Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работы
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления.

В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. 

     Важность развития мелкой моторики состоит в том, что в дальнейшем ребёнку предстоит использовать точные движения. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения,  построенные на движениях языка, губ и челюсти, стимулируют работу лобной доли головного мозга, контролирующей мышление, речь и поведение. Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.

        Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше.

     Различные игры и упражнения вызывают огромный интерес у всех детей, а особенно, если  использовать ряд нетрадиционных упражнений и нетрадиционное оборудование для развития тонкой моторики. Стихи являются основой, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Сопровождение игр  с проговариванием стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется с движениями, делается более четкой, громкой, эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Дети  в стихах осваивают интонационные средства выразительности: учится регулировать высоту и силу голоса, темп речи, соблюдать паузы и смысловое ударения. Использование нетрадиционных форм работы в развитии мелкой моторики превращают занятия в занимательную  игру, вызывают  интерес и яркий эмоцио­нальный настрой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В последнее время мы сталкиваемся с большим количеством детей  с нарушением в звукопроизношении. Она из причин  - это двигательные нарушения речевого аппарата. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое, которая влияет на четкость произнесения звуков.  У детей, подверженных частым заболеваниям, выявляется  функциональная  незрелость речевых зон коры головного мозга, задерживается усвоение системы звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не могут различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции.  

   У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи.

  И.И.Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

     Важность развития мелкой моторики состоит в том, что в дальнейшем ребёнку предстоит использовать точные движения. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения,  построенные на движениях языка, губ и челюсти, стимулируют работу лобной доли головного мозга, контролирующей мышление, речь и поведение. Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.

     Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления.

   Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше.

     Различные игры и упражнения вызывают огромный интерес у всех детей, а особенно, если  использовать ряд нетрадиционных упражнений и нетрадиционное оборудование для развития тонкой моторики. Стихи являются основой, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Сопровождение игр проговариванием стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется с движениями, делается более четкой, громкой, эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Дети  в стихах осваивают интонационные средства выразительности: учится регулировать высоту и силу голоса, темп речи, соблюдать паузы и смысловое ударения. Использование нетрадиционных форм работы в развитии мелкой моторики превращают занятия в занимательную  игру, вызывают  интерес и яркий эмоциональный настрой.

Перспективный план совместной работы  логопеда и воспитателя  в старшей группе по развитию мелкой моторики у  детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работы.

Цели:

  • Обучающая: помочь ребенку в усвоении знаний, соответствующих его возрасту и программе его обучения,
  • Развивающая: формировать у детей мелкую моторику, внимание, ориентацию в пространстве, координацию движений, навыки общения в группе.
  • Коррекционная: логопедическая коррекция имеющихся дефектов речи.

Задачи:

  • коррекция  мелкой моторики;        
  •  развитие координации движений, снятие мышечного напряжения.
  • освоение графических умений, подготовка руки ребенка к письму;
  • воспитание выдержки и усидчивости;
  • развитие пространственной ориентировки, чувства ритма;
  • развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания;
  •  развитие умения согласовывать слова и жесты;        
  • развитие функций зрительного и двигательного контроля;
  • развитие тактильной памяти;
  • развитие функций зрительного и двигательного контроля;
  • развитие мускульной памяти;
  • уточнять графическое обозначение направлений.


Месяц

№ недели

Тема

Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний)

Сентябрь

Диагностика уровня  развития артикуляционной  и мелкой моторики пальцев рук

Октябрь

1.

Времена года. Осень

1.«Красивые листочки» обводка трафаретов листьев клена, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции.

2.«Сложи лист» - складывание листа (кленового, дубового)  из 6 частей.

3. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку»

4. Игра с прищепками «Солнышко», «Тучка»

2.

Огород. Овощи.

  1. Обводка трафаретов овощей,  штриховка и раскрашивание по устной инструкции.
  2. «Дары осени» - обрывание по контуру овощей из цветной бумаги и наклеивание на лист.
  3. «Узнай, что это?» - определение овощей на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
  4. Выкладывание овощей пластилиновыми жгутиками  по контуру.
  5. «Волшебные рисунки» -  рисование овощей пальцем на песке, манке.
  6. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»

3.

Сад. Фрукты.

