Обучение дошкольников элементам грамоты (2014 г.)
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Мусина Эльмира Исмагиловна

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_doshkolnikov_elementam_gramoty.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА

«Обучение дошкольников элементам

грамоты»

Учитель-логопед
Мусина Э.И.

Содержание

Введение………………………………………………………………………  3-4

1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

    Развитие звукобуквенного анализа………………………...………         5-6

2. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных

    навыков письма……………………………………………………             7-9

3. Дидактические игры в обучении дошкольников……………………    10-12

    Заключение…………………………………………………………..…….13-14

    Список литературы……………………………………………………….....15

Введение

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения.

Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические - и на их основе - развитие связной речи.

Цель: подготовка дошкольников к обучению грамоте.

Задачи: развитие слухового внимания и фонематического восприятия; развитие звукобуквенного анализа;

формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Обучение грамоте на первом этапе включает овладение детьми звуковой стороной речи и ориентировкой в ней; затем - освоение знаковой системы языка. Дети поэтапно, последовательно обучаются звуковому, звукобуквенному анализу, чтению и письму.

Возраст 3-4 года - подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации в звуковом слове; 4-5 - анализ звуковой стороны речи; 5-7 лет - ознакомление со знаковой системой языка и чтение.

В обучении грамоте необходимы несколько подходов:        комплексный,

личностный и деятельностный подходы в развитии детей.

Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики), но и комплексного подхода в решении задач речевого развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.М. Шахнорович). Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей.

Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра как ведущий вид деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе.

Наиболее эффективно обучение дошкольников будет, если дети объединяются в малые группы или занятие проводится индивидуально. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.

Занятия должны быть в доступной и интересной форме с использованием различного словесного и иллюстративного материала: стихи, загадки, словесные упражнения, веселые рисунки, создающие эмоциональный фон.

1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Развитие звукобуквенного анализа.

Как было изложено выше обучение грамоте проводят поэтапно. У детей 4- 5 лет необходимо развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учат их выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Называть согласные твердые «старшим» или «сердитым» братом, согласные мягкие - «младшим» или «ласковым» братом. Тогда детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяжности слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков. Слова делят на части, отстукивая, отхлопывая и т.д.

У детей в 5-6 лет продолжают развивать фонематическую сторону речи. Дети также определяют протяжность слова (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждения в дальнейшем пропуска букв при письме. Детям в этом возрасте вводят термин «гласный звук» и обозначают его красными фишками. Вводят термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

В этом возрасте формируют графические умения (рука дошкольника готовится к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку, раскрашивания (не выходя за пределы рисунка).

Итак, на этом возрастном этапе основной целью является научить детей правильно произносить гласные и согласные звуки, развивать фонематический слух путем различения на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливо произносить слова и словосочетания; учить определять места звука в слове (начало, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи.

2. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко - слоговое строение слова». Важно вовремя сформировать у ребенка понятие «звук» и «буква», научить выделять их из состава слова, различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, подбирать слова к заданным звуковым схемам.

Если дети с 3 до 5 лет осваивают звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, в последовательности от простого к сложному:

- опознание буквы и ее связи со звуком;

- слияние нескольких букв в слог;

- слияние нескольких слогов в слово;

- объединение нескольких слов в законченную фразу.

Весь материал для чтения и письма на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Детей учат читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные слова (сок, сук и т.д.). Затем читать двухсложные слова (усы, осы, уха, косы, сани), затем слова со стечением двух согласных (стук, санки, волк).

В работе педагог использует разрезные азбуки, так как процесс обучения более эффективен, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы.

В дальнейшем в процессе занятий нужно знакомить детей с элементарными правилами правописания: раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением большой буквы в начале предложения и в написании имен людей.

Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем написано, а затем прочитано ребенком.

Знакомят детей с тем, что буквы, обозначающие гласные звуки, имеют двоякую функцию, кроме собственного образа они еще указывают на твердость или мягкость предшествующих согласных звуков. Кроме того буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают звукосочетание ЙА, ЙЭ, ЙО, ЙУ, если стоят в начале слова или после гласного (маяк).

Для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста необходимым также является формирование пространственных представлений. Пространственные представления включают не только определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, но и последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чтения.

Цель обучения в этом возрастном периоде: уточнять, обогощать и активизировать словарь детей; учить правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснения их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова - названия; учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки).

