конспект индивидуального занятия по теме: "Автоматизация звука [л]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ануфриева Кира Владимировна

Закрепление правильного произношения звука [ л] в слогах, словах, предложениях у ребенка старшей группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gmo.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Подольска

МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга»

Конспект индивидуального занятия по теме:

«Автоматизация звука [л] »

  Подготовила: учитель-логопед МДОУ

                                                      д/с комбинированного вида №3 «Радуга»

                                                Ануфриева Кира Владимировна

Подольск, 2015г.

Конспект индивидуального занятия

Тема: «Автоматизация звука [л]» 

Цель занятия: автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить правильное произношение звука [л] в слогах, словах,

предложениях;

     - уточнить  характеристику  звука [л] по акустическому и артикуляционному  признакам;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать  фонематическое восприятие;
  • продолжить работу над развитием речевого дыхания (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания), силы и высоты голоса;
  • продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • закрепить навык звукового анализа слов со звуком [л];
  • закрепить навык правильного употребления  простых и сложных предлогов.

Коррекционно-воспитательная задача:

  • воспитывать у ребенка аккуратность и навык самоконтроля за речью.

Здоровьесберегающие технологии:

  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие дыхания и голоса (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания);
  • развитие мимических мышц.

Оборудование: зеркало, картинка для звукоподражания; волчки (голубой и розовый), желтый пластмассовый цветок, игрушечные теплоход, мальчик и девочка;  большой, вязанный, разноцветный, поролоновый  кубик, с разноцветными кружками  — от 1 до 6 — на каждой грани;  предметные картинки, в названии которых присутствует звук [л]: стол, лапа, иголка, осел, лопата, клубок; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», дидактическое пособие «Солнышко» (состоит из объемного солнышка, поролонового облака и лучиков-прищепок), дидактическое пособие «Рыболов» (состоит из аквариума, удочки и картинок, в названии которых есть звук [л]: лампа, пенал, палка, вилка, акула).

Ход занятия:

 1. Организационный момент.

       - Здравствуй! Послушай внимательно слова. Назови в них  общий звук.

 Лана, волк, мел. (В этих словах общий звук [л]).

            Молодец. Сегодня мы будем учиться красиво говорить звук [л].

  • Для этого сначала поиграем с языком, сделаем гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика  (с опорой на картинки-символы)

  • На улице хорошая погода, «улыбнулись»
  •  Играем на «Трубочке».
  • Чередование «Улыбки-Трубочки»
  • Пошли качаться на «Качелях»  (поднимаем и опускаем кончик языка, касаясь то верхней, то нижней губы; то верхних, то нижних зубов; то верхних, то нижних альвеол.);
  • Покачались, сели на «Лошадку», скачем. 
  • Прискакали к реке, увидели лодку с красивым «Парусом». Поднимаем  язык за верхние зубы (ребенок удерживает язык  в таком положении под счет от1 до 10 три раза ).

  • С языком поиграли, теперь разминаем пальцы.

3. Пальчиковая гимнастика (на песню «Пассатижи» из м/ф «Фиксики»

(куплет про «Молоток..» и припев)

  

- Пальцы и язык сделали свои «зарядки» и готовы нам помогать.

4. Закрепление правильного произношения изолированного звука [л]

Посмотри на картинку.

- Загудел наш самолет,

   Он отправился в полет.

Произнеси звук [л] столько раз, сколько кружков нарисовано под  картинкой. Чтобы не ошибиться, нажимай на кружки пальчиком, как на кнопочки

( О О О)

5. Развитие дыхания и голоса.

Самолет летит близко, произнеси звук [л] громко. А если самолет летит далеко,  как произнесем звук [л]? (Тихо). Произнеси.

6. Уточнение акустико-артикуляционного образа звука.

-  Расскажи о звуке [л], похвали его.

Какой  это звук? (Звук [л] - согласный, твердый, звонкий звук).

Почему звук [л] согласный? Когда мы произносим звук [л], воздух встречает преграду – язык, который упирается в верхние зубы.

Почему звук [л] звонкий? (Когда мы произносим звук [л], голос звенит (можно прижать ладонь к горлу.) Молодец.

Сверху, с самолета  видим поле, снижаемся. Что это растет? (Это цветок). Какого цвета  цветок? (Это желтый цветок). Вышли из самолета. Подул сильный ветер. Подуй на цветок сильно. Ветер усиливается. Подуй сильно  3 раза. (Перед ребенком на столе лежит пластмассовый желтый цветок, который от длительного выдоха крутится).  Молодец.

 

7. Развитие мимических мышц.

- Ты смотри сейчас и слушай,

   щеки словно шар воздушный.  (Даша надувает щеки)

- А теперь все увидали -

   Щеки худенькими стали.

  • Не понравилась ей каша,
  • Сильно брови хмурит Даша.
  • Молодец.

8. Развитие фонематического восприятия.

- У меня есть  друг - Кубик. Он любит играть в  слоги. (Перед ребенком большой вязанный разноцветный, поролоновый  кубик, на каждой грани которого есть разноцветные кружки — от 1 до 6).  Я назову слог, а ты брось кубик. Потом  повтори слог столько раз, сколько попросит Кубик.