  1. Игра с массажными мячиками.
  2. «Дары осени» - обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и наклеивание на лист.
  3. «Узнай, что это?» - определение фруктов на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
  4. «Соберем урожай»  - лепка фруктов.
  5.  «Что выросло в саду?»  - Выкладывание фруктов пластилиновыми жгутиками  по контуру.
  6. «Сушка фруктов» - нанизывание на проволоку кружочков из толстого картона с дыркой посередине.
  7. «Волшебные рисунки» -  рисование фруктов пальцем на песке, манке.

4.

Лес. Грибы и ягоды.

  1. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками грибов, ягод  по контуру.
  2. «Узнай, что это?» - определение грибов, ягод  на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
  3. Выкладывание из счетных палочек гриба.
  4. «Волшебные рисунки» -  рисование грибов, ягод  пальцем на песке, манке.
  5. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых трафаретов грибов из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
  6. «По ягоды» - упражнение с решеткой.
  7. «Зеленый кустик» - упражнение с прищепками.

Ноябрь

1.

Одежда

  1. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками платья по контуру.
  2. «Ножницы потерялись» - обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
  3. «Разрезные картинки» - собирание картинок с предметами одежды из 6 частей.
  4. «Маленький модельер» - конструирование предметов одежды из геометрических форм.
  5. «Сушка белья» - развешивание кукольной одежды на бельевой веревке и пристегивание прищепками.
  6. «Бабушкины помощники» - наматывание клубков из толстых ниток.
  7. Пальчиковая гимнастика «Если бы»

2.

Обувь

  1. Обводка трафаретов обуви, штриховка, раскрашивание.
  2. « Ловкие пальчики» - зашнуровать сапожок.
  3. «Разрезные картинки» - собирание картинок с предметами обуви  из 6 частей.
  4. «Пластилиновые жгутики»- выкладывание пластилиновыми жгутиками обуви по контуру.
  5. Упражнение «Ходилочка» с помощью крышек.
  6. Упражнения с массажным мячиком.
  7. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».
  8. «Ботинки»  (с решеткой)

3.

Игрушки

  1. «Разрезные картинки» - из 6 частей.
  2. «Что это?» - определение игрушек (мяча, кубика, пирамидки, матрешки) на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной,  бархатной бумаги.
  3. «Маленький конструктор» - выложить по контуру игрушку из счетных палочек
  4. «Мячики» -  упражнение с массажными мячами
  5. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками игрушки  по контуру.

4.

Посуда

  1. «Чайная пара» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками.
  2. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками посуды  по контуру.
  3. «Склеим чашку» - собрать трафарет чашки, разрезанный на 6 частей.
  4. «Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их)
  5. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
  6. «Помощники» - с решеткой.

Декабрь

1.

Зима. Зимующие птицы

  1. «Разрезные картинки» - из 6 частей (птицы)
  2. Коллективная работа «Птицы на кормушке» – отщипывание от большого куска пластилина маленьких кусочков и примазывание на трафарет птицы по всему объему. Затем каждый ребенок ставит свою птицу на кормушку.
  3. «Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью, выложить снеговика.
  4. «Накорми птиц» - сортировка крупы для птиц: перловка и горох.
  5. Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
  6. «Кто идет?» (с решеткой)
  7. «Снежок» - (с массажным мячиком)

2.

Домашние животные и их детеныши

  1. «Маленький конструктор» - выкладывание котенка, щенка, поросенка из геометрических фигур (из цветной бумаги, картона)
  2. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками силуэтов кошки, свиньи, собаки.
  3. «Узнай, кто это?» - определение фигурок домашних животных на ощупь  по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
  4. «Котенок - глупыш» (с прищепками)
  5. Пальчиковая гимнастика «Буренушка»

3.

Дикие животные и их детеныши.

  1. «Разрезные картинки» из 6 частей.
  2. «Узнай, кто это?» - определение фигурок диких животных на ощупь  по плоскостным трафаретам из бархатной бумаги.
  3. Обводка трафаретов диких животных из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
  4. «Дикие животные» (упражнение с колючими ковриками»
  5. «Ежик мой колючий» (упражнение с массажным мячиком»
  6. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
  7.  «Накорми животных» (упражнение с прищепками)

4.

Новый год.

