СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

В данном материале представлена система работы (последовательность игр и заданий) для развития фонематических процессов.  Особенно актуальна такая система работы с детьми. у которых наблюдаются трудности в развитии фонетико-фонематических функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА  

Для коррекционной работы в группу для детей с тяжелыми нарушениями речи зачисляются дети с логопедическим заключением – общее недоразвитие речи, которое  чаще всего предполагает нарушение произношения свистящих, шипящих или сонорных звуков в той или иной степени.

Коррекция произношения любой группы звуков или звука включает в себя 5 этапов работы.

 1-ый этап - развитие слухоречевой функциональной системы, т.е. развитие фонематического слуха.

 Фонематический слух - функция, которая развивается в виде фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

2-ой этап - развитие речедвигательной функциональной системы. Работа на данном этапе предполагает подготовку (тренировку) артикуляционного аппарата к постановке звука.

3-ий этап - постановка звука.

4-ый этап - автоматизация звука, т.е. введение поставленного правильного звука в речь ребенка.

5-ый этап - развитие слухопроизносительной дифференциации звуков. Эта часть работы над звуком плавно вытекает из 1-го этапа. На 5-м этапе коррекции ребенок слушает, слышит правильно произносимые звуки и правильно произносит, дифференцируя их по различным признакам (глухость - звонкость, твердость - мягкость).

Таким образом, видим, что работа над фонематическим слухом - обязательная составляющая часть коррекции звука.

С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Очевидна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков. Т.е. развитие фонематического слуха способствует усвоению и морфологического состава слова.

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, длительные специальные упражнения по формированию навыков звукового анализа и синтеза способствуют успешному овладению грамотным чтением и письмом.

Доктор наук, профессор Р.Е. Левина писала: “При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов”.

Таким узловым образованием являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет проводить коррекцию с наибольшим эффектом.

 “Звуковая сторона языка - его основная материя, его форма”  (С.Н. Цейтлин, “Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи”).

Восприятие звука, его анализ и воспроизведение являются единым процессом.

 Для успешной комплексной коррекции звукопроизношения необходимо знать как в норме протекает развитие фонематических процессов.

У детей старшего дошкольного возраста чаще всего встречаются такие нарушения звукопроизношения: С, З, Ц - межзубное, либо боковое произношение;  Ш, Ж, Ч, Щ - нижнее произношение (смягчение звука);  Р Р ’ - велярное, либо увулярное произношение, замена на В;  Р’ заменяется на j ; Л - замена на В, фрикативный  Г ; Л ’ - замена на j .

Все эти нарушения говорят о неярких, невыраженных проявлениях стертой дизартрии. Проявлением стертой дизартрии являются также затруднения в автоматизации поставленных звуков, что связано с плохой подвижностью артикуляционного аппарата: от фонемы к фонеме - в тяжелых случаях, от слова к слову - в легких.

Вновь поставленный звук может легко произноситься в простых словах - двухсложных словах из открытых слогов (рама, луна). В словах более сложной слоговой структуры, вновь поставленные звуки искажаются или пропускаются.

При стертой дизартрии  могут быть не только фонетические расстройства, но и дыхания, голосообразования, интонации, а это приводит к дефектам озвончения.

Все эти расстройства устной речи препятствуют развитию дифференцированных фонематических представлений, дезорганизуют фонематическое восприятие, затрудняют овладение фонематическим анализом. Ещё на ранних этапах усвоения фонематической системы родного языка это приводит к стойким нарушениям звукопроизношения: смешению близких по слухопроизносительным признакам звуков (“зубы - субы”, “гриб - криб”).

Часто данные ошибки не связаны с трудностями произнесения смешиваемых звуков. Изолированно ребенок повторяет их правильно, а в потоке речи смешивает. По мнению В.И. Бельтюкова это происходит вследствие нарушения взаимодействия речеслухового и речедвигательного отделов речевой ФС. Слуховой анализатор в данном случае недостаточно исполняет роль канала обратной связи. Ребенок не слышит своего произношения, но достаточно хорошо слышит дефекты окружающих.

Поскольку фонематические представления формируются на основе интеграции артикуляторных и акустических дифференциальных признаков, при подобных нарушениях взаимодействия анализаторов эти фонематические представления оказываются неполноценными.

