Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект совместной деятельности с ребёнком

по коррекции звукопроизношения.

Занимательная автоматизация.

Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

"Игрушечная стройка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности с ребёнком

по коррекции звукопроизношения.

Занимательная автоматизация.

Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

«Игрушечная стройка»

 Подготовила учитель – логопед

Кузнецова Марина Владимировна

Первая квалификационная категория

Северодвинск, 2015 г.

Цель: Способствовать автоматизации звука (Р) во фразе  и стихотворном тексте.

Задачи:

  1. Продолжать развивать гибкость и подвижность мышц артикуляционного аппарата.
  2. Закрепить знания об артикуляционном укладе при произнесении (Р).
  3. Развивать фонематический слух через умение выделять (Р) на фоне слова и определять позицию звука в слове.
  4. Развивать чувство языка, рифмы, речевую память и интонационную выразительность речи  через умение рассказывать стихотворный текст.
  5. Способствовать формированию навыка правильного построения и грамматического оформления предложений.
  6. Развивать пространственную ориентацию
  7. Совершенствовать такие психические процессы как мышление, зрительную и слуховую память, тактильное восприятие.

Оборудование:

  • Коробка для игрушек;
  • Игрушки для игры  «Чудесная коробочка»: робот, рыба, рак, русалка; крокодил, ворона, корова, носорог; тигр.
  • Мячик;
  • Подборка загадок;
  • Предметы для игры в «Прятки»: маленькая коробочка, птичье перо, забор, корзиночка, «трава» из фетра;
  • Детали (плоскостные) из цветного картона для сборки домика;
  • Картинки к заданиям:
  • Поезд с вагончиками (1, 2, 3);
  • Листок с картинками для игры «Мостик»;
  • Рисунок – «Путаница» (зашумлённые изображения);
  • «Картины» в рамочках с изображениями: трава, кормушка, ракушка, мотор;
  • Пары картинок для составления предложений;
  • Лист с картинками для игры «Скажи наоборот»
  • Домики: один – образец раскрашенный, другой – нераскрашенный.

«Игрушечная стройка»

  1. Организационный момент

«Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться говорить звук (Р). Но сначала сделаем гимнастику для язычка».

  1. Артикуляционная гимнастика:
  • «Заборчик – Трубочка»
  • «Лопатка», «Шлёпаем язычок»
  •  «Чашечка»
  • «Качели»
  • «Лошадки»
  • «Грибок»
  1. Закрепление знаний об артикуляционном укладе (Р)

«Посмотри в зеркало и произнеси (Р). Что делают твои губы, зубы и язык, когда ты произносишь (Р)?» Ребёнок отвечает.

  1. Основная часть занятия.
  1. Показ «Чудесной коробочки».

Логопед: «Сегодня я принесла тебе на занятие «Чудесную коробочку. Кто в ней находится, ты узнаешь, если отгадаешь загадки.

Загадки

Жила в синем море,

в подводном дворце

весёлая очень девчонка.

При строгом, серьёзном

и грозном отце

росла очень добрым ребёнком.

Смотрела из волн,

как плывут корабли.

Играла с дельфинами в салочки.

Мечтала о принце своём и любви.

Была она юной (Русалочкой).

По реке плывёт бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит… (крокодил). 

В тихой заводи живёт,
Ходит задом наперёд,
И на дне среди коряг
Всё мечтает свистнуть … 
(рак)!

Есть копыта и рога,

Летом ходит на луга.

Чтобы были все здоровы,

Молоко дают ...(коровы) 

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба.)

Сам металлический,

Мозг электрический. (Робот)

Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...
(Ворона)

Возле речек, у болот

Этот толстый зверь живёт.

На носу имеет рог

Африканский … (носорог)

Он огромный и усатый,
И ( к тому же) полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это - 
….(Тигр)

         Игра «Ряд игрушек»

Задание: «Посмотри и назови: кто самый первый, последний? Кто перед… кто после…, кто между…» Ребёнок отвечает.