  1. «В лесу родилась елочка» - обводка трафарета елки. Штриховка.
  2. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.
  3. «Крепко мячики сжимаем» (упражнение с массажным мячиком»).
  4. «Зимнее дерево» - выкладывание дерева из счетных палочек.
  5. Пальчиковая гимнастика «На елке»

Январь

2.

Мебель

  1. «Мебель» - обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов.
  2. «Мебель для гостиной» - выкладывание из счетных палочек шкафа, дивана.
  3. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.
  4. «Столик» (упражнение с колючим ковриком)
  5. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

3.

Транспорт

  1. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого в комочек трафарета автобуса из альбомной бумаги и обводка.
  2. «Разрезные картинки» - из 6 частей
  3. «Сборка грузовика» - заготовка геометрических форм методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика, наклеивание.
  4. «Пластилиновые жгутики» - выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру.
  5. «Веселые прыжки» (упражнение с массажными мячиками)
  6. Выкладывание грузовика из счетных палочек

4.

Профессии на транспорте

  1. Пальчиковая гимнастика «Гонки»
  2. «Разрезные картинки» - из 6 частей
  3. «Я мячи кругом катаю»  (упражнение с массажными мячиками)
  4. «Разминка» (упражнение с колючими ковриками)

Февраль

1.

Детский сад. Профессии.

  1. «Разрезные картинки» - из 6 частей
  2. Пальчиковая гимнастика «Наша группа»
  3. «Наши ручки» (упражнение с массажными мячиками)
  4. «Веселый карандаш» (упражнение с карандашом)
  5. «Воспитатель» - научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать пуговицы.

2.

Профессия швея

  1. «Разрезные картинки» - из 6- 8  частей  
  2. «Теплая меховая одежда» - обводка трафарета шубы и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре.
  3. «Маленький модельер» - конструирование предметов одежды из геометрических фигур.
  4. «Красивая одежда» - заполнение объема трафарета юбки или блузки мелкими геометрическими фигурами  по методу цветной мозаики.
  5. Пальчиковая гимнастика «Наперсток»

3.

Профессии на стройке

  1. «Строим высотный дом» - работа со строительным материалом.
  2. «Строители» - выложить дом из палочек с заданным количеством этажей.
  3. «Маленький архитектор» - выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.

4.«Мячики»  ( упражнение с массажными мячиками).

4.

День защитника Отечества

  1. «Разрезные картинки» - из 6- 8  частей.
  2.  «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками ракеты  по контуру.
  3. «Вертолет» - упражнение с карандашом
  4. «Дорожка» - упражнение с колючим ковриком

Март

1.

Времена года.

Ранняя весна.

  1. «Почки распускаются» - отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе.
  2. Разрезная сюжетная картинка «Весна» из 8 частей.
  3. «Прогулка» (упражнение с решеткой)
  4. «Весеннее солнышко»  - обрывание из готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их на альбомный лист.

2.

Комнатные растения.

  1. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками розана  по контуру.
  2. «Мячик крошка» - упражнение с массажными мячиками.
  3. Обводка трафаретов комнатных цветов из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
  4. Разрезные картинки» - из 6 частей

3.

Пресноводные рыбы

  1. «Разрезные картинки» из 6 частей.
  2. «Рыбка» - выкладывание из счетных палочек
  3. Обводка трафаретов рыб из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
  4. «Дорожка» - упражнение с колючим ковриком
  5. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

4.

Родной город

  1. «Тропинка» -  упражнение с колючим ковриком
  2. «Строители» - выложить дом из счетных палочек с заданным количеством этажей (3, 4, 5).
  3. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками домов  по контуру.
  4. «Маленький художник» - рисование на песке, манке.

Апрель

1.

Весенние сельско -хозяйственные

работы

1. «Красивые инструменты» - обводка трафаретов инструментов и заполнение их объема маленькими кружочками (от дырокола).

2.«Разрезные картинки» из 6 - 8 частей.

3. Выкладывание из счетных палочек забора, деревьев, инструментов.

4.«Зеленый кустик» - игра с прищепками.

2.

