Использование фитбол-гимнастики в логопедической работе с детьми.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Орешкина Ирина Александровна
Часто для достижения оптимальных результатов работы с детьми с речевыми нарушениями бывает недостаточно традиционных форм и методов логопедического воздействия. Поэтому опытные педагоги, как правило, прибегают к внедрению современных инновационных средств обучения и развития, одним из которых является фитбол-гимнастика.Данная технология применяется  в нашей логопедической группе в соответствие с «Программой логопедической работы по преодолению ОНР» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл фитбол-гимнастика26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Часто для достижения оптимальных результатов работы с детьми с речевыми нарушениями бывает недостаточно традиционных форм и методов логопедического воздействия. Поэтому опытные педагоги, как правило, прибегают к внедрению современных инновационных средств обучения и развития, одним из которых является фитбол-гимнастика.

Данная технология применяется  в нашей логопедической группе в соответствие с «Программой логопедической работы по преодолению ОНР» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Результат двух выпусков детей с чистой речью составил 100%,  кроме того  мы отметили, что у детей нормализовалась просодическая сторона речи, возросла интонационная выразительность, развилось  ритмическое чувство, координация, равновесие, сформировалась правильная осанка. А главное, занятия на фитболах вызывали у детей эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. Кроме ожидаемых результатов, через упражнения на фитболах дети стали лучше запоминать стихи, у них повысилась мотивация к логопедическим занятиям.

Использование фитбол-гимнастики в коррекционной  работе с детьми  логопедической группы

                                                                                                       «Шар - великий дар    педагогики                    

                                                                                       и  идеальное средство для упражнений».

Фридрих Фребель

Актуальность

Как медиков, так и педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Неоспоримым фактом является то, что ребёнок должен пойти в первый класс со сформированными определёнными навыками: развитой и чистой речью, готовностью к обучению, сидя за партой по 4-5 часов, развитой соответственно возрастной норме, общей и мелкой моторикой, правильной осанкой.

 Детям с речевыми нарушениями присуще отставание в формировании двигательной сферы, а также некоторые психоэмоциональные особенности, обусловленные дефектом речевого развития, низкая обучаемость, требующая постоянного стимулирования.  Для достижения оптимального результата коррекции ребёнка с ОНР не последнее место занимает мотивация к обучению и разнообразие методов коррекции.

 Эффективной технологией, способствующей профилактике и коррекции психофизического и речевого развития, а также вызывающей интерес обучаемого,  по нашему мнению, является применение в логопедической практике фитбол-гимнастики, так как она предусматривает развитие и коррекцию ребёнка по трем направлениям: речевому, физическому и психоэмоциональному.

 У детей, посещающие нашу логопедическую группу, наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Коррекция же недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени, как у педагога, так и у детей. Применение фитбол-гимнастики позволяет сделать процесс обучения привлекательным, интересным и по-настоящему современным в целях полноценной коррекции речедвигательной сферы ребёнка.

Теоретическое обоснование.

Почему фитбол-гимнастика?

Давно известно огромное значение движения (двигательной деятельности) в развитии речи ребёнка, так как речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры и их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются.

Программы по фитбол-гимнастике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых. Фитбол имеет форму шара. Никакое другое тело не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, дающее полноту ощущения формы. Известно, что именно ладонь является проекцией высших отделов головного мозга, обеспечивающих работу мысли и функции речи. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, повышает результативность занятий.

Упражнения с фитболами обладают огромным оздоровительным эффектом. Вибрация, сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (верховой ездой). О положительном влиянии на здоровье верховой езды писал ещё Гиппократ. Упражнения на мячах тренируют и вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, устойчивость и функцию равновесия, укрепляют мышцы, но главное, благодаря естественной выпуклости мяча, - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. 

Для детей с речевыми расстройствами занятия на фитболах проводятся с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определённому темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

 Методика использования фитбол-гимнастики с детьми с речевыми нарушениями разработана кандидатом пед. наук Т.С.Овчинниковой и кандидатом мед. наук А.А.Потапчук. Её высокая эффективность оценена на протяжении многих лет работы  педагогами логопедических групп г. Санкт-Петербург.

Описание демонстрируемой технологии

Целью применения фитбол-гимнастики в работе с детьми с ОНР мы считаем развитие  и коррекцию как двигательной, так и речевой сферы. Для этого ставим задачи: через упражнения на фитболах

1. развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания и просодии;

2. развивать координацию речи ребёнка в сочетании с ритмичной вибрацией мяча или упражнений с мячом.

3. формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему;

4. развивать физические качества (координацию движений, функцию равновесия и др.).

Дети с ОНР при выполнении даже сравнительно лёгких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому первым этапом является обучение правильному дыханию через специальные дыхательные упражнения.

Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук.

