Конспект образовательной деятельности по речевому развитию.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Улякина Мария Михайловна

каждый конспект составлен с учетом возратсных и психологических особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_oseni_-ogorod-_sad.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

15.09.2015

Тема: Дары осени – огород – сад.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Познание».

Цели занятия:

I.  Коррекционно – образовательные.

1.  Обобщить и систематизировать знания детей об осени, об изменениях, происходящих в природе, активизировать словарь по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

2. Способствовать развитию интегративных качеств личности (Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый и др.)

II.  Коррекционно – обучающие.

1.  Развивать грамматический строй речи: использовать в речи слова - признаки, слова с противоположным значением, учить образовывать прилагательные от существительных, учить согласовывать существительные с числительными.

2.  Развивать слуховое внимание, речевой и музыкальный слух, двигательную координацию.

3.  Учить отвечать полными и краткими ответами на вопросы.

III. Воспитательные.

1.  Формировать представления о родной природе, воспитывать любовь к родному краю, природе.

2.  Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

IV.  Материалы. Оборудование.

1.  Отрывки музыкальных произведений для прослушивания : А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковский «Осенняя песня».

5.  Предметные картинки, с изображением овощей, фруктов, осеннего пейзажа.

         Орг. момент.

Звучит музыка входит логопед.

 Логопед: Сегодня нам в детский сад, пришло письмо. Чтобы узнать от кого это письмо отгадайте загадку!

«Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и ёлочек…»

Догадались, кто это? Правильно, Осень. (Письмо прислала Осень)

Давайте прочитаем письмо.

«Дорогие ребята!

Больше всех на свете

Я хочу сегодня пригласить вас в осенний лес.

Срочно приходите,

Ждёт вас тысяча чудес!» Осень.

Логопед: Ну что, дети, примем приглашение Осени?

Отправимся на осеннюю полянку?

Поскачем, как лошадки, а язычок нам поможет.

«На лошадке по дороге скачем цок-цок-цок (щёлкают языком)

И копытами лошадка цок-цок-цок (щёлкают языком)

В горку медленно поднялись и-и-и (произносят)

С горки с ветерком помчались вниз иссс… (произносят)

И лошадки, вскачь пустились (под музыку движение по залу прямым галопом).

Вовремя остановились!» (произносят тррр-губы).

Речевая игра. Идём по лесной тропинке.

«По лесной тропинке

В сказку мы пойдём

И дорогу к Осени

Быстро мы найдем. (шагают)

Веточки берёзы (качают руками)

Ласково шуршат (трут ладошку об ладошку)

Лес чудес и сказок

Принимай ребят!» (кланяются)

Логопед: Вот и оказались мы с вами на лесной полянке. (Упражнение на дыхание).

Цель: активизация словарного запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», дифференциация овощей и фруктов.

Дети подходят к своим стульчикам. 

Сначала сядут те дети, у кого на картинках – овощи, потом, те ребята, у кого на картинках – фрукты.

 Дидактическая игра «Мой, моя, мои»

Цель: активизация словарного запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», развитие слухового внимания, совершенствование грамматического строя речи, образование притяжательных местоимений.

Ребята, посмотрите внимательно на свои картинки, поднимите картинки, про которые можно сказать мой (мой апельсин), теперь поднимайте картинки, про которые можно сказать моя (моя свёкла), и, наконец,  картинки, про которые мы говорим мои ( мои помидоры)

Отлично! Молодцы!

 Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Цель: расширение и активизация словарного запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», развитие слухового внимания, логического мышления.

Дети, осень приготовила вам загадки. Вы любите их отгадывать? 

Колобок висит всё лето           Этот вкусный жёлтый плод

Среди зелёных веток.               К нам из Африки плывёт, 

Ударит гулко оземь,                 Обезьянам в зоопарке

Когда наступит осень.              Пищу круглый год даёт. 

       (Яблоко)                                      (Банан)

 Он из тыквенной родни, С юга этот неженка,

На боку лежит все дни, Вкусненький и свеженький.

Как зеленый чурбачок (Абрикос)

Под названьем … (кабачок)            

 Выставляются картинки-отгадки

Молодцы! Вы легко отгадали загадки.

 Дидактическая игра «Четвертый лишний» 

Цель: активизация словарного запаса по темам «Овощи», «Фрукты». Развитие логического мышления, слухового внимания.