Космос

  1. «Пластилиновые жгутики» - выложить планету, звезду пластилиновыми жгутиками по контуру.
  2.  «Солнце» - нарисовать обеими руками одновременно.
  3. «Веселые прыжки» - упражнение с массажным мячиком
  4. Пальчиковая гимнастика «Звездочет»

3.

Откуда хлеб пришел

  1. «Узнай, что это?» - определение хлебобулочных изделий  на ощупь  по плоскостным трафаретам из бархатной бумаги.
  2. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками хлеба, батона  по контуру.
  3. «Маленький художник» - рисование на песке, манке.
  4.  «Тропинка» – упражнение с колючим  ковриком.
  5. Пальчиковая гимнастика «Каша»

4.

Профессии. Почта

  1. «Маленький художник» - рисование на песке, манке.
  2. «Письмо», «Посылка» - выкладывание из счетных палочек.
  3. «Мячик крошка» - упражнение с массажными мячиками.
  4. Пальчиковая гимнастика «Почтальон»

Май

1.

Правила дорожного движения

  1. «Пластилиновые жгутики» - выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру.
  2. «Разрезные картинки» из 6 – 8 частей.
  3. «Волшебные рисунки» - рисуем светофор на песке, манке.
  4. «Крепко мячики сжимаем»  - упражнение с массажными мячиками.

2.

Насекомые и пауки

  1. «Разрезные картинки» насекомых  из 6 – 8 частей.
  2. «Узнай, кто это?» - определение насекомых на ощупь  по плоскостным трафаретам из бархатной бумаги.
  3. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками бабочки  по контуру.
  4. «Маленький художник» - рисование на песке, манке.
  5. «Жук» - упражнение с колючими ковриками.

3.

Полевые цветы.

  1. Разрезные картинки» - из 6 - 8 частей
  2. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками цветов  по контуру.
  3. «Мячик крошка» - упражнение с массажными мячиками.
  4. Обводка трафаретов полевых  цветов из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
  5. «Маленький художник» - рисование на песке, манке.
  6. «Прогулка» - упражнение с решетками.

Игры  по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования

Игры с массажными мячиками

 

Веселые прыжки

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Никогда не плачут,                              

Вместе с нами скачут.

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Наши ручки

Это ручка — правая.                                     

Дети крепко сжимают мячик в правой руке.

Это ручка — левая.                           

Крепко сжимают мячик в левой руке.

Я на мячик нажимаю

И зарядку делаю              

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Будет сильной правая.                                

Крепко сжимают мячик в правой  руке.

Будет сильной левая.

Крепко сжимают мячик в левой    руке.

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые.          

Катают мячик в руках, делая движения вперед - назад, вправо- влево  между   ладонями.    

Колючий ежик

Гладь мои ручки,

Ежик, ежик.

Ты колючий, ну и что же.                                           

Дети катают мячи в руках, делая движения вперед -  назад, вправо – влево между ладонями.

Я хочу тебя погладить,

Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями

Я хочу с тобой поладить.                  

Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руку.

                                   

Снежок

Топ, топ сапожок.                                    

Дети стучат мячиком сначала по правой,      затем    по левой коленке.

Хлоп, хлоп – вот снежок.        

Стучат мячиком сначала по правой, затем   по левой ладони.                                                                  

Заберусь на горку,

Ух!                                                                        

Дети кладут мячик на правую ладонь и прокатывают его по   всей руке вверх до правого плеча.

Съеду с горки –

Бух!                                                          

Скатывают мячик с правого плеча в ладонь, затем повторяют эти движения, но с левой   рукой.                                                    

Я мячи кругом катаю

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.        

Дети катают мячи в руках, делая движения вперед -  назад, вправо – влево между ладонями.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

Катают мячик по правой и левой ладоням  круговыми движениями.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.        

Поочередно крепко сжимают и разжимают мячик в ладонях.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно  нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

А теперь последний трюк

Мяч летает между рук.

Передают мяч из одной руки в другую.

Крепко мячики сжимаем

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,                

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда.

Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони.

Мячики

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Мячики прощаются,

В ладошку возвращаются.

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Мячик – крошка

Посмотри, мяч какой —

Круглый он и небольшой!        

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Этот мячик –  крошка, Спрятался в ладошке.

Убирают мячик за спину.

Ежик мой колючий

Ежик мой колючий,

Кончился мороз трескучий.

