Главные вкладки

    Развивайте у детей наблюдательность, способность управлять своим вниманием
    статья по логопедии на тему

    Арнаутова Людмила Викторовна

    Для коррекции недостатков внимания и для формирования таких его качеств, как объём (способность воспринимать одновременно больше предметов), устойчивость (способность выполнять длительное время), распределённость (способность одновременно выполнять несколько действий), переключаемость (быстрота перехода с выполнения одного действия на другое), нужны специальные занятия, а также включение в игры упражнений и заданий, развивающих указанные качества. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon o_vnimanii_doshkolnikov.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                         Арнаутова Людмила Викторовна,

                                                                                        учитель-логопед

    Развивайте у детей  наблюдательность, способность управлять своим вниманием

    Для коррекции недостатков внимания и для формирования таких его качеств, как объём (способность воспринимать одновременно больше предметов), устойчивость (способность выполнять длительное время), распределённость (способность одновременно выполнять несколько действий), переключаемость (быстрота перехода с выполнения одного действия на другое), нужны специальные занятия, а также включение в игры упражнений и заданий, развивающих указанные качества.

    При организации таких занятий надо знать, что детям дошкольного возраста свойственна незрелость произвольной деятельности. Они ещё не умеют управлять своими желаниями и, чтобы начать с ребёнком совместную деятельность, надо учесть его сиюминутное состояние, «подстроиться» под него, использовать положительный эмоциональный фон. По мере взросления детей и формирования произвольной деятельности регулирующую роль всё больше играет слово, речь взрослого. Особенно важно при этом заинтересовать ребёнка выполняемой работой. Значимые для него мотивы деятельности – одно из условий произвольного внимания.

    Игры типа «Делай, как я»

    * Все, включая ведущего, сидят с одной стороны стола. Кисти рук кладут на стол. Ведущий поочерёдно: сжимает в кулак пальцы обеих рук, разжимает кулаки, сжимает в кулак пальцы правой руки, распрямляя при этом пальцы левой (ладонью к столу) и т.д. Это упражнение полезно для развития моторики, согласованности действий и в то же время является тренировкой внимания, так как для правильного выполнения необходимо сосредоточиться, суметь переключаться с одного действия на другое. Достаточно 10 – 15 разных позиций, чтобы не было утомления. Темп показа нарастает постепенно в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей играющих.

    * Ведущий производит действия, а дети повторяют: руки вверх; руки в стороны; правая рука на пояс, левая в сторону; левая рука вверх, правая в сторону и т.д. Упражнение выполняется стоя.                                                        

    * Ведущий производит удары палочкой по столу или хлопки в ладоши. Дети поочерёдно воспроизводят удары, хлопки в том же ритме. Это упражнение способствует развитию внимания при слуховом восприятии.

    * Разложите фигурки геометрической мозаики в определённой последовательности (с учётом формы или цвета). Предложите ребёнку сделать так же. В ходе этого занятия вырабатывается устойчивость внимания, его распределённость. Если ребёнок ошибается, не торопитесь подсказывать ему. Спокойно скажите, что он сделал неверно; нужно, чтобы он сам нашёл свою ошибку. Это помогает вырабатывать очень важный для любой деятельности навык самоконтроля.

    * Способствуют формированию самоконтроля и игры типа «Нос – ухо – нос». Ведущий называет слово, а дети должны показать его. При этом ведущий может «обманывать»: говорит «нос», а показывает «ухо» и т.д. Дети должны быть очень внимательными, чтобы показать верно.

    Игры типа «Кто больше увидит»

    * Предложите ребятам посмотреть в окно или на стол, на котором стоят разные игрушки, а затем, отвернувшись, назвать увиденное.

    * Покажите картинку, в которой «спрятаны» разные звери, птицы, предметы. Ребёнок должен найти их.

    * Попросите ребёнка найти различия в двух картинках.

    * Попросите найти два одинаковых мяча, одинаковые пары обуви, такую же бабочку, фигурку.

    * Разложите знакомые предметы или картинки с их изображением. Пусть ребёнок посмотрит на них. Затем уберите один из предметов. Ребёнок должен сказать, какой предмет убрали. После этого предметы замените или поменяйте местами и спросите, что изменилось. То же самое проводится с картинками.

    * Другой вариант: покажите ребёнку куклу, попросите рассмотреть её. Затем ребёнок закрывает глаза, а вы меняете детали одежды; ребёнок должен сказать, что изменилось.

    Все эти игры развивают наблюдательность, формируют произвольное внимание. Полезны они и для совершенствования восприятия, зрительной памяти.

    Подвижные игры на внимание

    * Поставьте детей в круг, сами встаньте в середине. Бросайте мяч кому-нибудь из играющих, называя одно из трёх слов: растение, мебель, одежда.

    Тот, кто поймал мяч, должен назвать любое слово, входящее в данную родовую категорию. Например, при слове «растение» можно назвать берёзу, ель и т.д. После того как ребёнок назвал слово, он возвращает вам мяч. Допустившие ошибку,  выходят из игры.

    * Дети лицом к ведущему на расстоянии 5 – 10 метров. Здесь же нарисованы круги по числу играющих. Называйте знакомые детям одушевлённые и неодушевлённые предметы. Если предмет «живой», то дети должны побежать и занять круг. Если предмет «неживой», то они прыгают на месте сначала на одной, затем на другой ноге по два раза.

    * Дайте каждому играющему скакалку. По сигналу светофора (показывайте круги красного, зелёного и жёлтого цвета) дети должны:

    - если круг зелёный – со  скакалкой прыгать до обозначенной черты;

    - если жёлтый,  – прыгать через скакалку на месте;

    - если красный – стоять на месте с опущенной скакалкой.

