Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда.
статья по логопедии на тему

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей и мелкой моторики, артикуляционного праксиса,дыхания. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_netraditsionnyh_metodov_i_priemov.odt35.55 КБ

Предварительный просмотр:

             Формирование полноценной речевой и психической деятельности ребенка являются одним из приоритетных направлений образовательной политики России.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Речевые расстройства в настоящее время всё больше привлекают внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов и, конечно же, родителей. Это, безусловно, связано с той огромной ролью, которую правильная речь имеет для становления полноценной личности ребенка.

При этом в настоящее время еще одной из приоритетных задач, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, стоящих перед специалистами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения, так как помимо увеличения количества детей с речевыми нарушениями, отмечается достаточно высокий уровень распространенности хронических заболеваний уже в дошкольном возрасте.

В последние  годы отмечается  увеличение  числа  детей  с  нарушениями  речи,  и  соответственно,  возникает  необходимость  эффективного  пути  обучения  данной  категории  детей.

Итак, так как работать с детьми, имеющими нарушения речи, обычными традиционными методами и приемами, недостаточно, поэтому, на занятиях с детьми, наряду с традиционными методами и формами работы необходимо использовать нетрадиционные. Что будет являться реализацией системного подхода (интеграция различных приемов, используемых на занятиях).

Основной особенностью применения нетрадиционных методов и приемов при устранении нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста является системный подход - интеграция развития речи, познавательной деятельности, оптимизации сенсомоторного репертуара детей с оздоровительной направленностью, то есть сочетание традиционных и нетрадиционных методов и приемов при работе с детьми, имеющими нарушения речи.

 Использование нетрадиционных приемов обучения в работе помогают раскрепощению ребенка и усиливают эффект оздоровления, предотвращают  утомление, поддерживает  у  них  познавательную  активность,  повышает  эффективность   коррекционной работы  в  целом.

В  коррекционной  педагогике  получили  широкое  распространение  нетрадиционные  методы  коррекционного  воздействия: фито, арома,  хромо  и  др.   виды  терапий.

Применение  данных  методов  коррекции  нельзя  рассматривать  самостоятельными  и  самодостаточными,  их  использование,  скорее  всего, служит  для  создания  благоприятного эмоционального  фона,  но  в  конечном  итоге  улучшает  эффективность  коррекционного  воздействия.  

К этим  методам  относятся:

-фитотерапия: лечение  с  помощью  лекарственных  растений.  Рекомендуется  при  разных  формах  дизартрии  и  неврозоподобном  заикании;

-ароматерапия:воздействие с  помощью     фитокомпозиций  ароматов  цветов  и  растений. Запахи  способны  управлять  настроением  и  работоспособностью.

-музыкотерапия: воздействие на  человека музыкой.  Как  показывает опыт, музыкотерапевтическое  направление  работы  способствует:  улучшению  общего  эмоционального  состояния  детей;  улучшению  исполнения  качества движений,  коррекции и развитию  ощущений, восприятий, представлений;  стимуляции  речевой  функции; нормализации  речевой  функции; нормализации  просодической  стороны речи( темп,  тембр,  ритм,  выразительность  интоннации);

 При этом,  следует  отметить,  что  использовать  для  прослушивания  можно только  то  произведение, которое нравится  всем  детям,  лучше  использовать  знакомые  детям  музыкальные  пьесы,  и  продолжительность  прослушивания    должна   составлять не  более 10мин  в  течении  всего  занятия;

-хромотерапия:воздействие  цвета  на  организм.

Синий  цвет  оказывает  успокаивающее действие.  Фиолетовый цвет оказывает  угнетающее действие  на  психические  и  физиологические  процессы,  снижает  настроение. Красный  цвет  активизирует, повышает  работоспособность. Зеленый  цвет  успокаивает, создает  хорошее  настроение.

-литотерапия:  воздействие  камней  на  организм  человека.

Современная наука  долго и решительно  отвергала представления  о  лечебных  свойствах минералов, а восточные медики успешно лечили этими минералами болезни и добивались поразительных успехов.

Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 минералов. Современной медицине хорошо известно значение таких  микроэлементов, как бор, йод, калий, натрий, магний, сулема, ртуть и других, извлеченных из  природных минералов, горных пород и соленых вод. Необходимо учитывать, что минералы обладают фосфоричностью, теплопроводностью, магнитными свойствами, проводят электричество. Электромагнитные биопотенциалы, излучаемые кристаллами, являются тем лечебным фактором, который помогает организму стать здоровым.

