
- Рисунок – «Путаница» (зашумлённые изображения);
- «Картины» в рамочках с изображениями: трава, кормушка, ракушка, мотор;
- Пары картинок для составления предложений;
- Лист с картинками для игры «Скажи наоборот»
- Домики: один – образец раскрашенный, другой – нераскрашенный.
«Игрушечная стройка»
- Организационный момент
«Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться говорить звук (Р). Но сначала сделаем гимнастику для язычка».
- Артикуляционная гимнастика:
- «Заборчик – Трубочка»
- «Лопатка», «Шлёпаем язычок»
- «Чашечка»
- «Качели»
- «Лошадки»
- «Грибок»
- Закрепление знаний об артикуляционном укладе (Р)
«Посмотри в зеркало и произнеси (Р). Что делают твои губы, зубы и язык, когда ты произносишь (Р)?» Ребёнок отвечает.
- Основная часть занятия.
- Показ «Чудесной коробочки».
Логопед: «Сегодня я принесла тебе на занятие «Чудесную коробочку. Кто в ней находится, ты узнаешь, если отгадаешь загадки.
Загадки
Жила в синем море, в подводном дворце весёлая очень девчонка. При строгом, серьёзном и грозном отце росла очень добрым ребёнком. Смотрела из волн, как плывут корабли. Играла с дельфинами в салочки. Мечтала о принце своём и любви. Была она юной (Русалочкой). | По реке плывёт бревно. Ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит… (крокодил). В тихой заводи живёт, | Есть копыта и рога, Летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, Молоко дают ...(коровы) В воде она живет, Нет клюва, а клюет. (Рыба.) Сам металлический, Мозг электрический. (Робот) |
Сильная, большая птица | Возле речек, у болот Этот толстый зверь живёт. На носу имеет рог Африканский … (носорог) | Он огромный и усатый, |
Игра «Ряд игрушек»
Задание: «Посмотри и назови: кто самый первый, последний? Кто перед… кто после…, кто между…» Ребёнок отвечает.
Логопед: «Игрушки решили построить себе игрушечный домик, но без твоей помощи у них ничего не получится. Поможем игрушкам построить дом?»
Ребёнок: Да! Поможем!
Логопед: «Игрушки предлагают тебе вместе с ними поиграть. За каждое задание они будут тебе давать по одной детали от домика. Когда все части будут в сборе, ты сможешь собрать домик для игрушек».
Игра «Чудесная коробочка».
Логопед: «Давай поиграем в игру «Чудесная коробочка». Назови каждую игрушку, потрогай её ручками и запомни наощупь.
- Ребёнок называет игрушки, трогает их, затем складывает в коробочку
- «Вспомни, что есть в коробочке?» - ребёнок перечисляет игрушки.
- Игра «Чудесная коробочка»: «Угадай наощупь, какую игрушку ты берёшь?»
Примеры ответов ребёнка: «Я беру из оранжевой коробочки робота. Я беру из оранжевой коробочки рыбку»… и тд.
Логопед: Молодец! Ты хорошо справился с заданием: вот первая деталь от домика».
(Логопед даёт часть от домика).
Игра «Разложи игрушки на поезд».
Логопед: «Игрушки решили отправиться в поездку. Отхлопай количество слогов в названии игрушек и ты узнаешь: кто в каком вагоне поедет».
Ребёнок выполняет задание: раскладывает игрушки по вагончикам.
Логопед: Умница! Ты всё сделал правильно! Держи вторую деталь от домика.
Игра «Мостик».
Логопед: «На пути у поезда появился ручеёк. Мы должны построить мостик, чтобы паровозик мог проехать.
Задание: Мостик мы можем выложить только по картинкам, в которых ты слышишь звук (Р). Называй эти картинки и закрывай их карточками. Если (Р) в начале слова, то
Если (Р) в конце слова, то Если (Р) в середине слова, то
Ребёнок выполняет задание.
Логопед: Отлично! Возьми третью часть от домика.
Игра «Прятки».
Логопед: «Игрушки приехали на полянку и увидели там разные предметы и решили поиграть в прятки. Они будут прятаться, а ты будешь их искать. Сейчас закрой глазки… (логопед «прячет» игрушки: робота – в маленькую коробочку, ворону – под птичье перо, корову – за забор, русалочку – под корзинку, носорога – в «траву» из фетра).
По команде логопеда ребёнок открывает глаза и говорит, кто где спрятался. Логопед контролирует правильное употребление предлогов.
Логопед: «Хорошо! Ты правильно выполнил задание. Вот тебе четвёртая часть от домика».
- Динамическая пауза.
Игра с мячом «Стихи – путаницы».
Логопед: «Русалочка сочинила для тебя стихи, но шаловливая рыбка перепутала в них слова. Помоги Русалочке: Исправь стишки».
Логопед читает «запутанные» стишки, а ребёнок говорит двустишия правильно.