    * Спрячьте предмет. Ребёнок должен найти его, ориентируясь на музыкальные сигналы. Чем ближе к искомому предмету, тем громче музыка.

    * Предложите ребёнку слушать хлопки: один хлопок – встать на одну ногу; два хлопка – руки на пояс; три хлопка – побежали.

    Это задание требует не только концентрации, но и распределения внимания.

    * Предложите ребёнку внимательно слушать слова. Если вы называете животное, он должен прыгать на месте на двух ногах; если называете растение, он должен поднять правую руку и т.п.

    * Предложите детям повторять движения (хлопки, руки в стороны, кивок головой). Движения неожиданно меняются. Кто не заметил, выбывает из игры.

    Приведённые игры не только положительно влияют на внимание, но и полезны для физического развития (бросание мяча развивает меткость, ловкость, двигательную координацию; прыжки со скакалкой укрепляют мышцы ног и т.д.), для формирования слухового восприятия.

    В тех случаях, когда у ребёнка грубо выражены недостатки внимания, необходимы ежедневные специальные упражнения. Существуют психологические методики для исследования внимания – «корректурные пробы». Они и аналогичные им задания могут быть применены для коррекции внимания. Приведём несколько примеров.

    Задания для коррекции внимания

    * Возьмите страницы из старой книги и вырежьте куски текста (без иллюстраций). Объём текста – в пределах 15 – 19 строк.

    Если дети ещё не знают букв, то можно предложить им вычеркнуть или подчеркнуть в тексте все кружочки (буквы О). Если какие-то буквы уже знакомы, то именно с этими буквами и нужно упражняться. Сначала вычёркивается во всём тексте только одна буква. Важно, чтобы ребёнок не пропустил в строках эту букву и не вычеркнул другую. Затем усложните задание, предложив одну букву вычёркивать, а другую подчёркивать. Другой вариант: одна буква подчёркивается красным карандашом, другая зелёным и т.д.

    Продолжительность занятия зависит от возраста и усидчивости ребёнка. Начинайте с 5 – 7 минут. Постепенно делайте занятия более продолжительными, увеличивая количество строк в тексте. Увеличение объёма текста и отсутствие ошибок будут служить показателем эффективности работы. Так как на каждом занятии меняются тексты и инструкция (сегодня одну букву зачёркиваете, завтра другую подчёркиваете и т.д.), задание воспринимается ребёнком как новое, и не наступает пресыщение.

    * Заготовьте лист с цифрами от 1 до 5 в произвольном порядке, с повторением отдельных цифр (всего от 3 до 6 строк). Предложите ребёнку, например, вычеркнуть все цифры 4 или 1. При усложнении задания он должен вычеркнуть цифру 3 и подчеркнуть цифру 2 и т.п.

    * Другой вариант. Нарисованы предметы: ведро, матрёшка, мяч, кукла и т.д.; всего 8 строк. Предложите ребёнку сначала подчеркнуть все мячики, потом вычеркнуть все вёдра и т.д.

    * Ребёнок должен расставить соответствующие значки в нарисованные на листе фигурах. Более сложный вариант: заштриховать все фигуры так, как показано в образце.

    * Предложите ребёнку рассказывать стихотворение и одновременно рисовать карандашом вертикальные палочки на листе бумаги. Другой вариант: подчёркивать букву «О» и считать удары (взрослый ударяет по столу карандашом через одинаковые интервалы).

    Упражнения для школьников

    Все приведённые выше упражнения – только на более сложном материале – полезны и детям школьного возраста. Так, по типу «корректурных проб» можно предложить прочитать слова, заполнив фигуры соответствующими образцу буквами или перенести из образца значки и цифры и решить примеры.

    Можно посоветовать и такие игры: «Летает – не летает», «Наоборот», «Найти ошибку в тексте» и др. Эти игры требуют определённого волевого напряжения и самоконтроля.

    * В игре «Летает – не летает» взрослый называет слова и поднимает или опускает руки в зависимости от названного предмета. Ребёнок должен поднимать руки, если предмет летает, и опускать, если не летает. Предупредите ребёнка, что надо быть очень внимательным, так как вы можете специально его «обмануть».

    * Вариант игры: найти фигурку или изображение предмета, которые не туда положили. В стопку складывают четырёхугольники и среди них – один круг (или картинки, изображающие предметы одежды, и среди них – животное).

    * В игре «Наоборот» нужно отвечать словом и кивком головы. Так, если согласен, надо утвердительно кивать, но при этом говорить «нет». Эта игра очень трудная, поэтому не надо огорчаться, если ребёнок не сразу усвоит её правила.

    Очень полезны поиски ошибок в текстах. В зависимости от класса определяются содержание текста и характер ошибок, которые должен найти ребёнок. Последний принимает на себя роль учителя, и это придаёт занятиям игровой характер.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Как научить ребенка управлять своим поведением"

    Часто поведение ребенка требует применения дисциплинарных мер. Но каких ? Многие родители ошибочно считают, что достаточно прикрикнуть на ребенка и он сразу все поймет.К сожалению э...

    Тренинг для сотрудников «Управляйте своей судьбой!.

    Материал представляет собой конспект тренинга для сотрудников формирующего позитивное мировосприятие....

    Как помочь ребенку управлять своими эмоциями.

    Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формирую у них определенные психологические к...

    Как научить ребенка управлять своим поведением

    Выступление педагога-психолога на родительском собрании.«Как научить ребенка управлять своим поведением». Расположение родителей: по кругу за расставленными заранее столами, на которых лежат бума...

    «Способность управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения».

    Статья: Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице....

    Рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

    Способность педагога к рефлексии. Умение педагога управлять своим поведением. Управление собственными эмоциями. Стрессоустойчивость....