Дидактические игры по формированию речеслуховой памяти
методическая разработка по логопедии на тему

Вязовикова Алина Гамировна

в данном материале описаны игры, направленные на формирование речеслуховой памяти на фонетических занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На этапе постановки звука применяются следующие игры:

- «Ушки на макушке». Логопед называет 5-7 звуков. Ребенку необходимо запомнить и расположить в той же последовательности символические образы звуков.

-  Логопед называет цепочку звуков. Ребенок должен прослушать и запомнить, каким по счету был назван изучаемый звук (упражнение проводится с детьми, которые умеют считать).

- Игра «Какой звук исчез?». Логопед проговаривает серию из 5-7 звуков. Ребенок слушает и запоминает названные звуки. Далее логопед еще раз проговаривает серию звуков, но уже изучаемый звук не называется. Учащемуся необходимо определить, какой звук исчез, и соотнести его с оральным и символическим образом звука.

На этапе автоматизации звука в слогах используются следующие игры и задания:

- «Ушки на макушке». Логопед называет 4-6 слогов. Ребенку необходимо прослушать, запомнить и воспроизвести в той же последовательности слоги.

-  Логопед называет цепочку слогов. Ребенок должен прослушать и запомнить, каким по счету был назван слог с изучаемым звуком (упражнение проводится с детьми, которые умеют считать).

- Игра  «Какой слог исчез?». Логопед проговаривает слоговой ряд  из 5-7 слогов. Ребенок слушает и запоминает названные слоги. Далее логопед еще раз проговаривает слоговой ряд, но слог с изучаемым звуком не называется. Учащемуся необходимо определить, какой слог исчез, и назвать его.

- Игра «Ромашка». Для данной игры был подготовлен наглядный материал – цветок ромашка из цветного картона с отклеивающимися лепестками. На лепестках написаны слоги с изучаемым звуком или модели из оральных или символических образов звуков. Ребенку необходимо прочесть слоги, запомнить. Далее логопед отрывает один или два лепестка, а ребенку нужно воспроизвести недостающие слоги.

На этапе автоматизации звука в словах применяются следующие игры и упражнения:

- «Ушки на макушке». Логопед называет 5-7 слов. Ребенку необходимо прослушать, запомнить и воспроизвести слова в той же последовательности (*усложненный вариант – ребенок должен запомнить и воспроизвести слово, где изучаемый звук стоит в начале/середине/конце слова).

-  Логопед называет цепочку из 7 слов. Ребенок должен прослушать и запомнить, и сказать, каким по счету было названо слово с изучаемым звуком (упражнение проводится с детьми, которые умеют считать).

- Игра  «Какое слово исчезло?» Логопед проговаривает серию из 7 слов. Ребенок слушает и запоминает названные слова. Далее логопед еще раз проговаривает серию слов, но слово с изучаемым звуком не называет. Учащемуся необходимо определить, какое слово исчезло, и назвать его.

- Игра «Ромашка». Для данной игры был подготовлен наглядный материал – цветок ромашка из цветного картона с отклеивающимися лепестками. На лепестках изображены картинки с изучаемым звуком. Ребенку нужно назвать, что изображено на лепестках и запомнить. Далее логопед отрывает один или два лепестка, а ребенку нужно воспроизвести недостающие слова.

- «Палитра слов». Для данной игры было подготовлена таблица (5*5) с изображением картинок, в названии которых содержится изучаемый звук.

Детям необходимо рассмотреть картинки, назвать их. Далее логопед дает задание: назови, что изображено в верхнем ряду (среднем, нижнем ряду, по диагонали, в первом, во втором и т.д. столбце), и запомни. Затем логопед предлагает ребенку повторить за ним предложение. А далее просит назвать то, что было изображено в верхнем ряду.

На этапе автоматизации звука в предложениях и связной речи используются следующие игры и упражнения:

- Логопед зачитывает предложение. Ребенку необходимо прослушать, запомнить и воспроизвести все слова, в  которых встречается изучаемый звук.

- Логопед читает рассказ. Ребенок слушает и запоминает слова, в которых встречается изучаемый звук. Далее ему необходимо вспомнить слова и выбрать картинки с данными словами (Усложненный вариант – после того, как ребенок отобрал картинки, логопед зачитывает еще раз рассказ и ребенок раскладывает картинки в той последовательности, в которой они встречаются в тексте).

На этапе дифференциации звуков в слогах используются следующие игры и задания:

- Запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных согласных и одинаковых гласных звуков: са-ша-са.

 -Запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных согласных и разных гласных звуков: ла-ро-лу-ры.

- Перед ребенком разложены карточки со слогами, либо написанными, если ребенок умеет читать, либо смоделированные из оральных образов звуков. Перед ним стоит задача: прослушать слоговой ряд, запомнить и выложить карточки в той же последовательности.

На этапе дифференциации звуков в словах применяются следующие упражнения и игры:

 - Запоминание и воспроизведение серии слов (4-6 слов) с оппозиционными звуками.

- Логопед зачитывает серию слов с дифференцируемыми звуками. Ребенок слушает, запоминает и повторяет. Далее логопед с ребенком проделывают пальчиковую гимнастику. Затем логопед просит ребенка повторить слова.

 - Логопед ставит перед ребенком задачу: прослушай слова, посчитай,  сколько слов встретилось со звуком [с], а сколько со звуком [ш]. После того, как ребенок прослушал слова, ему необходимо выложить столько красных кружков сколько слов встретилось со звуком [c] и выложить столько синих, сколько слов встретилось со звуком [ш].

- Перед ребенком лежат предметные картинки. Логопед зачитывает слова, ребенок должен прослушать и запомнить их. Далее ему предлагается отобрать из палитры картинок только те, которые он прослушал и запомнил.

На этапе дифференциации звука в предложениях и связной речи используются следующие игры и задания:

 - Логопед зачитывает предложение. Ребенку необходимо прослушать, запомнить и воспроизвести все слова, в  которых встречаются дифференцируемые звуки.

- Логопед читает рассказ. Ребенок слушает и запоминает слова, в которых встречается изучаемый звук. Далее ему необходимо вспомнить слова и выбрать картинки с данными словами и разложить их в разные корзинки, например в желтую положить все картинки со звуком [т], а в красную со звуком [д] (*усложненный вариант – после того, как ребенок отобрал картинки, логопед зачитывает еще раз рассказ и ребенок раскладывает картинки в той последовательности, в которой они встречаются в тексте).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА

Память – один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего буд...

Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольника

О значимости дидактической игры для развития памяти...

Содержание коррекционной работы формирования речеслуховой памяти в структуре преодоления ОНР

В данном материале описаны основные направления формирования речеслуховой памяти...

Дидактические игры для формирования математической грамотности и развития зрительной памяти

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно через игру они познают мир и развиваются. Дидактические игры, используемые на занятиях, помогают сделать занятие более продуктивным и резу...

Дидактические игры для формирования мышления памяти и внимания у детей с депривацией слуха.

В работе дано описания  дидактических игр и особенности развития у детей памяти, внимания и мышления....

Условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.

   Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память ...

Условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.

   Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память ...