Логопед: «Игрушки решили построить себе игрушечный домик, но без твоей помощи у них ничего не получится. Поможем игрушкам построить дом?»

Ребёнок: Да! Поможем!

Логопед: «Игрушки предлагают тебе вместе с ними поиграть. За каждое задание они будут тебе давать по одной детали от домика. Когда все части будут в сборе, ты сможешь собрать домик для игрушек».

 Игра «Чудесная коробочка».

  Логопед: «Давай поиграем в игру «Чудесная коробочка». Назови каждую игрушку, потрогай её ручками и запомни наощупь.

  • Ребёнок называет игрушки, трогает их, затем складывает в коробочку
  • «Вспомни, что есть в коробочке?» - ребёнок перечисляет игрушки.
  • Игра «Чудесная коробочка»: «Угадай наощупь, какую игрушку ты берёшь?»

Примеры ответов ребёнка: «Я беру из оранжевой коробочки робота. Я беру из оранжевой коробочки рыбку»… и тд.

Логопед: Молодец! Ты хорошо справился с заданием: вот первая деталь от домика».

(Логопед даёт часть от домика).

Игра «Разложи игрушки на поезд».

Логопед: «Игрушки решили отправиться в поездку. Отхлопай количество слогов в названии игрушек и ты узнаешь: кто в каком вагоне поедет».

Ребёнок выполняет задание: раскладывает игрушки по вагончикам.

Логопед: Умница! Ты всё сделал правильно! Держи вторую деталь от домика.

Игра «Мостик».

 Логопед: «На пути у поезда появился ручеёк. Мы должны построить мостик, чтобы паровозик мог проехать.

Задание: Мостик мы можем выложить только по картинкам, в которых ты слышишь звук (Р). Называй эти картинки и закрывай их карточками.    Если (Р) в начале слова, то

Если (Р) в конце слова, то                                 Если (Р) в середине слова, то  

Ребёнок выполняет задание.

Логопед: Отлично! Возьми третью часть от домика.

Игра «Прятки».

Логопед: «Игрушки приехали на полянку и увидели там разные предметы  и решили поиграть в прятки. Они будут прятаться, а ты будешь их искать. Сейчас закрой глазки… (логопед «прячет» игрушки: робота – в маленькую коробочку, ворону – под птичье перо, корову – за забор, русалочку – под корзинку, носорога – в «траву» из фетра).

По команде логопеда ребёнок открывает глаза и говорит, кто где спрятался. Логопед контролирует правильное употребление предлогов.

Логопед: «Хорошо! Ты правильно выполнил задание. Вот тебе четвёртая часть от домика».

  1. Динамическая пауза.

Игра с мячом «Стихи – путаницы».

Логопед: «Русалочка сочинила для тебя стихи, но шаловливая рыбка перепутала в них слова. Помоги Русалочке: Исправь стишки».

Логопед читает «запутанные» стишки, а ребёнок говорит двустишия правильно.

Расцвели на клумбе …КОЗЫ,

В огород забрались …. РОЗЫ.

У слона огромный … РОБОТ,

На заводе сделан …. ХОБОТ.

Ползает у речки … МАК,

Расцветает в поле … РАК.

У царя золотая … КОРОВА,

На лугу пасётся … КОРОНА.

По небу летит … КАРЕТА,

По дороге едет … РАКЕТА.

На берёзе сидит … ВОРОТА,

Во дворе открыты … ВОРОНА

Логопед: Замечательно! Бери пятую часть от домика.

Игра «Выставка картин»

Логопед: «Крокодил очень любит рисовать. Он устроил выставку своих работ. К нему на выставку пришли: корова, ворона, русалочка и робот. Как ты думаешь: кому какая картина понравилась?»

Ребёнок: «Корове понравилась картина с травой. Русалочке понравилась ракушка. Вороне понравилась картина с кормушкой. Роботу понравилась картина с мотором». 

Игра «Зашумлённые рисунки».