Расцвели на клумбе …КОЗЫ, В огород забрались …. РОЗЫ. У слона огромный … РОБОТ, На заводе сделан …. ХОБОТ. Ползает у речки … МАК, Расцветает в поле … РАК. | У царя золотая … КОРОВА, На лугу пасётся … КОРОНА. По небу летит … КАРЕТА, По дороге едет … РАКЕТА. На берёзе сидит … ВОРОТА, Во дворе открыты … ВОРОНА |
Логопед: Замечательно! Бери пятую часть от домика.
Игра «Выставка картин»
Логопед: «Крокодил очень любит рисовать. Он устроил выставку своих работ. К нему на выставку пришли: корова, ворона, русалочка и робот. Как ты думаешь: кому какая картина понравилась?»
Ребёнок: «Корове понравилась картина с травой. Русалочке понравилась ракушка. Вороне понравилась картина с кормушкой. Роботу понравилась картина с мотором».
Игра «Зашумлённые рисунки».
Логопед: «Пока проходила выставка, вредный рак запутал все рисунки крокодила. Посмотри на рисунок и скажи: какие предметы ещё нарисовал крокодил».
Ребёнок выполняет задание.
Задание «Придумай предложения с двумя картинками».
Логопед: «Крокодил нарисовал пары картинок. Придумай с ними предложения».
Ребёнок выполняет задание.
Примерные ответы ребёнка: «Опытный рыбак поймал огромную рыбу. Чёрная ворона прилетела в огород. Ира увидела красивую ракушку».
Логопед: Молодец! Все задания от крокодильчика ты выполнил правильно! Возьми шестую часть от домика.
Игра «Скажи наоборот»
Логопед: «У русалочки есть друзья: Рома и Ира. Они всё делают наоборот. Посмотри и скажи: что делают дети». Ребёнок выполняет задание.
Примерные ответы ребёнка: «Рома собирает пирамидку, а Ира разбирает пирамидку».
Логопед: «Молодец! Вот последняя – седьмая часть от домика. Ты справился со всеми заданиями и у тебя теперь есть все необходимые части, чтобы сделать домик. Собери его».
Ребёнок собирает домик из частей.
Логопед: «У тебя получился отличный домик. Игрушкам очень нравится. Какое ты знаешь стихотворение про игрушечную стройку? Расскажи».
Ребёнок рассказывает стишок:
« Игрушечная стройка» Получили мы подарки. Кирпичи, бруски и арки Из коробки мы берем, Строим мы красивый дом Строим быстро, строим споро, Без цемента, без раствора. Дом растет все выше, выше, Есть карниз, труба и крыша... Дом построен! У ворот Ждет игрушечный народ. | Крокодила пропустите! Рак, ворона – проходите! Рыба, робот, носорог, Не толпитесь у ворот! Радуйтесь, игрушки, звери, Открывайте окна, двери, Новоселье затевайте, Пойте, прыгайте, играйте! |
Логопед: «Игрушки решили подарить тебе на память рисунок их домика (раскраску). Посмотри на собранный домик и скажи, какой краской ты раскрасишь разные части домика».
Ребёнок: «Я раскрашу чёрной краской трубу и дорожку к дому. Серой краской я раскрашу крышу и дверной порог. Изумрудной краской я раскрашу забор и оконную раму. Красной краской я раскрашу веранду и стены дома. Розовой краской я раскрашу форточку и чердачное окно. Оранжевой краской я раскрашу дверную ручку и ворота».
- Итог занятия.
Логопед: «Всем гостям очень понравилось с тобой играть. Они говорят тебе: «Спасибо!» желают всегда правильно говорить звук (Р)».
Анализ деятельности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения....
Игровые упражнения на автоматизацию звуков в словах
После проведения занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда на этом этапе работы - научить ребенка правильно произносить слова с поставлен...
Логопедические игровые упражнения для автоматизации звука "Ш"
Материал адресован учителям-логопедам, содержит авторскую разработку игр для автоматизации звука "Ш" в словах, предложениях, текстах. Речевой материал подобран таким образом, чтобы ...
Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точ...
Игровое упражнение на автоматизацию звука "Ш"
Игровое упражнение на автоматизацию изолированного звука "Ш" - "Скажем слово вместе". Для создания использована программа PowerPoint. Анимация запускается кликаньем мышки. Логопед ...
"Лесные жители". Игровое упражнение на автоматизацию звука [Л\']
Игровое упражнение для автоматизации в словах звука [Л'] выполнено в программе PowerPoint. При запуске слайда в режиме презентации по щелчку мыши в окуляр бинокля можно будет увидеть ле...
Игровое упражнение на автоматизацию звука "Р" в слогах
Логопед объясняет ребенку, что буква Р очень любит ходить в гости к гласным буквам и предлагает ему произнести получившиеся слоги....