В работе над предложением и устной речью целью является обучение детей правильному согласованию слов в предложении; обучение пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете; совершенствование диалогической речи детей; формирование умений у детей задавать вопросы и отвечать на них; развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием; воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

 

3. Дидактические игры в обучении дошкольников.

Очень важно творчески подходить к каждому занятию в обучении дошкольника. Заранее подбирается наглядный дидактический и прочий материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

Дидактические игры, используемые в процессе обучения дошкольников:

«Полслова за вами».

Цель: развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развить фонематический слух (учитель произносит начало слова, ученик заканчивает; слова подбираются по определенным темам);

«Опиши предмет»

Цель:        знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов»,

формирование умения угадывать предмет по его признакам (учитель или ученик задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное);

«Я знаю»

Цель: развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания (ребенок ритмично ударяет мячом о пол, называя 5 предметов: игрушки, мебель, имена. «Я знаю пять имен мальчиков, Саша - раз,…» );

«Догадайся что показал» (пантомима)

Цель: развить внимание, наблюдательность, речь, терпение;

«Расшифруй письмо»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, умение сосредоточиться на

поиске необходимой буквы, слога (учитель зашифровывает буквы любыми значками, рисунками, дети пытаются разгадать слово);

«Сочини сказку о предмете»

Цель: развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса (учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить сказку о приключениях данного предмета);

«Буквы заблудились»

Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а также развитию фонематического слуха.

В настоящее время игр достаточно много и их успешно можно использовать в работе.

У каждого ребенка есть таланты и способности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат думать. Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет несколько увеличить деятельность привычного занятия.

Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом.

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки, лучше если они не будут повторяться.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Для того чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сначала сделать два важных открытия: обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношение звука к букве. Вводя букву, подбирается как можно больше слов. Даются только печатные образы букв. Можно выкладывать буквы из палочек, рисовать начертание буквы на снегу или песке и т.д. Выкладывание и рисование букв пальцами благоприятно влияет на дошкольника. Развитие мелкой моторики пальцев рук, а также общей моторики, является предпосылкой овладения речью (как устной, так и письменной).

Работы В.М. Бехтерева, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, являются средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. В процессе таких игр у детей улучшается внимание, слухо-зрительная память.

Заключение

Один из сложнейших предметов, вызывающий наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе еще и чтение. Подготовка дошкольников к обучению грамоте поможет смягчить грядущие трудности и проблемы.

Итак, развитие речи и обучение грамоте призваны обеспечить:

- взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся;

- интенсивное развитие видов речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;

- развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения;

- работать над развитием речи дошкольников, формировать у детей сознательное отношение к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способность к умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей.

- научить осмысленно читать, говорить и писать;

- развивать интерес к учебным занятиям;

- расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрение иллюстраций;

- развитие фонематического слуха;

- дать элементарные понятия о звуко-буквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука;

- обогащение словаря дошкольников, развитие их речи;

- правильное обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;

- научить списывать с печатного текста; отвечать на вопросы, рассказывать.

Таким образом, курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в школе.

Список литературы

  1. Белянин В.П. Психолингвистика. - М: Флинта,2004.
  2. Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М,1987.
  3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. - М: Ювента, 2005.
  4.  Нижегородцева Н.В., Шадриков  В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М: Владос, 2001.
  5. Подласый И.П. Педагогика. - М: Владос, 2001.
  6. Цейтлин С.Н. Лингвистика детской речи. - М: Владос, 2000.
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для учителей - логопедов. Тема: «Обучение дошкольников элементам грамоты»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.Задачи:1.     Познакомить педагогов с методическими аспе...

Папка - передвижка "Обучение дошкольников элементам грамоты"

Папка - передвижка для родительского уголка ДОУ, поможет родителям дошкольников с ОВЗ при работе с детьми по грамоте....

Семинар-практикум для воспитателей."Обучение дошкольников элементам грамоты".

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей  к обучению грамоте....

Использование игровых методов и приёмов в обучении дошкольников элементам грамоты

Актуальность проектаС первых дней пребывания ребёнка в детском саду, педагоги убеждают родителей, что дошкольное учреждение при подготовке ребёнка к школе решает задачи его всестороннего развития: сох...

Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников элементам грамоты»

Цель консультации: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте....

Технология «Обучение дошкольников элементам грамоты»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...