Речевой слух не только не способствует самокоррекции, но наоборот, искажается под влиянием дефектного звукопроизношения.

В результате создается порочный круг: слабость слухового контроля тормозит устранение дефектов звукопроизношения, а это торможение приводит к искажению фонематических представлений и способствует нечеткости фонематического восприятия. Если такой ребенок своевременно не получает логопедической помощи, то к началу овладения грамотой он остается с дефектным звукопроизношением и несовершенной фонематической системой.

 Работа по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа выявляет некоторые сложности.

Даже неярко выраженное фонематическое недоразвитие проявляется в незаконченности процесса дифференциации тех звуков, которые поздно различаются и при нормальном фонематическом развитии, особенно свистящих и шипящих (с - щ, з - ж, щ - ч, щ - ш, с - ц). Дифференциация акустически и артикуляторно близких звуков еще нестойкая, фонематические представления о сходных звуках нечеткие. Ребенок может правильно повторять ряды слогов с далекими фонематическими звуками (ТА - МА - СА), но при повторении ряда слогов со сходными акустическими звуками будут наблюдаться замены звуков (Ц - С, Д - Т, Ш - Щ, Ч - Щ) и перестановки. Звонкие звуки заменяются глухими, аффрикаты - звуками, представляющими собой составную их часть.

Дифференцировки фонем могут быть затруднены по-разному. Возможно нарушение слуховой и произносительной дифференциации (Ш - С). Либо нарушается только слуховая дифференциация, могут быть нечеткими слухо-произносительные образы звуков.

При повторении незнакомых слов и слоговых рядов, включающих близкие звуки, наблюдаются замены и перестановки сходных фонетических звуков. Эта нечеткость фонематических представлений проявляется в дальнейшем и в заменах при письме.

Наиболее трудна дифференциация  Ш - Щ, Ч - Щ, Ц - С, часто нарушается дифференциация Ж - Ш, З - С, Ш - С, Д - Т.

В дальнейшем успешное обучение чтению и письму в школе возможно только при наличии четкого образа звука, который не смешивается с другими ни по слуху, ни артикуляторно.

Недоразвитие фонематического восприятия отрицательно сказывается на выполнении заданий по фонематическому анализу.

 Детям сложно определить наличие согласного в двухсложных словах со стечением согласных и выбрать картинку, в названии которой есть этот звук. Они с трудом выполняют задания по выделению звука на фоне слова (узнавание звука в слове), т.к. не всегда соотносят изолированно названный звук со звуком в потоке речи.

 Детям бывает сложно выделить звук в слове на основе фонематических представлений, не называя слово.

 При вычленении первого и последнего звука в слове сложнее выделить последний согласный, чем первый. Вычленить начальный согласный труднее, чем начальный гласный.

При выполнении этой формы фонематического анализа характерной трудностью оказывается расчленение слога на составляющие его звуки : вместо звука называется слог.

Таким образом, видим, что формирование фонематического восприятия и анализа необходимая составная часть процесса коррекции звукопроизношения.

Работа по развитию фонематических процессов строится с учетом многих факторов.

Прежде всего, формирование фонематического восприятия и анализа опирается на знание их онтогенеза. Знание нормы развития позволяет строить работу поступательно. Если дети легко усваивают фонологические противопоставления, возникающие ранее, то можно переходить к тем уровням фонематического восприятия и тем формам анализа, которые возникают позднее, а значит, являются более сложными. Уточняем, закрепляем простые навыки и переходим к трудным, которые также надо либо развивать, либо уточнять и закреплять.

В работе над развитием фонематических процессов необходимо опираться на уже имеющиеся знания детей. Дети старшего дошкольного возраста уже знакомы с понятием “звук”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”. Они знают, что есть звуки, которые поются и которые пропеть нельзя. Но очень часто обо всём этом дети имеют очень нечеткое, смутное представление.

Развитие фонематических процессов может быть успешным при соблюдении ряда условий.

Необходимо сложить возможные знания о звуках в определенную систему.