В  НИИ нетрадиционной медицины России( Москва) разработана методология и создана диагностическая  аппаратура, позволяющая осуществлять  индивидуальный подбор  соответствующих  минералов  и металлов для  коррекции  функционального  состояния  человека. Необходимо подбирать индивидуально ювелирные украшения, пломбировочный материал, браслеты для часов, оправы для очков.

Литотерапия обладает особыми , неповторимыми свойствами, расшифровка которых может принести огромную пользу в диагностике и лечении многих заболеваний.

Алмаз- улучшает функции мозга, помогает выравниванию костей черепа.

Бирюза- способствует уравновешиванию эмоций, создает атмосферу дружеского общения.

Жемчуг- помогает против  потери памяти на нервной почве.

Изумруд- считается одним из сильных средств уравновешивающих процессы возбуждения и торможения. Камень мудрости.

Кораллы-укрепляют память,избавляют от нервного тика, стимулируют интеллектуальные способности и логическое мышление, способствуют самоконтролю, самоанализу, повышению оптимизма.

Опал- успокаивает нервы, укрепляет сердце, возвращает остроту зрения.

Рубин- врачует сердце, мозг, силу и память человека. Способствует излечению паралича, заболеваний позвоночника и суставов, помогает избежать параличей после инсульта. Полезен при бессоннице, снимает депрессию.

Янтарь-успокаивает нервную систему, улучшает настроение, уравновешивает эмоциональное состояние, успокаивает сердце.

-имаготерапия- театрализация.  Включает  в  себя  куклотерапию  и  сказкотерапию.

Сказки  бывают

-художественные;

-авторские;

-дидактические. Они создаются  педагогом  для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы  буквы, звуки одушевляются. Пользуюсь  такими  сказками  для  того, чтобы ребенок на занятии  не скучал, активно  действовал, так сказать. «проникся» учебным материалам.

-пескотерапия -игры  с  песком- естественная  и  доступная  для  каждого  ребенка  форма деятельности.

 Частичный перенос  логопедических  занятий  в  песочницу дает  больший  воспитательный  и  образовательный  эффект, нежели  стандартные  формы обучения. Во-первых,  усиливается  желание  ребенка  узнавать  что-то  новое.  Экспериментировать и работать  самостоятельно.  Во- вторых,  в песочнице  развивается  тактильная  чувствительность  как  основа « ручного  интеллекта».В-третьих,  в  играх  с  песком  более  гармонично  и  интенсивно  развиваются  все  познавательные  функции ( восприятие, внимание,  память, мышление),  а главное  для  нас- речь и   моторика.  В-четвертых,  совершенствуется  предметно-игровая  деятельность,  что  способствует совершенствованию сюжетно-ролевой  игры  и  коммуникативных  навыков ребенка.

Опираясь  на приемы  работы  в  песочнице,  педагог  может  сделать  традиционную  методику  по  расширению  словарного  запаса, развитию  связной речи,  формированию  фонематического слуха  и  восприятия  у детей  более  интересной, увлекательной  и  более  продуктивной.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.

ПЕСОЧНИЦА

Размер

Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х 70х 8 (где 50 х 70 -- размер поля, а 8 -- глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Мы немало экспериментировали с размером и формой песочницы и пришли к выводу, что данный размер действительно наиболее удачен и гармоничен.

Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Когда мы переходим к групповой работе, пространство традиционной песочницы оказывается слишком малым, поэтому для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал

Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет

Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта -- небо.

Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Может ли песочница быть другого цвета? Почему бы и нет! Цвет бортов может меняться. Экспериментировать с разноцветными бортами песочницы можно при помощи разноцветных дощечек, по размеру четко подогнанных под борта песочницы. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Если они одинакового размера, их можно хранить, складывая друг на друга и образуя таким образом сказочный домик. Крыша сооружается из соломы и веток дополнительно. Разноцветные песочницы полезны не только для терапевтической, но и для коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Итак, песочница готова. Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

* люди, разнообразные по полу возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных) Позы должны быть как динамические, так и статические,

* наземные животные (домашние, дикие, доисторические),

* летающие животные (дикие, домашние, доисторические),

* обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы),

* жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения),

* домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола),

* деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр),

* объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака)

* транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства),

* объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки),

* предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари),

* объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы),

* аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр ),

* естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр ),

* оружие,

* фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни,

* злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок)

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Когда на занятие приходит ребенок или группа детей, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным.

