Семинар – практикум по теме: «Формирование и развитие графических навыков у старших дошкольников»
учебно-методический материал по логопедии по теме

Плотникова Анастасия Геннадиевна

«Формирование и развитие графических навыков

у старших дошкольников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoreticheskaya_chast.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 18

города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Семинар – практикум по теме:

«Формирование и развитие графических навыков

у старших дошкольников»

Выполнила

учитель-логопед Плотникова

Анастасия Геннадиевна

первая квалификационная категория

Содержание

Введение ………………………………………………………………...............................3

Из истории обучения чистописанию……………………………..……………………………….……..6  

Психофизиологические особенности формирования         графических навыков письма…………………………………………………………….…………………8

Взгляды современных методистов на проблему начального     обучения письму ……………………………………………………………….10  

Что же нужно ребенку для успешного овладения                     графикой письма? ………………………………………………..…………..12

Подготовку к обучению письму целесообразно вести                  одновременно во всех направлениях  ……………………………………19

Заключение……………………………………..…………………...…………..24

Литература…………………………………………………………..…………..26

Приложение

Введение

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Этим объясняется актуальность данной работы, цель которой описать наиболее эффективные физические упражнения, влияющие на формирование графики письма.

Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитьё, выпиливание, работа с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игра в мяч и т.д.), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования.

Они формируются не изолировано, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах (Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова, 1987).

Почерк – это очень устойчивое индивидуальное образование. Эта устойчивость почерка с точки зрения физиологии объясняется как выработка стереотипных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов (по И.П.Павлову)

Работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение письму – задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено.

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и т.п.). В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет очень важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо) может успешно приобретаться при выполнении физических упражнений.

По мнению А.В. Антроповой, А.В. Кенеман, М.М. Кольцовой, Т.С. Комаровой, С.О. Филипповой для успешного овладения графикой письма необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Не сформированные и полностью не развитые костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку старшего дошкольного возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения. Но дело не только в мышечном аппарате.

Каким же образом можно развивать ручную умелость в детском саду? Этому способствуют такие виды изодеятельности, как рисование, аппликация, лепка, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, соленого теста и других материалов.

Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, а также абстрактно-логическое. В процессе рисования у ребёнка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой, мелками…), развивается координация движений обеих рук, координация действия руки и глаз, зрительный контроль. Наблюдения показали, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисования, легче выучиваются писать.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Подготовка руки к письму является одним из сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению, это также связано с психофизическими особенностями 5–6-летнего ребёнка.

Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.

Таким образом, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками.

Из истории обучения чистописанию

Правильное и успешное формирование графических навыков письма отождествляется с красивым почерком и носит название чистописание. История обучения чистописанию интересно описана в книге Л.Я.Желтовской и Е.Н.Соколовой (1987).  

Обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывание. Только при Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв.

Исторические изменения претерпевали и методы обучения детей чистописанию. Так, до середины ХIХв. Обучение письму шло в отрыве от обучения чтению; буквы писались в алфавитном порядке от «а» до «ижицы». К.Д.Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением, на базе чтения, то есть осмысленно. Таким образом, порядок обучения письму  зависел от порядка обучения чтению.

В системе обучения письму получают распространение такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.

Обучение чистописанию копировальным (или стигмографическим) методом заключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками) или написанных карандашом от руки учителем.

Линейный  метод также берет свое начало в далеком прошлом. Буквы, а следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту, наклон, расстояние между элементами.

Генетический  способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной.

Тактический (или ритмический) способ – это письмо по счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.

Еще один из распространенных методов – обучение путем списывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Этот метод вошел в историю как метод Карстера. 

В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.

 

Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.

Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических её функций.

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью.

Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче.

Вспомним сказанное И.П.Павловым: «… развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.

Левое полушарие ответственно за формально-логическое (понятийное) мышление и речь, которые и достигли максимального развития.

Правое полушарие, освобожденное от этой задачи, получило возможность целиком переключаться на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отражение мира в формах искусства.

Для развития, совершенствования деятельности обоих полушарий мозга требуется длительное время, но именно с этим связаны трудности пространственно-временной ориентации.

«Сейчас мы можем говорить, – пишет П.Л.Горфункель, – что письмо не простой двигательный акт, опирающийся на узкоограниченный участок мозга, а сложный процесс, в осуществлении которого принимает участие ряд функционально взаимосвязанных зон коры».