Посмотрите и назовите какая картинка не подходит, объясните свой ответ.

     Яблоко, банан, абрикос, кабачок 

Упражнение «сильный ветер» 

Цель: развитие направленной воздушной струи.

(В записи звучит шум ветра)

Представьте, что мы превратились в сильный осенний ветер. Ветер ворвался в сад и раскачивает листья на ветках. Сделайте вдох через нос. Задержите дыхание подуйте на листья, вытянув губы трубочкой. Не поднимайте плечи на вдохе. Не раздувайте щёки на выдохе.

 

Дидактическая игра «Вопросы на засыпку»

Цель: развитие слухового внимания, логического мышления.

Послушайте и ответьте на вопросы, объясните свой ответ.

Чего в саду больше – яблок или яблонь?

 Физминутка. Подвижная игра «Яблоня»

Цель: координации речи с движением; работа над общими речевыми навыками 

(вопросительной интонацией); развитие мелкой моторики.

 - Яблоня! Яблоня! Дети идут по кругу, держатся за руки.

Где же твои яблоки? В центре стоит один ребенок – «яблоня».

Заморозил их мороз? Дети останавливаются, на каждую 

Или ветер их унес? строку загибают по одному пальцу 

Или молния спалила? .

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали? Опускают руки, пожимают плечами.

- Не морозил их мороз, Эти слова произносит ребенок – «яблоня»

И не ветер их унес, Дети загибают по одному пальцу, 

Не спалило их огнем, начиная с больших.

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали! Дети разбегаются, «яблоня» пытается 

                                                                                              их поймать

Закрепление нового материала

 Дидактическая игра: «Опиши фрукт или овощ по плану»

Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса.

Сегодня мы заканчиваем рассказ об овощах и фруктах. Давайте попробуем составить рассказы о них. Вам поможет схема. Сначала вы назовёте овощ или фрукт, опишите какой он на вид, на ощупь, на вкус, где он растёт и что из него можно приготовить.

 Послушайте, как я скажу, и расскажите также: 

Яблоко  - это фрукт, оно красного цвета, круглой формы, небольшое по размеру, сладкое, растёт в саду на дереве. Яблоко можно есть сырым, сделать из него сок, компот, варенье, испечь яблочный пирог.

 Дидактическая игра «Назови соки» (с мячом на ковре)

Цель: совершенствование грамматического строя речи, образование относительных прилагательных  с помощью суффикса -ов.

Дети, давайте вспомним, как называются соки из разных овощей и фруктов. Я бросаю вам мяч и называю фрукт или овощ, а вы говорите, какой сок из него получается, и бросаете мяч мне. Например: из лимона – лимонный.

 из апельсина - …, из моркови - …, из яблока - …, из огурца - …, из чеснока - …, из помидора - … .

Молодцы, отлично справились с заданием. Осень приготовила вам подарок – вкусный и полезный сок, вы выпьете его в группе.

 Итог занятия 

         Наше занятие подошло к концу. Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно. Выполнили все задания. А заданий было немало. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. А я вам буду помогать  (отгадывали загадки, играли в мяч). Что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной деятельности по речевому развитию « Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора» Тема: « В гости к Сказке»

ВоспитателиМБДОУ №24 "Солнышко"Мякишева Оксана Константиновна; ОД провела : Ганина Марина Александровна...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию. Развитие речи во второй младшей группе на тему: "Непослушный колобок"

Цель образовательной деятельности:Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром в театрализованной деятельности.Задачи образовательной деятельности:·...

Конспект Образовательной деятельности по речевому развитию «Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора» Тема: « В гости к сказке»

Цель: Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора.Задачи:1.      Продолжать формировать у детей интерес к театрализованной игре.2....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию. Развитие речи в подготовительной группе на тему «Новые приключения Красной шапочки»

Задачи: Коррекционно -образовательные: Активизировать детей на пересказ знакомой сказки. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (словообразование , согласование прилагательных с...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи) во второй младшей группе "День Победы"

Цель: Сформировать у детей первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне и о празднике «День Победы».Задачи:Образовательные: расширять знания детей о Великой Отечественно...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной группе (6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема «Путешествие на остров Знаний»

Тема: «Путешествие на остров Знаний»Цель: выявление уровня усвоения программных задач по речевому развитию: развитию речи, подготовка к обучению грамоте...