Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Кондрашова Татьяна Михайловна

Создание Карты индивидуального развития ребенка-дошкольника (КИР) на сегодняшний момент очень актуально, так как Стандарт дошкольного образования выдвигает требования индивидуализации образовательного процесса. Возникшая в образовании широкая вариативность образовательных программ делает необходимым выделение параметров общей характеристики ребенка при переходе от одной ступени образования к другой.

Карта индивидуального  развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных  особенностей воспитанника, уровня психического развития,  усвоения программного материала и как результат -  проектирование индивидуального образовательно маршрута (ИОМ) в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника

 в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Материал рекомендован  старшим воспитателям, воспитателям, логопедам, педагогам - психологам и другим  специалистам детского сада.

Описание материала: 

Создание Карты индивидуального развития ребенка-дошкольника (КИР) на сегодняшний момент очень актуально, так как Стандарт дошкольного образования выдвигает требования индивидуализации образовательного процесса. Возникшая в образовании широкая вариативность образовательных программ делает необходимым выделение параметров общей характеристики ребенка при переходе от одной ступени образования к другой.

Карта индивидуального  развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных  особенностей воспитанника, уровня психического развития,  усвоения программного материала и как результат -  проектирование индивидуального образовательно маршрута (ИОМ) в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения. Индивидуальная карта развития заводится один раз при поступлении воспитанника в дошкольное образовательное учреждение и заполняется на каждого воспитанника на протяжении всего периода посещения детского сада специалистами, которые ведут образовательную и коррекционно-развивающую работу с ребенком. В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка. Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса  по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в детском саду. Для реализации основной цели психолого-педагогического сопровождения необходимо обеспечить информационный обмен, единое информационное пространство, что мы и постарались сделать при проектировании структуры индивидуальной карты развития.

Данные, полученные в результате   педагогической диагностики должны координировать дальнейшую деятельность педагогов с дошкольниками. На особом контроле воспитателей и специалистов должны быть дети, показавшие низкий и высокий уровень развития освоения каких-либо образовательных областей. Для работы с этими детьми логично выстраивать  индивидуальный  образовательный маршрут ребенка с целью коррекции выявленных в процессе педагогической диагностики недостатков или особых способностей ребёнка, требующих индивидуального подхода к их развитию.

Карта предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которые ее заполняют в  начале и конце учебного года, используя для этого организованное наблюдение и специальные задания. Она служит общим ориентиром в достижении основных результатов в развитии детей вне зависимости от вида учреждения и используемых программ.

Педагогическая диагностика проводится методами наблюдения, игры  или беседы. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.

Кроме того, результаты всех детей заносятся в Сводную таблицу группы. Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития детей конкретной группы и разработать коррекционно-развивающие программы на группу в целом.

Для заполнения карты воспитателю не надо организовывать специальные ситуации. Предполагается, что у педагога уже сложился определенный образ ребенка и при оценивании он использует те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений. Если же воспитатель сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности. Предлагаемые формы для заполнения их воспитателем ориентированы на то, что в итоге в карте будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней. То есть, воспитатель сможет увидеть, соответствует ли развитие различных сфер инициативы конкретного дошкольника возрастному нормативу

 Рекомендации для педагогов при заполнении карты развития ребенка:

  1. Карта заполняется  при поступлении ребенка в детский сад (с 3-х летнего возраста) и ведется до выпуска в школу.

 (в 1младшей группе проводится диагностика нервно-психического развития, согласно рекомендациям  Н.М. Аксариной)

  1. В  заполнении карты  принимают участие все  педагоги ДОУ.
  2. Диагноз, группа здоровья, физическое развитие    указываются, согласно данных   медицинской карты ребенка.
  3. Оценка результатов освоения программы дошкольного образования указывается согласно принятой в ДОУ оценки диагностики (мониторинга) (3-х , 5-ти бальной  или другой шкале).
  4. Средний показатель выводится  по итогам всех полученных данных.
  5. Каждое учреждение может вносить изменения в карту индивидуального  развития в зависимости от особенностей организации диагностики (мониторинга).

Карта индивидуального развития ребенка

Фамилия, имя _________________________________________________________________________________________________

Дата поступления в МДОУ  «Детский сад № __»  __________________________________________________________________

Критерии оценки уровня развития ребенка:  высокий (В), средний (С), низкий (Н)

Показатели развития

Младшая группа

20___-20___уч.г

Средняя группа

20___-20___уч.г

Старшая группа

20___-20___уч.г

Подготовительная

к школе группа

20___-20___уч.г

осень

весна

осень

весна

осень

весна

осень

весна

  1. Состояние здоровья ребёнка

Врач, старшая медсестра

  • Диагноз

  • Группа здоровья

  • Уровень физического развития

  1. 2. Оценка результатов освоения программы дошкольного образования

ОО  «Физическое развитие»

Инструктор по физической культуре

  • Физическая подготовленность

  • Качество выполнения основных движений

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитатель

  • Игровая деятельность

  • Труд

  • ОЗОЖ и ОБЖ

  • Коммуникации со сверстниками и взрослыми

ОО «Познавательное развитие»

Воспитатель

  • ФЭМП

  • Развитие познавательно-исследовательской (проектной) деятельности

  • Приобщение к  социокультурным ценностям (ознакомление с окружающим)

  • Ознакомление с миром природы

ОО «Речевое развитие»

Воспитатель

  • Развитие речи

  • Восприятие художественной литературы

Учитель – логопед

  • звукопроизношение

  •   грамматический  строй речи

  • словарный запас

  •  связная  речь

  • фонематическое восприятие

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Воспитатель

  • Рисование

  • Лепка

  • Аппликация

  • Конструктивно-модельная деятельность

Музыкальный руководитель

  • Развитие музыкальных способностей

  • Развитие музыкально-ритмических движений

  1. Личностное развитие

Социальный педагог

  • Социализация ребёнка в группе

Педагог – психолог

  • развитие внимания

  • развитие  восприятия

  • развитие мышления

  • развитие  памяти

  • самооценка

  • развитие саморегуляции  поведения

  • развитие   тонкой   моторики

Готовность к школьному обучению

  1. Дополнительное образование по направлениям:

Педагоги  дополнительного  образования

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

  • Театральная студия, хореографическая студия  

Физическое развитие

  • Спортивная секция, оздоровительная группа

Средний показатель развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Материал рекомендован  старшим воспитателям, воспитателям, логопедам, педагогам - психологам и другим  специалистам детского сада.Описание материала:Создание Карты индивидуального развития р...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Презентация "Задачи и содержание педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"

Данный материал может быть использован на совете педагогов, методическом объединении и других мероприятиях....

Тематический педагогический совет На тему: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи:1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;2) развива...

Карта индивидуального развития ребёнка-дошкольника

Реализация индивидуальной работы с детьми отражаю в картах индивидуального развития....