Ряд авторов (А.Р.Лурия, 1950, и др.), прослеживая нарушения навыка письма при поражении отдельных участков коры головного мозга, отмечают их специфические функции, проявляющиеся в разных видах письма.

Височные области левого полушария головного мозга (у правшей) связаны со слуховым анализом в процессе письма; их поражение больше всего вызывает нарушение письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании.

Затылочная область связана со зрительной организацией процесса письма; её поражение ведет к пространственным нарушениям.

Теменная область является корковым аппаратом, анализирующим ощущения, идущие от поверхности кожи и мышц (и, следовательно, позволяющие оценить положение тела), она имеет серьезное значение для обеспечения тонких и четких движений, т.к. такие движения могут быть осуществлены только в тех случаях, когда они находятся под контролем постоянно поступающих с периферии сигналов о положении тела в пространстве.

Соблюдение чередования в нужной последовательности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова.

Лобные доли – моторный центр речи – больше всего связаны с сохранением замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма.

Таким образом, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова.

Взгляды современных методистов на проблему начального обучения письму.  

Формирование графических навыков зависит от большого числа разнообразных условий. Важнейшее значение среди них имеет соответствие методов обучения психофизиологическим закономерностям формирования графических навыков и функциональных возможностям детей.

Существующая система обучения письму не всегда учитывает функциональные возможности и особенности 7-ми летних детей, и неприменима к детям более раннего возраста. Это, вероятно, и объясняет тот факт, что рекомендуемые методистами и старательно выполняемые учителями приемы по формированию графических навыков в начальной школе недостаточно сформированы.

Наиболее дискуссионной является проблема обучения письму детей 6-летноего возраста. Как известно, в этом возрасте рука ребенка еще не готова к быстрому овладению письмом (недостаточно развита мелкая мускулатура пальцев, несовершенная координация движений). Дети в этом возрасте могут успешно осваивать чтение, но медленное развитие письма тормозит усвоение ребенком грамоты.

Если обучение письму идет одновременно с обучением чтению, ребенок быстрее и легче учится читать, закрепляя усваиваемое на уроках письма. Вместе с тем ребенок пишет настолько медленно, что либо он почти ничего не закрепит из читаемого, либо, если его торопить, он с самого начала спешит и портит формирующийся почерк.

Это противоречие побудило методистов разных стран к поискам решения проблемы. Так, в Англии, Америке, Швеции и ряде других стран в первоначальном обучении вместо курсивного письма было введено письмо печатными буквами, шрифтом, включающим небольшое число элементов (такое письмо названо манускриптом).

В некоторых странах (например, в Чехословакии), чтобы облегчить работу детям и исключить наиболее трудные для них движения пальцев во время письма, сначала обучали письму крупными элементами, а затем все более мелкими.

В Болгарии при переходе к обучению детей с 6 лет обучение письму отстает от обучения чтению. Сначала обучают чтению и одновременно ведется подготовка к письму.  Она включает письмо элементов букв, упражнения для развития движений пальцев.

Хотя в этих поисках много рационального, проблема  обучения детей 5-6 лет письму пока не решена. Остаются открытыми вопросы о роли создания зрительного и двигательного образа буквы, о подготовке моторики до и во время обучения письму.  

Большинство методистов нашей страны обоснованно, на наш взгляд, придерживаются мнения, что на дошкольном этапе необходимо активно осуществлять подготовку детей к овладению письмом, используя с этой целью различные средства, а собственно обучение письму начинать с поступлением ребенка в школу, когда он физиологически и психологически будет готов к овладению этим наиболее сложным видом учебного труда.

В этой связи вызывает опасение появление прописей для пятилетних и даже четырехлетних детей. Практика занятий по прописям в этом возрасте, когда продолжительность графических упражнений не должна превышать 1-3 минут, не может не отразиться на здоровье детей. К тому же существует вероятность снижения качества уже приобретенных ребенком навыков вследствие нарушения закономерности формирования двигательного навыка и превышения возрастных возможностей детей.

Что же нужно ребенку для успешного овладения графикой письма?

Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти рук. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в 6 лет с трудом выполняют графические упражнения.

В раннем и дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые действия с карандашом на основании двигательной импульсации: размашистые движения без попытки зрительной регуляции. В дошкольном возрасте у ребенка появляется зрительный, хотя и недостаточно совершенный, контроль за движением карандаша в процессе рисования.

Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л.Н.Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».