Дети катают мячи в руках, делая движения им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Вылезай из теплой норки

И проветривай иголки.

Дуют на мячик.

Игры с колючими ковриками

Дорожка

Наши пальчики, как ноги,

Побежали по дороге.        

Очень быстро мы бежали,

Указательные и средние пальцы обеих рук «бегут» по неровной поверхности коврика в любом         направлении.

Но споткнулись

И  упали!        

Дети сгибают пальцы —«упали на колени». Дети кладут ладони на коврик.

И тихонечко поспали!        

 Кладут ладони под голову.

Тропинка

Шел мишутка —

Топ да топ —

Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по неровной поверхности коврика в любом         направлении.

Вдоль звериных        

Тайных троп.

Подушечками пальцев водят по поверхности коврика — «чертят тропинки или линии» в любом направлении.

Но устал и сел на пень.

Дети ставят кулак на кулак «медведь на пеньке».

И ему подняться лень!

Кладут ладони на коврик — «медведь спит».

Столик

Я стучу, стучу, стучу —

Новый столик сколочу!        

Стучат кулаками о коврик.

Мягкой кисточкой покрашу

Столик, стул и кошку Машу.        

Поочередно гладят ладонями неровную поверхность коврика.

                                            

Разминка

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

Пальцы правой и левой рук «бегут» по коврику.

Дикие животные

Заяц и ежик навстречу

Друг другу

Шли по дорожке, по полю,

 По лугу,

Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по неровной поверхности коврика.

Встретились — и разбежались Они.

Быстро бежали — поди догони!

Дети стучат кулаком о кулак.

Жук

Жук по зеленой травке ползет.

Все пальцы правой и левой рук передвигаются по неровной поверхности коврика в любом направлении.

Дойдет до конца и упадет!

Дети кладут обе ладони на поверхность коврика.

Игры с прищепками

                                                   

Котенок  -  глупыш

Больно кусает

Котенок - глупыш!

Он думает, что это

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться —

Скажу тебе: «Кыш!»

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого   пальца к мизинцу.

Жук

Жук летит,        

Жуж-ж-ж-ж-жит,

Жуж-ж-ж-ж-жит

И усами шевелит!                                      

Бельевой прищепкой дети прищепляют  ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу.

Зеленый кустик

Растет зеленый кустик.        

Дотронешься – укусит.

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу.

        

Игры с решетками

Ботинки

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем!

Мы идем по лугам,

По зеленым берегам.                 

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали!

«Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно  или поочередно.

После лезем под кровать,        

Убирают решетку в сторону.

Будем там тихонько спать!

Кладут ладони обеих рук под голову.

Прогулка

На прогулку мы пойдем

И в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой

Каждый станет сильным, Ловким.

«Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.

                                         Помощники

Раз, два, три, четыре —        

Мы посуду перемыли:        

Чайник,

Чашку,

Ковшик,

Ложку

И большую поварешку.

«Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.

Кто идет?

Идет собака.

Кот идет.

И дождь идет, и град.

Еще часы идут вперед,

Хоть на столе стоят.

«Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.

По ягоды

Мы шли, шли, шли,

Землянику нашли!

Раз, два, три, четыре, пять —        

Мы идем искать опять!        

«Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно  или поочередно.

Игры с шестигранными карандашами

Веселый карандаш

Карандаш в руках катаю,

Дети крутят карандаш между    ладонями.

Между пальчиков верчу,

Пропускают карандаш между одним и  двумя – тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руках.

Непременно каждый пальчик Быть послушным научу!

Крутят карандаш между ладонями.

Вертолет

Отправляется в полет

Наш красавец вертолет!

Дети        вращают карандаш пальцами обеих рук вверх-вниз.

Литература:

  1. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб.: Каро, 2003г..  С 56.
  2. Галкина Г.Г Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. С. 40.
  3. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012 г. С.96.
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. С. 48 с.
  5. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. –  СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 32 с.: ил.
  6.  Нищева Н.В. «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»– СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2015 г. С. 199.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик...

Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»

Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...

«Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционного оборудования»

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими с...

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. (нетрадиционные формы работы)

Система работы по развитию мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста.(нетрадиционные формы работы)...

План работы по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования» 2022-2023 уч.гг.

Цели:Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительнос...