Развитие фонематического анализа и синтеза
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Сухорукова Галина Николаевна

Развитие фонематического анализа и синтеза - один из важнейших разделов по работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического анализа и синтеза

Я, Сухорукова Галина  Николаевна, учитель-логопед ГБДОУ №120 Выборгского района

4 ноября  была на Петербургском Международном Форуме здоровья и участвовала в Пленарном заседании. Тема заседания «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ».

Научная программа заседания была  насыщенной и разнообразной. Для меня наиболее актуальными были доклады:

“Демография и репродуктивное здоровье женщин в России” {Айламазян Эдуард Карпович, директор ФГБНУ “ НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. ОТТА” РАН, академик РАН}.

“Профилактика актуальных инфекций у девочек-подростков как основа их репродуктивного здоровья” {Лобзин Юрий Владимирович, директор ФГБУ “НИИ детских инфекций “ ФМБА России, академик РАН}
”Концепция репродуктивного здоровья” Аполохин Олег Иванович, директор ФГБУ “НИИ  урологии Минздрава России, главный внештатный специалист по репродуктивному  здоровью Минздрава России.”

“Здоровье детей и подростков - стратегический потенциал развития Санкт-Петербурга”

{Засухина Татьяна Николаевна, заместитель председателя Комитета по здравоохранению

Санкт-Петербурга}.

Эти выступления были очень интересными и важными для меня т.к. в них  давались ответы на вопрос, что нужно делать для того, чтобы  наши дети рождались и росли здоровыми, развивались правильно. И одним из важнейших факторов этого развития в начальный период жизни ребенка является речевое развитие.

У детей младшего возраста и среднего дошкольного возраста преимущественно развита непроизвольная память, когда материал запоминается без специальных, направленных на это усилий. Этому способствует яркость впечатлений, эмоциональный подъем, красочные новые предметы, многократное повторение одного и того же действия.

Педагоги могут воздействовать на непроизвольное запоминание тем, что соответствующим образом организует разнообразную детскую деятельность.

Именно поэтому так важно использовать для развития зрительного внимания и зрительной памяти яркие картинки, игрушки, пособия, стараться включать их в игры и игровые упражнения, чтобы детям было интересно. Чем более активной является деятельность детей с материалом, тем выше продуктивность непроизвольного запоминания этого материала.  

Часто среди детей-логопатов встречаются дети, у которых нарушена как моторика, зрительная память и внимание, так и фонематическое восприятие.

Фонематическим восприятием (слухом) называется способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию.

Дети с хорошим фонематическим слухом рано начинают говорить чисто, т.к. они четко воспринимают все звуки нашей речи – фонемы.

У детей-логопатов фонематическое восприятие надо развивать на занятиях.

Работа по развитию фонематического слуха проводится в следующей последовательности:

  1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом.
  2. Различение изолированных звуков.
  3. Узнавание звука в слове.
  4. Определение места звука в слове (начало, конец, середина).
  5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, Р-Л).
  6. Придумывание слов на заданный звук.

В работе над фонематическим восприятием хорошо применять цветные кружки, это вызывает у детей интерес к занятию.

В младшей группе – сказка о веселом язычке, который умеет петь разные песенки.

В подготовительной группе – Звук – Слово – Предложение.

I   этап – уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное восприятие (буква), слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения, выделение его на фоне слога, определение наличия и места в слоге (начало, конец, середина). Определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове); выделение его из предложения, текста.

II этап – сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Каждый звук соотносится с определенной буквой. (Большое значение – письменным упражнениям).

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов.
  2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
  3. Распространить предложение, увеличивая количество слов.
  4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
  5. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
  6. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
  7. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

Постепенно, благодаря комплексной, целенаправленной работе с детьми, их психические процессы становятся более зрелыми.

Происходит переход к произвольному запоминанию, когда дети уже осознанно могут поставить перед собой цель что-то запомнить.

Уровень развития у ребенка произвольной памяти указывает на психическую зрелость, на подготовленность его к школе.

Усложняя игры и задания на развитие зрительного внимания, памяти, ориентировке в пространстве, фонематический слух к концу старшей группы – началу подготовительной дети с речевыми нарушениями уже могут заниматься буквами. Но сразу обращать внимание на то, сколько элементов в букве, в какую сторону она повернута относительно постоянного ориентира, который можно сразу поставить.

Для улучшения усвоения зрительного образа буквы предлагаются разнообразные задания:

Конструирование буквы из разных элементов, палочек, шнура, рисование буквы в воздухе поочерёдно правой и левой рукой, нахождение буквы среди других букв, узнавании ее при написании разными шрифтами. Полезно дописывание буквы по точкам, пунктирным линиям, восстановление «утерянной» части буквы. Необходимо подключать тактильное восприятие буквы, способствующее ее лучшему запоминанию. Для этого используются пластмассовые буквы, буквы, вырезанные из наждака, линолеума, вылепленные ребенком из пластилина. Полезно использовать дактилографию, когда педагог рисует букву на спине, руке ребенка.

Когда дети усвоили буквы, можно предложить им более сложные задания: узнать буквы, повернутые боком, написанные «кверху ногами», наложенные одна на другую, написанные зеркально, но с условием, чтобы дети обязательно вспомнили и нарисовали правильную букву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализа и синтеза //Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.

Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. ...

" Встречаем Малыша и Карлсона". Развитие фонематического анализа и синтеза.

Формирование звукового анализа и синтеза у детей является необходимым условием при обучении дошкольников грамоте. Нередко выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и прави...

Презентация «Развитие фонематического анализа и синтеза»

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза с последующим введением звука Ш в слоги и слова.Задачи:Коррекционно-обучающая: Чётко произносить звук Ш изолированно, в слогах и в словах.Закрепить нав...

Развитие фонематического анализа и синтеза звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Развитие фонематического  анализа и синтеза  звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии. (подготовительная к школе группа).Насон И.И....

Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии

«Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с  речевыми нарушениями средствами сказкотерапии.(из опыта работы) Подготовила учитель – логопед МАДОУ детский сад № 63 Насон И.И Акту...

Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы

В предложенном материале раскрываются понятия фонематического анализа и синтеза, этапы их формирования....

Учебно-методическое пособие. Игры на развитие фонематического анализа и синтеза.

В данной презентации приведены примеры игр на развитие фонематического анализа и синтеза.1.       «Звонкий - Глухой »Цель: Дифференциация звуков г – гь...