Логопед: «Пока проходила выставка, вредный рак запутал все рисунки крокодила. Посмотри на рисунок и скажи: какие предметы ещё нарисовал крокодил».

Ребёнок выполняет задание.

Задание «Придумай предложения с двумя картинками».

Логопед: «Крокодил нарисовал пары картинок. Придумай с ними предложения».

Ребёнок выполняет задание.

Примерные ответы ребёнка: «Опытный рыбак поймал огромную рыбу. Чёрная ворона прилетела в огород. Ира увидела красивую ракушку».

Логопед: Молодец! Все задания от крокодильчика ты выполнил правильно! Возьми шестую часть от домика.

Игра «Скажи наоборот»

Логопед: «У русалочки есть друзья: Рома и Ира. Они всё делают наоборот. Посмотри и скажи: что делают дети». Ребёнок выполняет задание.

Примерные ответы ребёнка: «Рома собирает пирамидку, а Ира разбирает пирамидку».

Логопед: «Молодец! Вот последняя – седьмая часть от домика. Ты справился со всеми заданиями и у тебя теперь есть все необходимые части, чтобы сделать домик. Собери его».

Ребёнок собирает домик из частей.

Логопед: «У тебя получился отличный домик. Игрушкам очень нравится. Какое ты знаешь стихотворение про игрушечную стройку? Расскажи».

Ребёнок рассказывает стишок:

« Игрушечная стройка»

Получили мы подарки.

Кирпичи, бруски и арки

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом

Строим быстро, строим споро,

Без цемента, без раствора.

Дом растет все выше, выше,

Есть карниз, труба и крыша...

Дом построен! У ворот

Ждет игрушечный народ.

Крокодила пропустите!

Рак, ворона – проходите!

Рыба, робот, носорог,

Не толпитесь у ворот!

 Радуйтесь, игрушки, звери,

Открывайте окна, двери,

Новоселье затевайте,

Пойте, прыгайте, играйте!

Логопед: «Игрушки решили подарить тебе на память рисунок их домика (раскраску). Посмотри на собранный домик и скажи, какой краской ты раскрасишь разные части домика».

Ребёнок: «Я раскрашу чёрной краской трубу и дорожку к дому. Серой краской я раскрашу крышу и дверной порог. Изумрудной краской я раскрашу забор и оконную раму. Красной краской я раскрашу веранду и стены дома. Розовой краской я раскрашу форточку и чердачное окно. Оранжевой краской я раскрашу дверную ручку и ворота».

  1. Итог занятия.

Логопед: «Всем гостям очень понравилось с тобой играть. Они говорят тебе: «Спасибо!» желают всегда правильно говорить звук (Р)».

Анализ деятельности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения....

Игровые упражнения на автоматизацию звуков в словах

После проведения занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда на этом этапе работы - научить ребенка правильно произносить слова с поставлен...

Логопедические игровые упражнения для автоматизации звука "Ш"

Материал   адресован учителям-логопедам, содержит авторскую разработку игр для автоматизации звука "Ш" в словах, предложениях, текстах.  Речевой  материал подобран таким образом, чтобы ...

Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков

                         Звуки  – основной строительный материал человеческой речи, и только при их  чёткой, точ...

Игровое упражнение на автоматизацию звука "Ш"

Игровое упражнение на автоматизацию изолированного звука "Ш" - "Скажем слово вместе". Для создания использована программа PowerPoint. Анимация запускается кликаньем мышки. Логопед ...

"Лесные жители". Игровое упражнение на автоматизацию звука [Л\']

Игровое упражнение для автоматизации в словах звука  [Л'] выполнено в программе PowerPoint. При запуске слайда в режиме презентации по щелчку мыши в окуляр бинокля можно будет увидеть ле...

Игровое упражнение на автоматизацию звука "Р" в слогах

Логопед объясняет ребенку, что буква Р очень любит ходить в гости к гласным буквам и предлагает ему произнести получившиеся слоги....