- Великан в пещере жил,

   Произносим слоги — ИЛ.

- Бросай кубик. (Ксюша повторяет слог ИЛ столько раз, сколько указано на кубике)

          Он огромный очень был.

          Произносим слоги — ЫЛ.

         Стал ему костюмчик мал,

         Произносим слоги -  АЛ.

          Туча мимо проплыла.

           Самолеты гудят — ЛА.

          Внизу речка и село.

          Самолеты гудят — ЛО.

          Скачет лошадь по селу,

          Самолеты гудят — ЛУ.

     

          Все предметы так малы,

          Произносим слоги — ЛЫ.

9. Автоматизация в слогах. Звуковой анализ слогов.

  • Послушай слог — АЛ. Сколько звуков ты услышала?
  •  Я  услышала два звука.
  •  Назови  первый звук.
  •  Первый  звук — [а].
  •   Какой это звук?
  • Звук [а]- гласный звук, обозначу красным квадратом.

-Назови второй звук.

-Второй звук — [л].

- Какой это звук?

-Звук [л] - согласный, твердый, звонкий, обозначу его [л] синим квадратом с колокольчиком.

  • Послушай слог — ЛА (ребенок выкладывает схему этого слога из цветных фишек и объясняет, почему данные звуки обозначаются именно этими цветами).

10. Физминутка (Короткий отрывок -  выполнение движений   под  куплет и припев из песни «Как солдаты на параде...» (зарядка)

11.Автоматизация звука в словах.

-  Что это? (Это теплоход). На палубе теплохода стоят пассажиры: девочка и мальчик. В их именах есть звук [л]. Послушай и догадайся, как зовут мальчика?   Артем, Рома, Слава. (Мальчика зовут Слава).

- Как зовут девочку?  Рая, Мила, Маруся (Девочку зовут Мила).

- Ребята хотят с нами поиграть, пока теплоход не отчалил от причала. У Милы в чемодане игрушки.

Игра «Волчки»:

- Что это? (Волчки). Это голубой, а это розовый. Выбери тот, в названии цвета которого есть звук [л]. Какой это волчок? (Это голубой, пластмассовый волчок).

(Перед Дашей волчки: розовый и голубой). Покрути правой рукой. Теперь левой. Молодец.

Я произношу рифмованные строчки, а ты показываешь движения

           Игра «Доскажи словечко». (После каждого ответа ребенка, логопед  

           выкладывает картинку с соответствующим названием на стол в  

           стопку).

Слава с улицы пришел,

Сел обедать он за … стол.

Пес Полкан встречает папу,

Подает он папе...лапу.

Оля шьет платок из шелка.

У нее в руках... иголка.

По тропе осленок шел,

рядом с ним шагал... осел.

Не нашли в земле мы клад,

Поломали пять... лопат.

Кот все нитки уволок,

Он под стол загнал... клубок.

  Логопед выкладывает дидактическое пособие «Домик» перед ребенком. Логопед из стопки попорядку  выкладывает на стол картинки-ответы перед ребенком.

-  Назови картинку. Где стоит в этом слове звук [л]?

12. Автоматизация в словосочетаниях.

  • Зимой солнышко какое? (Тусклое). Давай сделаем его ярким (Логопед выкладывает перед ребенком лучики-прищепки). Приклепляй лучики  и считай: (Один лучик, два лучика, … пять лучиков). 

13. Автоматизация в предложениях.

 Логопед показывает  объемное дидактическое пособие «Солнышко» с глазами, ртом и носом,  и  объемное облако (из поролона)

  • Назови ласково. Что это? (Это — солнышко).

Логопед показывает облако (в объеме, из поролона).

- Вдруг набежало …  что? ( Облако). Оно хочет поиграть в «прятки».

Где находится солнышко?- Солнышко находится над (под) облаком.

Куда спряталось солнышко? – Солнышко спряталось за облако.

Откуда выглянуло солнышко? – Солнышко выглянуло из-за облака.

А где теперь солнышко? – Солнышко перед облаком.

- Погода хорошая. Отправляемся  на рыбалку. Называй то, что поймаешь: Я поймала...

(Я поймала... (лампу, пенал, палку, вилку, акулу, пазл) . Молодец, дома собери пазл вместе с мамой и на полученной картинке найди и назови слова со звуком [л].

14. Итог занятия:

  • Чем мы занимались на занятии? (Я училась красиво говорить звук [л])

Список использованной литературы:

  1. Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на сонорные звуки Л, Р — М.: Издательство ГНОМ, 2015. - 48с.
  2. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей — М.: Издательство ГНОМ, 2014. - 112с.
  3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С] , [Ш],  [Р],  [Л]: Пособие для логопедов. - Спб.: КАРО, 2009. - 256с. + 32с. цв.вкл. - (Серия «Популярная логопедия»).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".

В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление».

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление»....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ « АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СЛОГАХ, СЛОВАХ».

Конспект  индивидуального занятия по теме "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах"....

Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука «С» в слогах и словах»

О закреплении правильного произношения звука «С» в слогах, словах....

Конспект индивидуального занятия на тему: Автоматизация звука "с"

Необходимо формировать у ребенка правильную артикуляцию для звука "с", зрительный. слуховой и кинестетический образы звука....