  1. Дети узнают и запоминают звуки, которые поются. Это гласные звуки (А, О, У, И, Ы, Э). Дети учатся различать их на слух и по беззвучной артикуляции.
  2. Дети узнают о звуках, которые пропеть нельзя, потому что звуки во рту встречают преграду: губы, зубы или язык. Такие звуки называются согласными. Дети  учатся отличать друг от друга звуки, которые поются и не поются, т.е. гласные и согласные. Затем дети учатся определять преграду при произнесении согласных. Это способствует уточнению артикуляции, а значит, и более четкой дифференциации даже правильно произносимых звуков.

 

Хорошо различая между собой гласные и согласные звуки, различая звуки в группе гласных и в группе согласных, дети легко переходят от восприятия и анализа звукового ряда к коротким словам, которые могут также являться частями, т.е. слогами, других слов, а затем к словам из двух и трех слогов.

 У детей старшего дошкольного возраста с самого начала коррекции возможно развивать фонематическое восприятие и фонематический анализ одновременно, как различные стороны (проявления) единого процесса восприятия и воспроизведения звучащей речи.

При переходе слога, слова из только звучащего образа в зрительный образ, необходимо и зрительно отдифференцировать гласные и согласные. Для этого используется красный цвет для гласных и синий - для согласных звуков при составлении схем слов.

В старшем дошкольном возрасте дети знают названия букв и переносят их на звуки, что неверно. Поэтому необходимо научить детей петь («тянуть») гласные звуки и четко (без призвуков) произносить согласные.

 Развитие фонематических процессов при коррекции звуков начинается задолго до этапа постановки звука. Поэтому во всех видах работы по слуховой дифференциации детям предлагается речевой материал без искаженного звука. Вновь поставленный звук подключается только на этапе слухопроизносительной дифференциации.

Последовательность работы

по развитию фонематического восприятия и анализа.

  1. Игра “Здравствуй пальчик”.

Большой палец поочередно соприкасается с другими и, дойдя до мизинца, возвращается назад, образуя таким образом “кольцо”. Это упражнение проделывается на обеих руках одновременно. Таким образом, отрабатывается скоординированная работа рук.

 2. Игра “Пальчик - звук”.

 В прежнем порядке соприкасая пальцы, поем гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э.

Цель этой игры:

  1. Уточнение артикуляции всех гласных звуков русского языка при их утрированном пропевании.
  2.  Развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда.
  3. Легкое запоминание всех гласных звуков русского языка.
  1. Логопед и дети громко пропевают гласные А, О, У, И, Ы, Э.

 Затем делается вывод: воздух выходит свободно, голос звучит громко. Это гласные звуки.

Логопед и дети договариваются о том, что любой гласный звук можно обозначить красным кружочком (цветом).

  1. Игра “Хлопни в ладоши”.

Логопед объясняет условия игры : “Я буду произносить разные гласные звуки; когда услышите [ А ], хлопните в ладоши”. Иначе можно просигналить красным кружком. Затем так же работа проводится с другими гласными звуками.

Цель игры: развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда. Выделяя, узнавая один звук среди других, ребенок уже овладевает операциями анализа.

Игра “Немое кино”.

  1. Логопед показывает артикуляции гласных в прежнем порядке без голоса, дети пропевают эти звуки как и прежде, так же фиксируя произнесение звука прижатием пальцев друг к другу.
  2. Далее, логопед артикулирует гласные без голоса в любом порядке, а дети, узнавая их по артикуляции, произносят.
  3. Так же произносятся пары гласных. Цель: развитие зрительного восприятия звуков, зрительная дифференциация гласных звуков.
  1. Упражнение «Нажми» голосом на звук»
  1. Логопед пропевает пары гласных звуков А - У, У - А, И - А, выделяя голосом, “нажимая” голосом, сначала на 1-ый звук, затем - на второй:  АУ, УА,  ИА; АУ, УА , ИА. Дети также пропевают гласные.
  2. Затем логопед дает установку: “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только первый”.

 “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только последний”.

 Если ребенок затрудняется в выполнении этого упражнения, то логопед помогает ему, выделяя нужный звук большей силой. Пропеваются сначала пары гласных звуков, далеких по артикуляции, затем - близких: АУ, ОУ.

Цель упражнения:

- развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда;

- развитие звукового анализа на уровне звукового ряда.