В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание подготовке детей к обучению. Под руководством воспитателей дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебной деятельности. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы – рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно недоступно. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется косвенно, через другие занятия.

Ряд авторов (В.М.Лыков, 1974, и др.), исследовавших проблему обучения письму, рекомендуют на дошкольном этапе воспитания и обучения активно использовать доступные средства. Они выделяют рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные занятия для подготовки детей к овладению графикой письма.

Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке – наиболее близких к письму видах деятельности. Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности.

В практике обучения письму подчас имеет место нежелательный перенос некоторых приемов, усвоенных детьми в дошкольном периоде при рисовании. Например, приемы держания карандаша переносятся на положение ручки в руке при письме, а они не совсем совпадают. Привычка рисования прямых линий (домика, дерева, забора и т.д.) приводит у некоторых детей к тому, что требование писать «на себя» при наклонном положении бумаги пишется перпендикулярно линии строки. Конечно, не у всех одинаково влияние прошлого опыта. Однако требуются специальные приемы по преодолению этой привычки (Е.Н.Соколова, Л.Я.Желтовская)

Для того, чтобы было понятно, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в чем не стоит торопиться и почему что-то не получается или получается не очень хорошо, необходимо представлять себе, что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.

Поэтому начнем с главного — рассмотрим, что представляет собой процесс письма и почему он так сложен для ребенка.

Письмо — это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.

Напомним, что русское письмо — звуко-буквенное; как правило, принципы обучения письму определяются системой самого письма, а так как система русского письма звуко-буквенная, то и основной принцип обучения звуковой, вернее фонематический, а основной единицей обучения является обучение написанию графических элементов (букв).

Письмо — одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ и т. п.).

Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребенка и, кроме того, учитывать его возрастные возможности в процессе обучения. Необходимо знать и этапы формирования навыка письма. Кстати, вспомним, что “навык ~ это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля” (Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1985. С. 195).

В процессе письма активно участвует зрительный анализатор.

Практика обучения письму дошкольников с дефектами зрения показывает, что способность овладеть комплексом операций, где участвуют одновременно кинестезия рук, нервно-мышечного аппарата, у данной категории детей затруднена. Именно зрение в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии познавательных процессов, коррекции точности и направленности движений. Нарушенное зрение не может обеспечить ребенку необходимый контроль за движениями.
Обследование старших дошкольников со зрительной патологией показало, что дети медленно включаются в работу, быстро утомляются, часто прибегают к помощи взрослого при выполнении графических заданий. По сравнению со здоровыми сверстниками, у детей со зрительной патологией недостаточно развита мотивация. Как только выполнение задания вызывает трудности, дети стараются перейти к другому виду деятельности или отказываются от выполнения заданий.


Таким образом, можно сделать
следующие выводы:


1. Детям с нарушениями зрения требуется больше времени для тренировки руки и ручной моторики.
2. Необходима обучающая и стимулирующая помощь педагога, из-за невозможности самостоятельного преодоления выше перечисленных трудностей, связанных с состоянием зрения.
3. Важно правильно организовать коррекционную работу, включающую в себя сложную систему взаимосвязанных компонентов: знание особенностей развития детей со зрительной патологией; овладение методами и приемами работы с учетом специфических особенностей; создание благоприятного психологического климата.


В процессе коррекционного обучения мы определили методы и приемы работы с детьми, соответствующие зрительным возможностям каждого ребенка, с учетом уровня психического развития. Включение в работу большого количества дидактического материала, игровых заданий и упражнений способствовало более успешному формированию координированных действий с карандашом (или другими пишущими предметами), ориентировке на микроплоскости (листе бумаги, в тетради), принятию и пониманию условий задания, выполнению заданий до конца, развитию зрительно-двигательной координации.


