"Помогаем медвежонку"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Кузьминых Ольга Николаевна

Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomogaem_medvezhonkudokument_microsoft_word_16.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛИ:

  • развитие навыка фонематического анализа и синтеза;
  • развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.

ЗАДАЧИ:

Коррекционные:

 

- закреплять знания детей о транспорте, его видах – наземном, водном, воздушном;

- развивать умение различать и классифицировать транспорт по его видам;

- обобщать знания детей о профессиях на транспорте;

- обогащать и активизировать лексический словарь детей по теме транспорт и насекомые;

- развивать связную речь детей – диалогическую и монологическую форму речи;

- подбирать к существительным несколько прилагательных;

- развивать фонематические представления, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов;

- развивать умение делить слова на слоги;

- развивать умение составлять предложения с предлогом по схеме.

- автоматизация поставленных звуков в чистоговорках.

- развивать умение правильно употреблять предлоги;

- развивать внимание (узнавание контуров изображений насекомых, наложенных друг на друга;

- развивать умение образовывать сложные слова и объяснять смысл сложных слов;

- развивать интонационную выразительность речи;

- развивать  память, логическое мышление;

- вызывать эмоциональный отклик;

- развивать творческие способности детей;

- воспитывать наблюдательность и дисциплинированность, уважение к людям разных профессий, желание помочь персонажу игры решить его проблемы.

Лексический словарь:

Существительные: насекомые, транспорт, названия, разных видов транспорта, профессия, капитан, космонавт, тракторист, летчик, машинист, кондуктор, шофёр, стюардесса, колесо, руль, фара, зеркало, сиденье, дверца.

Прилагательные: наземный, воздушный, водный, стеклянная, резиновое, кожаное, пластмассовое, металлическая, прилагательные обозначающие профессиональные и человеческие качества водителя (пилота).

Оборудование:

Игрушка медвежонок,  комплект машины для ковролина с вырезанными частями – колесо, руль, фара, дверца, зеркало, сиденье; схемы, кодирующие виды транспорта (волна, дорога, облако); карточки с изображением шофера и пилота; бочонок для сюрприза; контуры изображений насекомых; предметные картинки (ландыш,  ива, одуванчик, шишки, комар, трактор, аист, жук, бабочка, кузнечик, паук, стрекоза, муравей, ключ, чемодан), слоговые домики, схемы для составления предложений с предлогами, картинки с одуванчиком, гусенички для звукового анализа, предметные картинки для звукового анализа (чиж, щит, жук, осы), мягкие игрушки насекомых.

Ход занятия:

Организационный момент:

     Дети встают полукругом около доски с изображением автомобиля, на котором не хватает несколько деталей.

Логопед:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел медвежонок. Он хочет, чтобы вы ему помогли.

Вот что с ним приключилось:

- Однажды медвежонок, неучем он был,

Сел в папину машину и в лес в ней покатил.

Не ведая дороги, не объезжая пней,

Он яму не заметил и оказался в ней.

Машина развалилась, конечно, по частям,

Тут понял медвежонок – во всём виновен сам.

Чтобы водить машину, надо взрослым стать

И правила движенья, конечно, соблюдать.

Медведь переживает, кряхтит, не спит всю ночь

И просит вас ребята в беде ему помочь:

- Для того чтобы собрать все части машины, мы с вами будем выполнять задания.  За каждое правильно выполненное задание мы будем получать одну деталь автомобиля.

«Разложи транспорт»

Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом.

Логопед:

- Ребята, мишка хочет загадать нам загадку:

По дорогам по полям

Едет транспорт тут и там.

Каждый день его встречаю,

А как назвать его не знаю.

- Как называется транспорт, который ездит по земле?  (Наземный транспорт)

- А ещё, какие виды транспорта вы знаете? (Я знаю водный транспорт.  Я знаю воздушный транспорт. Я знаю подземный транспорт.)

   На доске  висят картинки, схематично изображающие виды транспорта, перед  детьми карточки с изображениями транспортных средств.

- Ребята, вам нужно правильно разложить картинки с транспортным средством, определяя, к какому виду он относится.

