Технологическая карта в работе над художественным произведением
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями, направленное на развитие связной речи, посредством технологических карт в работе над художественным произведением (сказка, рассказ, басня).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx222.91 КБ

Предварительный просмотр:

        В 3аконе «Об образовании РФ», Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении отмечено, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты отмечается там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь.

Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Часто родители остаются наблюдателями, а не активными участниками коррекционно-образовательного процесса. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Одной из форм взаимодействия может выступать партнерские отношения между семьей и учителем-логопедом. Только в условиях партнерских отношений между специалистом и родителями можно найти наилучший маршрут в нелегком для каждого ребенка коррекционно-воспитательном процессе. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою настоящую роль в развитии и воспитании ребенка, становятся активными участниками по коррекции имеющихся нарушений связной речи.

        

Диагностика связной речи детей с ОНР (III уровня) выявила следующие особенности: отмечается недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога. У детей в связной речи присутствуют элементы ситуативности. Возникают затруднения в использовании сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картинке и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. Часто при пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок; отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, может нарушаться последовательность событий, лексика авторского текста используется не полностью, иногда отмечается соскальзывание на побочные темы. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки.

Таким образом, дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи.

Общеизвестно воздействие художественных произведений на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика их роль и в развитии речи дошкольника. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Художественные произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивает мышление и воображение ребенка, обобщают его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Чтение детской художественной литературы оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Художественные произведения помогают дошкольникам овладеть литературным языком, который предполагает большой объем словаря, понимание и умение употреблять в речи большое количество слов и сочетаний. Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. Таким образом, работа над художественным произведением способствует развитию всех сторон речи, в том числе и связной речи дошкольников.

Учитывая все выше сказанное, была составлена технологическая карта работы над художественным произведением (сказкой, рассказом, басней).

Структура технологической карты выглядит следующим образом:

  1. Ознакомление со списком произведений и выбор одного (сказка, рассказ, басня).
  2. Чтение художественного произведения ребенку, по ходу чтения или после завершения объяснение значения новых незнакомых слов.

Объяснение незнакомых слов обеспечивает полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний взрослым до чтения, во время знакомства ребенка с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к ребенку о значении слова.

  1. Беседа по содержанию текста, предлагается задать ребенку вопросы (о чем рассказывается, кто действующие лица, что они делают, какие поступки совершают, что происходит, чем все заканчивается).
  2. Оформление произведения со слов ребенка: выписать название произведения, действующих лиц, дать им характеристику, в зависимости от поступков и действий; на основе анализа поступков персонажей высказать эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему).
  3. Изображение персонажей или сюжета из произведения (нарисовать, вырезать и наклеить картинку или же используя технику оригами изготовить действующих персонажей) – это способствует восстановлению в памяти различных эпизодов и облегчения процесса пересказывания сюжета.

Художественно-продуктивная деятельность способствует психическому развитию детей, желанию и потребности выразить свои чувства, отношения и представления.

Использование оригами как средства развития речи детей способствует развитию познавательных процессов, диалогической речи, навыкам общения и в комплексе с другими приемами педагогического воздействия ведет к качественным изменениям в развитии ребенка. Использование поделок оригами в моделировании сказочной ситуации помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации поставленных звуков), тренирует мелкую моторику рук.

  1. Выполнение творческого задания: придумать свою концовку произведения, придумать другое начало, изменить середину.

После выполнения таких заданий в группе проводятся выставки работ детей (определяются лучшие интересные работы самими детьми), устраиваются речевые развлечения «Угадай сказку» (проигрываются сказки с помощью фигурок из оригами).

   

Работа по технологической карте позволяет родителям четко выстроить работу в домашних условиях, закрепить полученные на логопедических занятиях умения и навыки, (происходит уточнение, обогащение словаря детей, построение грамматических высказываний, связного построения), конечно, прививается любовь к художественной литературе и уважение  к книге, формируются нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывается эстетическое восприятие. Совместное выполнение задания родителей с ребенком как нельзя лучше сплачивает детей и их родителей, позволяет им лучше понимать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта №1 Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Направление: изобразительная деятельность (лепка) . Тема: «Русская народная песенка как у нашего кота…». Бублики для кота.

Технологическая  карта  №1 Образовательная область:  «Художественно-эстетическое развитие»Направление: изобразительная деятельность (лепка) .Тема: «Русская народная песенка как у н...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСПЕКТА НООД ПО «ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ» СРЕДНЯЯ ГРУППА ТЕМА : »ПРИЛЕТАЙТЕ В ГОСТИ.»

Констект НООД составленый по требованим ФГОС по художественно- эстетическому развитию (лепка) с интеграцией образовательных областей...

Технологическая карта ОД по чтению художественной литературы подготовительная группа

Технологическая карта по чтению художественной литературы в подготовительной группе...

Технологическая карта Нод по ознакомлению с произведением Е Пермяка "Первая рыбка"

Данный конспект расчитан на воспитанников старшей группы.В ходе образовательной деятельности, дети не только знакомятся с новым произведением Е.Пермяка, но и учатся рассуждать о смысловой стороне прои...

Технологическая карта занятия по ознакомлению с произведением

Тема данного занятия  "Ознакомление детей с произведением Л. Н. Толстого "Котёнок"....

Технологическая карта НОД по ознакомлению с произведением С. Михалкова «Дядя Степа»

Тема :«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»Цель: объяснение пословицы через чтение произведения С Михалкова «Дядя Степа», беседы по содержанию и проведение дидактической и...

Технологическая карта ОС Тема: Слушание музыкальных произведений. П. И. Чайковский «Времена года». «Октябрь. Осенняя песня».

Технологическая карта ОСТема: Слушание музыкальных произведений. П. И. Чайковский «Времена года». «Октябрь. Осенняя песня»....