  1. Сочетания гласных АУ, УА, ИА включаются в ситуации:

-  Как кричат люди в лесу, если заблудились?  -  АУ;

 - Как плачет малыш?  - УА;

 - Как зовут ослика в сказке про Вини - Пуха?  -  ИА;

 - Назови первый звук в слове  Ау;

 - Назови последний звук в слове  Ау.

  Так же анализируются слова  Уа,  Иа.

   Цель: звуковой анализ слова из двух гласных звуков, вычленение первого и последнего звуков из слова.

  1. Упражнение «Выдели» звук в «цепочке».

Логопед пропевает  “песенки”  ИАУ, ИАО, четко артикулируя звуки, сопровождая их прижатием пальчиков. Дети повторяют;

  1. Логопед пропевает “цепочки” из трех звуков, “нажимая” голосом сначала на первый звук, затем на второй, на третий:  АУИ, АУИ, АУИ. Дети воспроизводят эти “цепочки” звуков за логопедом;
  2. Логопед  просит выделить, “нажать” на [Э] в “песенке” ЭОИ, и так далее с [О],  [И].

 Цель: развитие фонематического восприятия и звукового анализа на уровне ряда из 3-х звуков.

 9. Логопед пропевает эти же “цепочки” звуков - АУИ, ЭОИ  и просит детей назвать первый звук, последний звук.

   Цель: развитие звукового анализа, вычленение первого и последнего звука в ряду из трех гласных звуков.

  1. Затем, это же задание формулируется иначе:

- Какой звук в начале “песенки”  АУИ?

- Какой звук в конце?

- Какой звук в середине?

Цель: определение места звука в звуковом ряду из трех звуков (начало, середина, конец).

 Для облегчения выполнения этого задания его можно перевести в зрительный план.

Пропевая каждый звук, нужно выкладывать красный кружок: (кр) (кр) (кр). И теперь, пропевая звуковую “цепочку”, ребенок нажимает пальцем на соответствующий звуку кружок.

Дети определяют место звука достаточно легко еще и потому, что четко усвоили артикуляции гласных звуков и легко их отделяют друг от друга.

Игра “Новоселье”.

 Цель : развитие фонематического анализа - определение места звука в слове (начале, конце ).

Логопед объясняет детям, что каждый новый жилец ( слово ) может поселиться в доме, если правильно “зажечь свет”, определить место звука в слове :

Где стоит [а] в слове арбуз, арки, игра, мука, и т.д. с другими гласными звуками.

11. Игра “Новоселье” проводится иначе - логопед просит назвать гласный, который стоит в начале слова: эхо, игра, осы, утка, арки; назвать гласный в конце слова: кино, сады, какаду, сапоги, пюре.

Цель: определить, какой гласный занимает ту или иную позицию в слове.

12.  Далее, логопед предлагает детям пропеть [а] в слове сам, [о] - в слове дом и т.д. с другими гласными звуками (в односложных словах).

Цель: развитие фонематического восприятия, выделение гласного звука на фоне слова, состоящего из одного слога.

13. Логопед произносит слово, пропевая в нем гласный звук, просит назвать этот гласный: “Какой гласный звук слышишь в слове: вар, сыр, дом, сэр, шум, мир.

Цель: развитие фонематического анализа - вычленение гласного звука из односложного слова.

14. Логопед просит назвать гласный звук слове : ах, эх, ум, он, им.

Каждое из этих слов логопед включает в ситуацию (предложение): “Ах, как пахнут цветы! Эх, опоздали мы на электричку!”

Затем, логопед просит назвать следующий звук в слове, дает подсказку, выделяя его голосом:

ах,  ум,  он.

Логопед и дети произносят вместе названные звуки, определяя, можно ли их пропеть. Делается вывод о том, что эти звуки не поются, а встречаются во рту преграду. Такие звуки называются согласными.

Далее, логопед произносит разные согласные звуки, а дети определяют, какую преграду они встречают :  [м], [б]  - губы,  [с], [ц] - зубы, [р], [л] - язык. Для лучшего запоминания этих преград можно сразу же зарисовать их:

Логопед предлагает детям любой согласный звук обозначать кружком синего цвета.