После того как освоены все исходные положения и ребёнок может осуществлять контроль своего дыхания, переходим к более сложному виду фонационных упражнений – звуковой гимнастике.

Упражнения с произнесением звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани.

Постепенно в эти упражнения включается более сложный материал, произносимый на выдохе. Начиная со звуков, упражнения переносятся на слоги, слогосочетания, слова и предложения.

Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя музыку и пение.

Следующий этап работы – коррегирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребёнка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.  Упражнения фитбол-гимнастики учат детей регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Дети получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.

Упражнения, сопровождаемые музыкой и стихотворными строчками, приучают ребёнка выполнять задания в определённом ритме, координируя движения и речь. Этот приём особенно важен для детей с речевыми расстройствами, т.к. индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот замедлен.

Различные игровые упражнения используются на этапе постановки и дифференциации звуков. Применяем готовый логопедический рифмованный материал на закрепление звуков.

Чтобы усилить влияние выполняемых упражнений, необходимо постепенно уплотнять процесс выполнения упражнений, по возможности сокращая паузы между упражнениями, превращая их в музыкально-ритмические комплексы.

Необходимо помнить, что сначала осваиваются статические упражнения, т.е. задания на освоение ребёнком исходных положений и различные игры типа «замри»: «Кто дольше простоит», «Кто самый выносливый», «Самый сильный» и т.п. Как только ребёнок освоит простейшие манипуляции с мячом, постепенно вводятся ритмические упражнения с речью. Главная задача данных упражнений – координация речи ребёнка, простейших элементов движений в сочетании с ритмичной вибрацией мяча, где темп покачивания задаётся логопедом. Одно и тоже стихотворение можно рассказывать в разном темпе (медленно и быстро).

На следующем этапе коррекционной работы вводятся общеразвивающие упражнения на развитие динамической координации, которые направлены прежде всего на коррекцию опорно-двигательного аппарата. Все упражнения обладают терапевтическим эффектом и определённой методикой исполнения.

Например, упражнение «Бабочка».

Терапевтический эффект. Упражнение развивает силу грудных мышц, тренирует навык правильной осанки.

Методика исполнения. Необходимо добиваться правильной посадки на мяче с ровной спиной и приподнятой головой. Упражнение выполняется активно с чётким хлопком и акцентом. Следить, чтобы локти были параллельно полу, а не «провисали»

 Одним из принципов работы с детьми с ОНР является комплексный подход, где особую значимость приобретает сочетание и освоение материала на всех других занятиях: музыкальных, физкультурных, логопедических, занятиях по ИЗО и др.

Работа с фитболами мы организовали по следующей системе:

 Музыкальные занятия. Серия общеразвивающих упражнений разучивается с музыкальным сопровождением как более сложным видом выполнения заданий, т.к. именно музыка задаёт темп, динамику, амплитуду и силу движений. Сначала  в сопровождении живого голоса и музыки, когда музыкальный руководитель играет «под детей», затем под аудиозапись.

Логоритмика.  Важным принципом в работе с детьми с речевыми нарушениями является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать выученные умения. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребёнку, поэтому для разнообразия и заинтересованности детей мы объединяем все упражнения в единую сказку и проводим как целое занятие по логоритмике. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, с помощью которой дети выполняют сказку как единый двигательный комплекс.

Развитие связной речи. Пересказ сказок по мнемотаблицам.

Динамические паузы на занятиях используются для отрабатывания отдельных упражнений на фитболах, которые включаются затем в единое занятие по логоритмике.

Физкультурные занятия (в различных его частях). Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой.

В совместной деятельности с детьми и родителями: игры, развлечения, досуги, праздники.

Фитбол-гимнастику, как оздоравливающую технологию мы применяем несколько лет и можем с уверенностью сказать, что уникальное сочетание физических упражнений на фитболах, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.

Упражнения с фитболами способствуют:

Коррекция речевых нарушений: развитие дыхания, автоматизация и дифференциация звуков, координация речи с движением, развитие чувства ритма и темпа речи, силы голоса и т.д.

Терапевтический эффект: укрепление (растяжение, расслабление) мышц отдельных частей тела (шеи, спины, бёдер, стоп, межлопаточной области и т.д.), развитие координации движений, повышение гибкости, подвижности в суставах, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия, тренировка навыка прыжков, чувства равновесия и т.д.

             Список литературы:

  1. Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008
  2. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009
  3. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей– СПб.: Речь; М.: Сфера, 2007
  4. Соломенникова Н.М., Машина Т.Н. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

Презентация по теме: "Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми 6-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи. Изготовление коллективного коллажа: «Мы гуляем по Москве» "

Использование нетрадиционных методик, а именно проектного метода, в логопедической работе с  дошольниками, имеющими общее недоразвитие речи позволяет решить ряд  коррекционных, образовательн...

Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"

Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...

Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....

Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Данный  опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным  материалом....