- Саша, что у тебя?   (У меня самосвал. Это наземный транспорт).

Ребёнок помещает карточку с самосвалом под  картинкой – схемой  «дорога».

Аналогично поступают остальные дети.

- Молодцы, вы правильно выполнили задание и получаете одну деталь автомобиля – колесо.

«Договори словечко»

- Ребята, а теперь нам нужно разгадать загадки.

Дети загадывают выученные заранее загадки друг другу.

Он водил вокруг Земли

Пароходы, корабли,

Все моря и океан

Покорил наш … (капитан)

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите это?...  (космонавт)

Вижу в небе самолёт,

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По другому просто, …  (лётчик)

Ходят шумно поезда

И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,

А ведут их….  (машинисты)

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что …  (шофёр)

- Вы правильно отгадали все загадки. А теперь скажите, для того чтобы  хорошо водить автобус, водитель должен быть каким?  (Водитель должен быть внимательным, здоровым, ловким, умным, вежливым, весёлым, опытным, находчивым и т.д.)

- Да, вы всё правильно рассказали о водителе и получаете ещё одну деталь автомобиля – фару.

«Пальчиковая гимнастика»

- В каком месте дети должны переходить дорогу?  (Дети должны переходить дорогу только по пешеходному переходу).

Эй, водитель, осторожно,            (На каждое слово дети загибают пальчик

Ехать быстро невозможно.           сначала на одной, затем на другой руке)

Знают люди все на свете              (Указательным и средним пальцами

В этом месте ходят дети.               «шагают» по столу)

«Посчитай транспорт»

- Мы перешли с вами дорогу  по пешеходному переходу и оказались на автомобильной стоянке. Вы должны правильно посчитать и сказать,  какие машины вы видите.

  Работа с карточками. (Я вижу два пассажирских автобуса. Я вижу три больших самосвала. Я вижу пять грузовых машин. Я вижу  две белые маршрутки. Я вижу один синий троллейбус. Я вижу четыре красных пожарных машины.)

- Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.  Получите дверцу от автомобиля.

- Сейчас к нам придут гости.

Входит вторая подгруппа детей в шапочках насекомых – жук, бабочка, комар, оса и читают стихи-чистоговорки о себе.

- Ребята, давайте поможем насекомым попасть на лесную полянку. Вставайте в круг, поедем на машине.

 Физкультурная пауза «Сели на машину»  (развитие речевого дыхания и голоса)

Сели на машину, налили бензину, поехали:     (дети держат в  руках воображаемые рули,

Шо-шу, шо-шу.                                                     двигаясь друг за другом по кругу,

 

Вдруг «Хлоп - бац». Что такое?        

- Лопнули шины! Что же делать?

Это просто. Покачай насос ты.             Вдох через нос, наклон вниз, выдох через рот:

Покачай насос ты. Это просто.             Ф-ф-ф, выпрямиться – вдох)

Накачали колеса,

Сели на машину, поехали дальше.

Едем далеко, вдруг видим –

Высоко самолёт летит,

В нём мотор гудит.

Как гудит?  У-у-у-у-у                             (Руки в стороны, покачиваясь из стороны в сторону)

Самолёты полетели, загудели громко  (Дети на выдохе: у-у-у-у громко)

А теперь тихонько погудели                 (Дети: у-у-у-у тихо)

И на полянку прилетели.

Активизация словаря по лексической теме «Насекомые».

- Ребята  мы  приехали на лесную полянку. Давайте узнаем, кто нас встречает.

Узнавание наложенных друг на друга контуров насекомых.

- Кого вы видите?

( Я вижу жука, комара, бабочку, гусеницу, кузнечика, муравья, стрекозу, паука, осу).

- Как можно назвать их одним словом?  (Насекомые).

- Молодцы, вы правильно  назвали всех насекомых, получите руль.

«Звуковая цепочка»

-  Посмотрите, на полянке много цветов. Как называются эти цветы? (Одуванчики).