  1. Игра “Хлопни в ладоши”:

“Я буду произносит разные звуки, Если Вы услышите звук, который не поётся (согласный), хлопните в ладоши (поднимите синий кружок) : А, Ф, С, У, М, Э, Д.

Цель: развитие фонематического восприятия и анализа, выделение согласного звука на фоне звукового ряда.

16. Логопед дает установку:

 “Я произнесу  слово и “нажму” голосом на согласный звук, а вы повторите за мной так же: жук, зал, щука, рот, сок, шарф.

Цель: развитие фонематического восприятия - выделение звука на фоне слова.

17. Логопед дает установку:

“Я произнесу слово и “нажму” голосом на согласный звук, а вы повторите этот звук: жар, сам, щётка, вата, лапы, мост, сом, лук.

Цель: развитие фонематического анализа - вычленение звука из слова.

18.  Логопед просит детей выделить [м] в слове муха, [з] - в слове зайка, [т] - в слове кот, [н] - в слове слон и т.д..

Цель: развитие фонематического восприятия и звукового анализа - выделение звука на фон слова.

  1.  Игра “Новоселье”.

Цель: определить место звука (гласного или согласного) в слове: начало, конец, середина.

Логопед просит детей помочь “жильцам” “поселиться в доме” - определить место звука [н] в слове нос, [с] - в слове квас, [а] - в слове сам, [о] - в слове дом и т.д..

 Таким образом, дети учатся определять серединное положение звука в слове на материале односложных слов, используя противопоставления гласный - согласный.

  1. Игра “Назови все звуки по порядку”.

 Логопед называет слово, а дети повторяют первый звук и каждый следующий за ним, выкладывая схему из синих и красных кружков: мох, шар, сын, сноп.

Цель: развитие сложных форм фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове (на материале односложных слов, в т.ч. со стечением согласных).

 21. Далее дети плавно переходят к определению количества звуков в слове, используя ранее составленные схемы односложных слов: “Сколько звуков в слове мох, шар, сын, смак?».

Во всей предыдущей работе над звуками дети научились плавно произносить гласные звуки и четко, без призвуков, согласные. От схем слов можно перейти к выкладыванию слов из букв, которые дети уже знают. Важно, чтобы дети поняли, что при составлении слов из букв, мы называем не букву, а звук, который соответствует этой букве.

  1. Игра “Назови соседей”.

Цель: развитие сложных форм фонематического анализа - определение места звука в слове по отношению другим звукам. На основании уже составленных схем односложных слов дети называют “соседей” звука:

- Какой звук стоит после [м] в слове МАК;

- Какой звук стоит после [а] в слове МАК;

- Какой звук стоит перед [а] в слове МАК;

- Какой звук стоит перед [к] в слове МАК ;

- Какой звук стоит между [м] и [к] в слове МАК,  и т.д..

Когда дети достаточно хорошо овладели всеми формами фонематического анализа односложного слова, можно переходить к анализу слов из двух слогов, используя ту же последовательность в работе:

- выделение звука (гласного или согласного) на фоне слова;

- вычленение звука (гласного или согласного) из слова;

- определение места звука в слове (начало, середина, конец);

- определение последовательности звуков в слове;

- определение количества звуков в слове;

- определение места звука в слове по отношению к другим звукам.

Четкое восприятие слова и умение его анализировать позволяют детям  справляться с заданием по дифференциации фонем (звонких - глухих, свистящих - шипящих, твердых - мягких).

Игры “Посели жильцов в домик”, “Зоопарк”, “Поезд” и т.д..

Такая последовательность работы над развитием фонематического восприятия и навыков фонематического анализа помогает детям легко перейти к более сложной форме анализа слова -  звуко-слоговой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ...

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»

Работа по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников, важность проблемы, этапы работы по формированию фонематического восприятия, примеры упражнений и игр, направленных на развитие...

"Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией"

Этот  материал знакомит читателей с методикой работы, играми и фрагментами  занятий по развитию фонематических процессов у детей с речевой патологией....

Тематический контроль в ДОу по теме "Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа"

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвяз...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

В данном материале представлена последовательность заданий и упражнений, помогающих ребенку в развитии навыков фонематического восприятия....

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов у дошкольников»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ...