Технологическая карта НОД по ознакомлению с произведением С. Михалкова «Дядя Степа»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сисина Елена Борисовна

Тема :«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»

Цель: объяснение пословицы через чтение произведения С Михалкова «Дядя Степа», беседы по содержанию и проведение дидактической игры с использованием ИКТ-технологии.

Задачи

Образовательные:

Познакомится с произведением С. Михалкова «Дядя Степа»,

Познакомить детей с необычной наградой - Орденом Улыбки

Описать поступки персонажей стихотворения.

Развивающие

Объяснить значение слов каланча и маяк;

активизировать словарь: называть слова с противоположным значением, обозначающим величину.

Воспитательные

Дать оценку поступкам главного героя;

Воспитывать интерес к творчеству С. В. Михалкова, любовь к чтению художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_no1_sisina_eb_1.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта НОД по ознакомлению с произведением С. Михалкова «Дядя Степа»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

ВОЗРАСТ: ОТ 6 ДО 7 лет.

                                                                                                         Исполнитель: Сисина Елена Борисовна, воспитатель МАДОУ №233

                                                                                   

                                                                                          Екатеринбург, 2021

Возрастная группа: подготовительная  

Вид деятельности: восприятие художественного произведения

Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие;

Образовательная технология: Технология исследовательской деятельности

Образовательный продукт: объяснение пословиц;

Тема :«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»

Цель: объяснение пословицы через чтение произведения С Михалкова «Дядя Степа», беседы по содержанию и  проведение дидактической игры с использованием ИКТ-технологии.

Задачи

Образовательные:

Познакомится с произведением С. Михалкова «Дядя Степа»,

Познакомить детей с необычной наградой - Орденом Улыбки

Описать поступки персонажей стихотворения.

Развивающие

Объяснить значение слов каланча и маяк;

активизировать словарь: называть слова с противоположным значением, обозначающим величину.

 Воспитательные  

Дать оценку поступкам главного героя;

Воспитывать интерес к творчеству С. В. Михалкова, любовь к чтению художественной литературы.

Подготовительная работа: подготовить дидактический материал, создать интерактивную игру, подготовить материал для коллективной работы «Дерево добрых дел» (детские фотографии. Нарисованное дерево)

Планируемый результат: дети объясняют значение пословицы «Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»

Материалы и оборудование:

оборудование: интерактивная доска, наглядно-демонстрационный.

 

Этап

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, приемы, форма

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1

Организационно-мотивационный этап

Переключить внимание детей на предстоящую деятельность.

Стимулировать детей

Ребята, как вы думаете? Что здесь изображено? (медаль, значок….)

Это Орден. Приложение 1.

За что можно получить такой орден?

Кто может его получить? А кто его присуждает?

-Ребята, это необычный орден. Особенностью ордена было то, что рыцарей ордена избирали дети. Орденом Улыбки должны были награждаться взрослые, которые приносят детям радость — писатели и поэты, артисты и режиссёры, врачи и педагоги, и просто обычные люди, которые делали детей рядом хоть немного счастливее.

Когда мне исполнилось 2 года, этот орден получил поэт, автор «Дяди Стёпы» и многих других замечательных детских стихов, Сергей Михалков. (педагог демонстрирует портрет С.Михалкова) Приложение 2.

Какими качествами должен обладать человек. что бы получить орден Улыбки (Добротой – стремление принести окружающим пользу, сделать их жизнь лучше, помочь, посодействовать. Состраданием – умение сочувствовать другим.

Оптимизмом, жизнерадостностью – свойство во всем находить хорошее, верить в лучшее, не отчаиваться ни при каких обстоятельствах.

Чуткостью – умение внимательно относиться к другому человеку, чувствовать его.)

Ребята сегодня я вам принесла очень интересную книгу, которую написал С. Михалков.  Она мне очень понравилась, в ней написано про человека с очень высоким ростом. Вот он – дядя Стёпа.  (педагог демонстрирует портрет дяди Стёпы). Хотите послушать? Приложение 3

Беседа

Аннотация произведения.

Дети собрались в круг возле воспитателя. Отвечают на вопросы.(двигательная, коммуникативная деятельность)

Дети переключили внимание и настоялись на предстоящую деятельность

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Поставить проблему перед детьми или поставить цель предстоящей деятельности.

Мотивировать (процесс вовлечения в деятельность)

А пока я читаю подумаете можно ли человека заставить быть добрым?

- Можно ли стать добрым на время? Как вы понимаете пословицу « Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»

Постановка проблемного вопроса

Осмысливают вопросы (коммуникативная)

Дети  заинтересовались, появилась мотивация.

2.2

Этап ознакомления с новым материалом

Актуализировать имеющиеся знания, представления.

Сформировать новые представления(умения)

Произведением С. Михалкова «Дядя Степа»

- Вам понравилось стихотворение?

- Как вы думаете, дядя Степа добрый или злой? Почему?- Чем он занимался?-Как к нему относились дети и взрослые? - Какие  добрые дела совершил дядя Степа?  ( Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им)

-Просит ли Дядя Степа, что ни будь за свои добрые дела? (Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало комфортно, хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.)

- Какие прозвища, в шутку, в произведении давали дяде Стёпе (каланча, маяк). - Молодцы. Но все ли знают, что такое каланча и маяк?

- Дети, каланча – это такая высокая башня для наблюдений, которая находится при пожарной части. А маяк - высокая башня в море или на острове с сигнальными огнями и большим фонарём – прожектором, который освещается море, показывая путь кораблям. Приложение 4

-Хорошо ли живется Дяде Степе?

Физминутка, Вы достать хотите крышу
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.
)

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Храбрый –

Добрый –

Высокий –

Сильный –

Быстрый –

Крепкий –

Трудолюбивый –

Веселый –

Умный –

Узкий –

Толстый –

Мягкий –

Строгий –.

-Ребята помогите мне разобраться. Давайте попробуем оценить поступок, который вы видите на экране. Хороший он или плохой.

Интерактивная игра

https://learningapps.org/watch?v=pfay2nfx521

 Разместите свои фотографии на «дереве добрых дел». Расскажи, что ты делаешь на фотографии.

Приложение 5.

Выразительное чтение

Проведение беседы

Прием выборочное чтение

Показ иллюстраций

физминутка

Проведение дидактической игры.

Показ картинок и фотографий детей.

Внимательно  слушают рассказ (восприятие худ. Литературы)

Отвечают на вопросы (коммуникативная деятельность)

Повторяют за воспитателем(двигательная)

Участвуют в игре. Подбирают

противоположные по смыслу слова.

Участвуют в подборе. Размещают картинки и фотографии на  дереве

Дети приклеивают свои фотографии.

Дети ответили на вопросы,

У детей снимается утомление мышц, нервной системы, активизируется мышление, создаются положительные эмоции и повышается интерес к занятию.

Запомнили правильные слова

Подобрали картинки осмысленно.  

2.3

Этап практического решения проблемы

Актуализировать сформированные представления.

Кто может уже ответить на вопросы? Можно ли человека заставить быть добрым?

- Можно ли стать добрым на время? Как вы понимаете пословицу «Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»

Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Доброту и любовь нельзя купить за деньги. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрым ко всему окружающему. - Помните, что добрым, милосердным людям легче жить, общаться друг с другом. Общение с такими людьми приносит радость. Надо так жить каждому из нас.

Повторение проблемного вопроса , ответ на него

Отвечают на вопросы (коммуникативная деятельность)

Дети понимаю значение пословицы «Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила», что значит быть добрым.

3

Заключительный этап

Закрепить сформированные представления.

Обобщить сформированные представления.

Формировать элементарные навыки самоконтроля, самооценки.

Давайте вспомним, что мы с вами сегодня прочитали?

Вам понравилось произведение?

Что вам понравилось больше всего? Что вам запомнилось больше всего?

Спасибо ребята сегодня были внимательными и хорошо отвечали на вопросы.

Вопросы

Рефлексия

Прием поощрения

Отвечают на вопросы (коммуникативная деятельность)

Дети высказали свое отношения к стихотворению и занятию.

                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                   


                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                       

                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение произведения С. Михалкова "Дядя Степа"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение произведения С.Михалкова "Дядя Степа"...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ПРОФЕССИЯ – МИЛИЦИОНЕР» (по стихотворению С.В. Михалкова «Дядя Степа - милиционер») для группы детей 5-6 лет

Конспект занятия по патриотическому воспитанию Профессия - Милиционер (По стихотворению С.В. Михалкова "Дядчя Степа - милиционер"). Занятие направленно на воспитыние уважения к труду ми...

«Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Степа».

Программные задачи:- образовательные – продолжить знакомство с творчеством С.Михалкова, формировать умение чувствовать и понимать характер образа произведения, взаимосвязь описанного с реал...

Технологическая карта Нод по ознакомлению с произведением Е Пермяка "Первая рыбка"

Данный конспект расчитан на воспитанников старшей группы.В ходе образовательной деятельности, дети не только знакомятся с новым произведением Е.Пермяка, но и учатся рассуждать о смысловой стороне прои...

Технологическая карта занятия по ознакомлению с произведением

Тема данного занятия  "Ознакомление детей с произведением Л. Н. Толстого "Котёнок"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Викторина по произведению С.В. Михалкова «Дядя Степа».

Викторина, посвященная произведению С.В. Михалкова "Дядя Степа", для подготовительной группы....