Коррекционная работа должна проводиться по следующим направлениям: 
1. Развитие мелкой моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации.
С детьми необходимо проводить гимнастику для пальцев и кистей рук с речевым сопровождением, выполнять упражнения на развитие дифференцированных движений пальцев рук (упражнения с сыпучими материалами, задания по застегиванию и расстегиванию пуговиц, разных видов застежек, шнуровке и т.д.), обучать выполнению элементов самомассажа каждого пальца от ногтя к основанию.
2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания. Работа в данном направлении должна осуществляться последовательно: учить детей следить взглядом за перемещением предмета, обучать различать геометрические формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров, сравнивать сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали.
3. Формирование и развитие пространственной ориентировки. Детей необходимо учить сначала ориентироваться на различных плоскостях (доске, мольберте ит.д.), затем на листах бумаги, в тетради; расставлять предметы, следить за их перемещением и определять направление движения на листе бумаги.
4. Развитие слухо-моторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка. Важным здесь научить детей воспринимать и дифференцировать предметы и явления по заданным характеристикам, а затем выполнять различные графические задания, выражать графические свойства слов, выполнять графические диктанты.
5. Формирование основных графических навыков и умений. Обучать дошкольников проводить различные линии по подражанию действиям педагога, а затем по предложенному образцу; копировать, дорисовывать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по словесной инструкции на листах бумаги и в тетрадях; начинать работу вместе с детьми и заканчивать, ориентируясь на других.

В работе с детьми-логопатами занятия по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение письму – задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено.

У детей-логопатов слабо развита общая и мелкая моторика, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, памяти, представления о пространственных признаках и отношениях. У  92 % детей графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно. Практически все дети-логопаты пассивны и нуждаются в стимуляции педагога.

При коррекционной работе с детьми с нарушениями речи необходимо учитывать не только особенности графических навыков, но и такие особенности их двигательной сферы как, нарушение координации, неточность двигательных актов, несогласованность работы рук, скованность движений, недостатки плавности, ритмичности, трудности регулирования смены темпа движений.

Поэтому формирование графических навыков у детей с нарушениями речи должно осуществляться на основе создания системы комплексных занятий воспитателя, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и др.

Таким образом, мы видим, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками.

Формирование элементарных графических навыков – это великолепный способ развития ребёнка.

Во-первых, это мощное психотерапевтическое средство. Ребёнок, оставляя след фломастера или карандаша на бумаге, начинает ощущать себя личностью.

На основании этого по развитию графо-моторных навыков у детей-логопатов решаются следующие задачи по подготовке руки к письму (развитие графических навыков):

Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка, необходимо провести значительную подготовительную работу.

Подготовку детей к обучению каллиграфии проводят в нескольких направлениях:

·        Гимнастика пальцев и кистей рук;

·        Ориентирование на листе бумаги;

·        Формирование элементарных графических навыков (с 5-5,5 лет – рекомендуют физиологи и медики).

Одновременно с подготовкой к обучению технике письма необходимо самым тщательным образом развивать речевой слух ребенка: умение слышать и вычленять из слов отдельные звуки, формировать действие последовательного выделения звуков из слова. О развитии у детей этой способности рассказано при характеристике пособия «Звуки речи, слова, предложения – что это?»

Подготовку к обучению письму целесообразно вести одновременно во всех направлениях. 

1. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации

Цель: формирование тонких, координированных движений рук.

В качестве первых шагов детей-логопатов 4 лет в подготовке руки к письму используем упражнения для рук, которые ребёнок выполняет, копируя взрослого, например: “Наши пальчики”, “Возьми большой мяч”, “Возьми маленький мяч”, также игры с мелкими и сыпучим материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию, разнообразные шнуровки, составление узоров из мозаики, кубики Никитина и т.д. Важной частью данной задачи являются пальчиковые игры, в ходе которых у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.  

2. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

Цели: 

  • научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями (например: животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, подобранные по форме, величине, цвету и т.д.);
  • научить остроте зрения (например: “найти, где спряталась белочка” – по торчащему хвостику);
  • следить взглядом за запутанными изображениями (например: “по какой дорожке надо идти мальчику, чтобы попасть домой”);
  • сравнивать две картинки и находить в них несоответствие;
  • находить ошибки в рисунках (например: “Чудесное дерево” – изображение на дереве овощей и фруктов);
  • учить следить за направлением движения картинки, предмета, карандаша, чтобы иметь возможность скорректировать свои действия;
  • воспитание стойкого интереса к рассматриванию картинок, это является показателем развития зрительного восприятия плоскостных изображений.

Зрение – основной канал информации об окружающем мире. Мы знаем, что зрительные впечатления, эта информация перерабатывается в коре головного мозга. Ребёнок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки, выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У детей-логопатов затруднена именно эта способность обработки информации. Их необходимо научить “смотреть и видеть”.

3. Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях

Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги, в тетради в клеточку и линейку.

4. Формирование графических навыков

Цель: научить детей-логопатов проводить различные линии по подражанию, по образцу, дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции, правильно держать карандаш при письме, правильной осанке.