ПЯТЬ ШАГОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО ПРОЦЕССА.

Первый шаг --демонстрация песочницы.

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду  Можно создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный.  Можно создать любой ландшафт -- и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».

Второй шаг --демонстрация коллекции фигурок.

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

Третий шаг --знакомство с правилами игр на песке.

Четвертый шаг -- формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.

Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др ). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят.

Пятый шаг -- завершение занятия, ритуал выхода.

Игры  в  песочнице  помогают  развитию тактильно-кинестетической  чувствительности  и  мелкой моторики  рук.

Как мы знаем, тактильная  форма  ощущений  является  наиболее  древней для человека. Это  ощущения,  которые мы  получаем через кожу:

-горячее-холодное, сухое-мокрое, колючее-гладкое, мягкое-твердое и пр.

Кинестетические ощущения  возникают  у  нас , когда мы двигаемся. Они  помогают  нам узнать насколько  удобно мы  сидим, лежим, стоим.   Тактильно- кинестетические  ощущения  напрямую связаны  с  мыслительными операциями, с их помощью познается  мир. Можно предложить  такие  игры,  как  « Отпечатки рук», пройтись по  песку  ладошками, кулачками, пальцами левой руки, затем  правой, потом одновременно пальцами  обеих рук. Можно поиграть  пальцами по  песку  как  на  пианино. Эти  незатейливые упражнения обладают  колоссальным значением  для развития детей.   Наряду с развитием тактильно-кинестетических ощущений и мелкой моторики, ребенок учится прислушиваться к себе  и проговаривать свои ощущения . А это способствует развитию речи, произвольного внимания  и  памяти.

Игры  в  песке  помогают  решать  и  образовательные  задачи: это развитие  фонематического слуха,  т.е. умение слышать и  вычленять  отдельные звуки и словосочетания в слове.  А  это является  основой  формирования  правильного звукопроизношения и правописания. В игре звук выступает не  абстрактным  символом, а  живым   сказочным героем. С  ним  интересно  познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с  ним и его  друзьями и  как можно дольше с ним не  расставаться.

        Следующим методом  нетрадиционной  работы  с  детьми является использование  компьютерной  технологии. Система образования- одна  из  наиболее  бурно  развивающихся  областей, поэтому  внедрение компьютерных  технологий  сегодня  является новой  ступенью  в  образовательном  процессе. Логопеды  активно включились  в  процесс  широкого  использования  ИКТ в  своей практике. Для  реализации  коррекционных  задач,  а  самое  главное, для  повышения  мотивации детей  к  занятиям  рекомендуется использовать  на  индивидуальных  и  подгрупповых  занятиях компьютерные  программы,  т.к. Данные  программы могут  служить одним  из  средств  оптимизации процесса  коррекции речи.

В условиях  дошкольного учреждения в  логогруппе, когда  в минимальные  сроки  коррекционной работы логопед решает максимальное  количество  задач  при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, использование ИКТ особенно  актуально;- позволяет  составлять наглядно-дидакктическое сопровождение;- компьютер  на  логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу;- повышает мотивацию ребенка  к  логопедическим занятиям;-формирует  у ребенка  активную  позицию  субъекта  обучения; -компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике. На коррекционных  занятиях  дошкольники работают  не  с  компьютером, а с электронным  логопедом, который  «приходит» к ним  в  конце  занятия. Определенным  стимулом для детей является необходимость положительных результатов работы  в  первой  половине занятия, только  тогда с ним  готов общаться электронный  помощник логопеда. Во время таких логопедических занятий у детей исчезает негативизм,связанный с  необходимостью многократного повторения определенных  звуков, слогов. Появляется  уверенность в  своих  силах и желание научиться говорить правильно. Дети меньше  утомляются, дольше  сохраняют  работоспособность,т.к. Предъявление информации  на  экране  компьютера  в  игровой  форме вызывает  у  детей огромный  интерес  к  деятельности  с  ним. Компьютер  несет  в  себе  образный  тип информации,понятный детям, которые пока в  совершенстве не владеют  техникой чтения  и  письма. Движения, звук, мультипликация привлекают  внимание ребенка. Это отличное   средство поддержания задач  обучения.

С использованием компьютерных  презентаций  возможны разные  направления  коррекционной  работы.

1. Работа  над дыханием.  Базовые  комплексы  БОС наглядно,красочно  и  доступно раскрывают ребенку  тайну здорового  дыхания. Вместе с героями на экране он  учится правильно дышать, закреплять умение регулировать силу и  направление воздушной струи  и  длительность речевого выдоха.

2. Развитие слухового восприятия. Презентации « чей звук», « Звуки в лесу» привлекают ребенка к неречевым звукам, развивают слуховое внимание, память. В конце презентаций- развивающие игры на закрепление полученной  информации, рефлексию.

3.Развитие навыков звукового  анализа  и  синтеза.

Несформированность фонетических  компонентов речи, а также вторичное недоразвитие  речевого слуха создают  значительные трудности  при  коррекции  фонетико-фонематических  расстройств. Они  обусловлены  сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же  представляет   широкие возможности  использования различных анализаторных систем в процессе  выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация  основных компонентов устной речи в виде  доступных для  ребенка  образов  позволяет  активизировать компенсаторные механизмы на  основе  зрительного восприятия. Этому способствует  и  совместная координированная  работа  моторного, слухового и  зрительного  анализаторов  при  выполнении  заданий  компьютерной  программы.  

4. Обогащение словарного запаса. Большое  разнообразие презентаций  на  любую лексическую тему. Например, «Наши мамы», «Посуда», Фрукты».  Каждая тема  раскрывается разными  методами представления, красивыми  иллюстрациями, грамотным озвучиванием  слайдов.  Регулирования времени  показа слайдов помогает  логопеду дополнительно  осуществить свои  задачи коррекционной  работы,  не  загружая  ребенка  дополнительной информацией.  Объктивная оценка результатов  деятельности  ребенка осуществляется в устной форме или озвучивается голосовым сообщением  «молодец», «правильно», « попробуй  еще  раз».

5. Совершенствование грамматического строя  речи. Электронный  материал охватывает  все  направления: словообразование, словоизменение, работу  над  предлогом, согласование слов  и т.д. Количество  используемого  картинного материала велико, что  немаловажно  при  подготовке  к  занятиям, так  как  с  проблемой  поиска   той  или  иной  картинки всегда сталкиваются  практикующие логопеды.

6.Недоразвитие вербальной  памяти  и  нарушение внимания  в виде  их  неустойчивости  и  низкой  концентрации  у  детей  с недоразвитием  языковых  компонентов  речевой  системы  делают необходимым проведение целенаправленной работы по  преодолению этих  расстройств.  А  поскольку у дошкольников хорошо  развито непроизвольное  внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном  и  доступном для  ребенка  виде  вызывает,   интерес и обращает  на  себя  внимание.  В этом случае  применение компьютерных технологий становится особенно  целесообразным, т.к. позволяет предоставить  информацию  в  привлекательной  форме, что не только ускоряет запоминание  содержания занятия, но  и  делает его долговременным.

7Элементы  компьютерного  обучения  помогают формировать  у детей  знаковую  функцию  сознания ,что  является  крайне  важным для их языкового  и  интеллектуального. У дошкольников начинает развиваться понимание  того, что есть несколько уровней окружающего  нас мира- это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д. Формирование  и развитие знаковой функции  сознания, развитие вербальной памяти  и  внимания, словесно-логического мышления создают  предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и  способствуют формированию и развитию языковых средств у детей старшего возраста.

  Компьютерные технологии  имеют значительные преимущества перед традиционным проведением занятия. Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и  появляется возможность получить лучший результат.

Таким  образом,  нетрадиционные  методы  и  приемы в коррекционной  работе  позволяют  длительное  время  поддерживать интерес  ,  позволяют  разнообразить  работу,  создают  возможность более  эффективно  проводить  коррекционную  работу  с  детьми.    

                             Сообщение  на  тему:

« Использование  нетрадиционных   методов

и   приемов  в коррекции  речевых нарушений у детей»

 

                                   Выполнила  учитель-логопед  МДОУ № 103

                                                     Чигарева  Т.П.

                                                  г. Нижний Новгород.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ.

  Так как здоровьесберегающие образовательные технологии - это воспитание культуры здоровья детей, то цель этих технологий, становление  осознанного отношения ребенка к здоровью и раз...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда

Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми имеющими нарушения речи. В материале представлены, какие задачи преследуют здоровьесбереающие технологии, на каких принципах строятся и классификац...

Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...