"Морское путешествие"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кузьминых Ольга Николаевна

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morskoe_puteshestviedokument_microsoft_word_16.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи:

- закреплять знания детей о водном транспорте;

- обогащать и активизировать лексический словарь детей по теме транспорт и школьные принадлежности;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать умение образовывать сложные слова и объяснять смысл сложных слов;

- развивать связную речь детей – диалогическую и монологическую форму речи;

- развивать навык обобщения, анализа, сравнения, умения правильно и полно высказываться и активно использовать в речи слова по теме;

- подбирать к существительным несколько прилагательных;

- развивать фонематические представления, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов;

- развивать умение делить слова на слоги;

- развивать умение составлять предложения с предлогом (по демонстрации действий);

- развивать внимание (узнавание контуров изображений водного транспорта, наложенных друг на друга;

- развивать интонационную выразительность речи;

- развивать  память, логическое мышление;

- вызывать эмоциональный отклик;

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её;

- развивать общую и мелкую моторику.

Оборудование:  конверт с открыткой,  буквы, «слоговые острова», кроссворд, ключ, макет корабля, картинка остров, сундучок.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь.  Садитесь.

       2.  Основная часть.

1) Закрепление навыка чтения.

- Ребята, посмотрите, что это за конверт?  Давайте прочитаем, что на нём написано («В детский сад»). Это письмо для вас. Посмотрите, внутри какая-то записка  («Приглашаю вас в морское путешествие»).

2) Активизация словаря по лексической теме. Узнавание наложенных друг на друга контуров   водного транспорта.

-  Посмотрите, здесь ещё что-то есть. Ребята, а на чем можно совершить морское путешествие? Давайте  назовём. (Корабль, яхта, лодка, катер,  теплоход, лайнер). Мы поплывём на корабле.

3) Сообщение темы занятия.

  - Сегодня на  этом корабле мы отправимся в волшебное плавание на поиски сокровищ. Опасностей не боитесь? Тогда вперёд!

  4)  Город «Буквоград». Опознавание букв.

- Ребята, вот и первая остановка. Прочитайте, что написано (БУКВОГРАД).  Это город  БУКВОГРАД. В этом городе живут буквы.   Отгадайте загадку, найдите соответствующую букву.

Эта буква широка и похожа на жука.

- Это буква Ж.

Эта редкая расческа не исправит вам прически.

- Это буква Ш.

Удивляется Егорка – среди букв стоит четвёрка.

-Это буква Ч.

Помогает буква нам чистить зубы по утрам.

-Это буква Щ.

- А теперь, давайте вспомним правила с этими буквами.

- Жи – ши – пиши с буквой -  И. Ча – ща – пиши с буквой -  А. Чу – щу – с буквой  - У.

- Молодцы. Поплыли дальше.

 5) «Слоговые острова». Чтение слогов, составление слов из слогов

- Ребята, впереди группа слоговых островов.  Прочитайте слоги и составьте с ними  слова.

 (ГА _ ЛА _ ТЕТ _КНИ_РАДЬ_ШКО_ПЕ_НАЛ _ЛИ _ НЕЙ _ КА_ТА_ПАР)

Дети собирают по слогам слова  и читают слово на карточке.

- Какие слова у вас получились?  (школа, тетрадь, книга, линейка, пенал, парта).

- Скажите, сколько слогов в слове школа? ( В слове школа 2 слога).

- Назовите первый слог (шко). Второй слог (ла). Аналогично со всеми  словами.

6) Словарная работа

- Молодцы! У вас получились слова книга, тетрадь. Попробуйте сравнить эти предметы. Чем они отличаются и чем похожи? (Тетрадь и книга сделаны из бумаги, у них есть обложка и листы, они нужны в школе каждому ученику. Отличия – книга нужна для чтения, а тетрадь для письма).

7)  Физкультминутка «Скоро в школу»

Скоро в школу мы пойдем  (дети « ходят» пальцами по листу бумаги)

И портфель с собой возьмём  (квадрат)

Книжки, ручку, карандаш

Мы в портфель положим наш.

Будем мы читать, писать… (Ладошка. Письмо в воздухе)

И учиться все на 5. (Показать  пять пальцев).

8) «Живое слово». Составление слова по первым звукам заданных слов, характеристика звуков.

- Ребята, хотите узнать, кто написал нам письмо?  Тогда давайте поиграем (пила, ива, радуга, арбуз, тапочки).

ПИРАТ  (Дети дают характеристику выделенного ими звука).

3. Игры с пиратом.

9) Отгадывание загадок (кроссворд).

Достаётся игрушка Пират.

- Ребята, посмотрите, Пират  что-то принес для нас.  Нам нужно отгадать загадки и заполнить кроссворд, тогда мы сможем прочитать название предмета, который принёс Пират.

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно –

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты её не трожь!   (Акула)

Это кто, раздвинув рожки

Проползает по дорожке?

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт.   (Улитка)

Кручусь, верчусь, и мне не лень

Вертеться даже целый день.   (Юла)

Над волнами в бурном море

Реют птицы на просторе.

Птицы рыбку любят очень,

Днём охотятся и ночью.

По одной летят и стайкой.

А зовётся птица….. (Чайкой)

Ответы детей вписываются в клетки кроссворда, получается слово «КЛЮЧ».

10) Словарная работа со словом КЛЮЧ.

- Ребята, у слова КЛЮЧ  есть несколько значений. Расскажите какие. (ответы детей)

- Есть ключ, который открывает дверной замок  - это дверной ключ.

- Есть ключ, который пишут на нотном стане – это скрипичный ключ.

- Есть ключ, которым откручивают гайки – это  гаечный ключ.

- Ключом называют чистый источник воды.

11) «Какой, какая, какие», словообразование и словоизменение.

- Молодцы. А вот наш ключ от волшебного сундучка, который спрятан на пиратском корабле.

Детям предъявляется макет корабля.

- Перед нами корабль. Давайте расскажем, какой он.

- Как называется корабль с парусами?  (Корабль с парусами называется парусником).

- Мачты корабля изготовлены из дерева, какие это мачты?  (Мачты корабля, изготовленные из дерева, называются деревянными).

- Паруса сшиты из материала, какие это паруса?  (Паруса, сшитые из материала, называются матерчатыми).

- Лестницы на корабле сделаны из верёвок, какие это лестницы?  (Лестницы, сделанные из верёвок, называются верёвочными).

- Корпус корабля изготовлен из металла, какой это корпус?  (Корпус корабля, изготовленный из металла, называется металлическим).

- Якорь сделан из чугуна, какой он?  (Якорь, сделанный из чугуна, называется чугунным).

- А ещё у нашего парусника иллюминаторы из стекла, какие они?  (Стеклянные иллюминаторы).

- А если на этом корабле плавают пираты, то он какой?  (Это пиратский корабль).

12) Работа с предлогами ( составление предложений по демонстрации действий).

- А теперь покажите, как может  плавать корабль. (Ответы детей)

- Корабль отплывает  от острова.

- Корабль заплывает за остров.

- Корабль выплывает из-за острова.

- Корабль подплыл к острову.

- Корабль остановился у острова.

- Молодцы, плывём к нашему острову.

13) Увеличение количества слов в предложении с помощью наводящих вопросов.

- Ребята, чтобы доплыть до острова и не наткнуться на мели, нам нужно сыграть в игру «Длинное предложение». Корабль плывёт по морю.  Большой корабль плывёт по морю.  Большой пиратский корабль плывёт по  морю.  Большой пиратский  корабль плывет по синему морю. Большой пиратский корабль плывет по синему, бушующему (спокойному) морю.

-  Сколько слов в этом предложении?  Назовите маленькое слово предлог. Давайте вспомним правила. С какой буквы пишется первое слово в предложении? Как пишутся все слова в предложении? Что мы ставим в конце предложения?

 - Составьте  предложение со словом ОСТРОВ.

На остров высадились пираты. На большой остров высадились пираты. На большой необитаемый остров высадились пираты. На большой необитаемый остров высадились злые пираты. На большой необитаемый остров высадились злые, беспощадные пираты.

14) Развитие фонематического анализа.

- Вот мы и нашли сундук с сокровищами, но для того, чтобы открыть его, нам нужно составить схемы слов (сундук, ключ, пират, остров). Дети работают  парами.

             4. Итог занятия.

- Вы молодцы. Выполнили все задания. Возвращаемся в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД (речевое развитие) "Морское путешествие" для детей 6-7 лет с ОНР

Во время морского путешествия дети знакомятся со Звуками [М], [МЬ] и буквой "М"....

Конспект логопедического коррекционно – развивающего занятия «Морское путешествие»

«Логопедическая разминка»- ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными в...

Ролево-игровой проект "Морское путешествие"

В нашем детском саду комбинированного вида  для ЧДБ детей  проблеме сохранения и укрепления детского здоровья уделяется особое внимание. Сохранение детского здоровья педагогическими ...

конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе"Морское путешествие"

конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе....

Разработка корекционно-развивающего занятия в подготовительной группе "Морское путешествие"

Корекционно-развивающее занятие педагога психолога в подготовительной группе              Программное содержание:1. Развивать вним...

Конспект игры-путешествия «Большое морское путешествие» с детьми 6–7 лет

Конспект игры-путешествия «Большое морское путешествие» с детьми 6–7 летЦель: развитие творческого воображения, социальной компетентности.Задачи:создание условий для развития внимани...

Игра-путешествие для детей средней группы «Морское путешествие»

Задачи:-закреплять представления о морских обитателях, водном виде транспорта;-развивать воображение память, пантомимическую и речевую выразительность, ориентировку в пространстве, физические умения:-...