- Давайте  сплетём для мишки венок из одуванчиков. Для того чтобы он был прочным, необходимо правильно скрепить цветы между собой. Посмотрите, на обратной стороне каждого цветка нарисована картинка. Вам нужно сложить цветы так, чтобы последний звук первой картинки был первым звуком последующей. Начинаем с картинки ландыш.

- Вы сплели красивый венок, получите ещё одну деталь – сиденье.

Образование сложных слов. Объяснение значения сложных слов. Работа над словами со сложной слоговой структурой.

- Ребята, давайте немного расскажем медвежонку о насекомых.

- Скажите, если у жука жесткие крылья, значит он – (жесткокрылый).

- У комара острый нос, значит он – (остроносый).

- У бабочки пестрые крылья, значит она – (пестрокрылая).

- А что значит  выражение «быстроногий муравей»? (Это значит, что у муравья быстрые ноги).

- Что значит «трудолюбивая пчела»? (Это значит, что пчела любит трудиться).

Составление предложений с предлогом по схеме.

- Ребята, а кто это сидит на пеньке? (Это гусеница).

Скажите, а как передвигается гусеница? (Она ползает).

Возьмите картинки-схемы и расскажите где  (куда) ползёт гусеница.

(Гусеница заползла под листок. Гусеница выползла из-под листа и т.д.)

Совершенствование навыка звукового анализа слов.

- А вот  ещё три гусеницы. Посмотрите, они не простые. На них схемы слов. Разбейтесь на пары и найдите картинки, соответствующие этим схемам. 

Перед детьми разложены предметные картинки для звукового анализа (чиж, щит, жук, осы). Дети находят соответствующие звуковые схемы.

Развитие умения делить слова на слоги.

- Ребята, наступает вечер. Насекомым пора домой. Нужно разделить слова на слоги и поселить каждое насекомое в свой домик.

Перед детьми «слоговые домики» и игрушки насекомых. Дети хлопками определяют количество слогов в названии насекомого и помещают его в нужный домик.

- Сколько слогов в слове жук? (В слове жук один слог).

- А какой гласный ты слышишь в этом слове? (В слове жук я слышу гласный звук «у»).

- Молодцы, вы справились со всеми заданиями и получаете последнюю деталь – зеркало.

«Соберём машинку для  медвежонка»

- Ребята, у нас есть все нужные детали и мы можем помочь медвежонку собрать машину.

- Артём, какая у тебя деталь? (У меня фара). Из чего сделана фара (Из стекла. У меня стеклянная фара). Аналогично с остальными деталями: резиновое колесо, металлическая дверь, кожаное сиденье, пластмассовый руль, стеклянное зеркало.

  Дети собирают машину на ковролине.

Сюрпризный момент:

- Медвежонок благодарит нас за помощь и хочет угостить любимыми сладостями.

Достаётся бочонок, в котором лежат конфеты.

Итог:

- Ребята, вам понравилось занятие? Какие задания вам понравились больше всего? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации для детей первой младшей группы "Помоги медвежонку согреться в берлоге"

Цель: формирование сюжетно – игрового замысла детей и получение практического опыта в аппликации с использованием нетрадиционных изобразительных материалов – ваты.Цель:Дать представление детям в проду...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!

Выполнила: Казанцева Л.В.Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!Цель: Закрепить у детей понятие « пожарная безопасность», убедить в необходимости соблюден...

НОД по познавательному развитию во 2 младшей группе Помоги медвежонку

НОД  по познавательному развитию во 2 младшей группе Помоги медвежонку...

Конспект интегрированного занятия "Как дети помогали медвежонку Умке вернуться на Север"

Данное мероприятие позволяет  развить познавательный интерес у детей к животным зоны Крайнего Севера. Способствует развитию у детей отзывчивости, желанию прийти на помощь герою, попавшему в непро...

Презентация "Мастерская букв "Помоги медвежонку выложить буквы" для детей 6-7 лет

Выкладывать буквы из подручных материаловУчите алфавит всегда и везде! Дайте малышу необычный материал, и пусть он изобразит любую букву. В ход могут идти карандаши, и на вашу фантазию все что угодно:...