Стендовый доклад
элективный курс по логопедии на тему

Юсупова Лилия Илдаровна

Стендовый доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_seminar-praktikuma.doc604.5 КБ

Предварительный просмотр:



Игры с мячом в коррекционно–логопедической работе по заданию учителя-логопеда.

Сделать серьёзное занятие 
для ребёнка занимательным – вот 
задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу в первые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой? 
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п. 
Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.
В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела:
- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.
• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.
• «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко). 
• «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.
• «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
• «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.
• «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.
• «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.
• «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков

• « С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.
• «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
• «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.
• «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши ).
• «Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).
• «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.
• «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

• «Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
• «Мяч бросаю, диких животных называю».
• «Мяч передаю, деревья назову».
• «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.
• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.
• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.

Игры с мячом для развития мелкой моторики

• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. Надеюсь, что игры с использованием мяча помогут учителям-логопедам и воспитателям проводить занятия более интересно и занимательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование праздничной культуры дошкольников. Стендовый доклад

В докладе освещены следующие вопросы: 1. Праздники, развлечения - их роль в формровании вкуса и творческих способностей у детей....

Стендовый доклад логико - математические игры, как эфективное средство подготовки к школе.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое  окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....

Стендовый доклад: " Работа с талантливыми детьми"

Одарённые дети – ценная и хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будет развиваться наука, техника, культура. Особо подчёрки...

Стендовый доклад "Развивающие пособия как фактор раннего развития детей 1,5 - 3 лет"

Материал из опыта работы с неорганизованными детьми раннего возраста (не посещающими детский сад)...

Презентация к стендовому докладу "Образовательная область труд"

—«Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Труд.»...

Стендовый доклад "Взаимодействие специалистов ДОУ с семьей в условиях целевых ориентиров образовательных областей"

Семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет, и,    Падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.Педаго...

стендовый доклад "Формирование здоровьесберегающего поведения у детей в ходе реализации проекта “Как устроен человек”.

За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. Поэтому очень важным на сегод...