Письмо с самого начала является сознательным актом. Обучение ему связано с требованием правильного и четкого изображения письменных знаков, а также с воспитанием настойчивости, стремления добиться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму невозможно без развития внимания, наблюдательности и таких сложных форм мыслительной деятельности, как анализ и синтез. Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ребенок, что, в свою очередь, определяется воспитанием правильного отношения его к письменным заданиям.

Поэтому необходимо рассказать ребенку о том, как он должен правильно сидеть при письме, как расположить тетрадь, как правильно держать ручку.

Во время проведения занятий необходимо соблюдать установленные гигиенические условия деятельности дошкольников:
-  достаточная освещенность рабочего места;

- рациональное использование режима зрительных нагрузок;
- профилактика зрительного  утомления, утомления мышечного аппарата спины и шеи.
Большое  внимание необходимо уделять формированию у детей правильной позы при выполнении графических заданий и упражнений.


Обязательными являются следующие правила:
- при прямой посадке ребенок не должен опираться грудью о парту;
- от края парты до груди – 3-4
 см;
- расстояние между глазами и тетрадью - 30 - 33 см;
- обе руки лежат на парте, только локтевой сустав выступает за края, левая рука придерживает тетрадь и передвигает ее вверх по мере заполнения страницы.

На начальном этапе обучения письму детям требуется много времени для осознания действий, которые они должны осуществить, а затем закрепить их правильное выполнение и довести до автоматизма путем многократных точных повторений. Требование «пиши быстрее» приводит к тому, что ребенок не успевает закрепить правильный способ проведения линий.

У каждого человека свой темп письма. Стремление взрослого ускорить на начальном этапе формирование навыка письма без учета особенностей ребенка может привести к обратному результату. При формировании графического навыка важны правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота действий и не количество написанного.

Какова же оптимальная скорость письма на первом этапе обучения? Для пяти-шестилеток — 4—6 знаков в минуту; у семилеток скорость письма может быть на 2—3 знака в минуту больше. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5–6 минут.

Для подготовительных графических упражнений первоначально используется нелинованная бумага. Последовательность заданий основана на закономерностях формирования графического навыка письма как двигательного акта.

Прежде всего отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Для этого даются контурные изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шланг и т.д. Дети обводят, например, «домик» улитки, начинают с самого большого витка и, стараясь не отрывать ручку от бумаги, проводят все меньшие и меньшие витки. Волнистые линии, полуовалы, овалы, петли расположены на рисунках так, что ребенок переходит от широких движений к все более мелким. Линии на бумаге целесообразно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе.

Затем дети заштриховывают различные геометрические фигуры. Штриховка – это новый этап развития произвольной деятельности ребенка 6–7 лет. Детям приходится соблюдать довольно жесткие требования: штриховать, не заходя за контур рисунка, только в заданном направлении, соблюдать одинаковое расстояние между линиями.

Систематическое выполнение разнообразных заданий на нелинованной бумаге и штриховка позволяет детям безболезненно перейти к письму в ученической тетради. Они учатся обводить рабочую строку, рисовать в ее пределах бордюры, писать элементы букв. Для того, чтобы ребенку легче было запоминать графические образы сложных элементов букв, их связывают с реальными предметами (например, прямая с закруглением – ручка зонтика).

Вместе с тем штриховка продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает разные виды штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений. При работе со штрихом развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка, его логическое мышление, активизируются творческие способности, что имеет большое значение.

Дети старшего дошкольного возраста продолжают выполнять усложненные задания, учатся одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи правильного изображения тех или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти.

В старшем дошкольном возрасте вводим работу в тетрадях в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков, т.к. рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. В процессе работы в тетради у детей-логопатов укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки,   воспроизводить их по памяти, выкладывая их из палочек, геометрических фигур, а затем зарисовывают карандашами. Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых – развитие внимания к речи воспитателя.

Заключение.

Для формирования графического навыка требуется. Чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку, причем каждый навык требует подготовки своих специфических сфер.

Особенности графической деятельности требуют совместного развития руки и глаза. «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает», – говорил Микеланджело. Однако на различных этапах овладения графическими навыками зрительный и двигательный контроль соотносятся по-разному.

Для формирования ручной умелости могут быть успешно использованы упражнения и игры с пальчиками, в частности сопровождаемые чтением народных стихов-потешек.  Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют умению слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.

Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо развивать у ребенка координацию движений, пространственные представления, чувство ритма и «ручную умелость» для подготовки его к овладению графикой письма.

Письмо – особая графическая деятельность, и овладеть ею можно только в процессе графических упражнений. И специально подобранные упражнения будут способствовать совершенствованию у ребенка координации движений, научат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьют руку – то есть дадут ему всё, что необходимо для успешного овладения этим сложным навыком.

Подготовка детей к овладению графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика.

Успешное решение этой задачи возможно только при использовании всего потенциала дошкольного образования и

взаимодействия всех педагогов учреждения. Лишь их совместные усилия способны создать систему, гармонично воздействующую на личность ребенка и подготавливающую его к будущей деятельности.

Литература.

  1. Бастина Г.В. Развитие графо-моторных навыков детей-логопатов: Автореф.
  2. Бартковский А. Прежде чем научиться писать. – Дмитров, 2001
  3. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М., 2003
  4. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво/ Этапы формирования навыка письма.
  5. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Азбука письма. – М., 2005
  6. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М., 2000
  7. Бельская И.Л. Обучающая пропись по развитию моторики руки у дошкольников. – Минск, 2007
  8. Белякова Е.В. Работа по формированию базовых графических навыков – важный этап подготовки детей с нарушением зрения к школе: Автореф.
  9. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников: Логопед – 2005. №3 –          с. 84 – 94
  10. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Тренируем руку. – М., 2001
  11. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. – М., 2002
  12. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся писать. – М., 2001
  13. Готовимся к письму. – М., 2005
  14. Готовим руку к письму. Рисуем дом, сад, огород. – М., 2000
  15. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. – М. : Издательство АПН, 1959
  16. Захарова Ю.А. Пропись-штриховка (6-7лет). – СПб., 1999
  17. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. – М., 2003
  18. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. – М., 2001
  19. Лукашкина М.М. Готовим руку к письму. Умный в квадрате. – М., 1999
  20. Лыкова И.А. Прописи для дошколят. – Дмитров, 31.2001
  21. Лыкова И.А. Прописи для дошколят. – Дмитров, 32.2001
  22. Лыкова И.А. Прописи для дошколят. – Дмитров, 34.2001
  23. Мальцева И.В. Упражнения для пальчиков. – Дмитров, 2000
  24. Мальцева И.В. Линии и точки. – Дмитров, 2000
  25. Мальцева И.В. Штрихи и пунктиры. – Дмитров, 2000
  26. Мальцева И.В. Овалы и спиральки. – Дмитров, 2000
  27. Нищева Н.В. Прописи для дошкольников. – СПб., 2003
  28. Новикова Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. –     М., 2000
  29. Подготовка к письму детей от 6 до 7 лет. Дошкольные прописи. – Дмитров, 2004
  30. Прописи 5-6 лет. Узоры и штриховка. – М., 2005
  31. Прописи 5-6 лет. Узоры и штриховка. – М., 2005
  32. Прописи 5-6 лет. Рисуем по контуру. – М., 2005
  33. Прописи 5-6 лет. Пишем буквы. – М., 2005
  34. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000
  35. Савина Л.П. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М., 2000
  36. Семеренко И.Г. 25 уроков для подготовки к чтению и письму. – СПб., 2009
  37. Синицына Е.И. Умные пальчики. – М., 1998
  38. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2001
  39. Узорова О., Нефедова Е. 300 узоров. Готовимся к школе. – Тула, 2003
  40. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2001
  41. Утехина К. Развитие графических навыков письма у дошкольников: Автореф. – 2005
  42. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. – СПб., 1999
  43. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб., 2004.
  44. Шишлянникова Н.В. Влияние физических упражнений на формирование графических навыков у дошкольников: Автореф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения письмом и письменной речью.

Определение основных психолого-педагогических понятий. Становление графического навыка у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Диагностический инструментарий по формированию гра...

Методическая разработка на тему "Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с ОНР"

В данной разработке представлена презентация и сопровождение к ней. В презентации выделены задачи и этапы коррекционной работы  по формированию словообразования у детей старшего возраста с ОНР....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН...

Семинар-практикум по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:1....

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»

Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...

Информация для родителей "Формирование графических навыков у старших дошкольников"

Наглядный материал для родительского уголка, показывающий важность правльной осанки при рисовании и письме, обращает внимание родителей на правильную организацию занятий старших дошкольников  дом...