Особенности речевого развития детей – логопатов.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Богданова Юлия Вячеславовна

Консультация для педагогов речевых групп для детей старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.

Тема: Особенности речевого развития детей – логопатов.

План

  1. Виды речевых нарушений.
  2. Организация логопедической помощи в дошкольных учреждениях.
  3. Особенности детей с ОНР.
  4. Работа воспитателя на лого-группе.
  5. Основная документация воспитателя логопедической группы.

  1. Виды речевых нарушений.

Фонематическое нарушение речи  (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

-  неразличение на слух звуков в своей и чужой речи

-  нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу  слова.

Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) –  нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.  К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

- нарушение звукопроизношения;

- нарушение лексико-грамматического строя речи;

- нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия;

- нарушение слоговой структуры слова;

- нарушение связной речи.

  1. Организация логопедической помощи в дошкольных учреждениях.

В России  созданы все условия для обучения и воспитания детей с речевой патологией. Работают специализированные дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи. На базе общеобразовательных учреждений открываются специальные речевые группы.

-группа для детей с ФФН (программа Филичевой Т.Б.)

-группы для детей с ОНР (программа Филичевой Т.Б.)

-логопункты (М.Ф.Фомичева, дети с нарушенным звукопроизношением и недостаточно развитым фонематическим слухом).

3. Особенности детей с ОНР.

Функции  воспитателя в группе для детей с нарушениями речи.

Специфика работы воспитателя в группах для детей с нарушениями речи определяется  имеющимися у каждого ребенка:

-речевыми нарушениями;

-неполной сформированностью процессов, связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики);

-особенностями личности воспитанников.

Работая в группе для детей с нарушениями речи, воспитатель выполняет ряд специфических функций:

  • Создание благоприятного психологического микроклимата в  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Психологическая атмосфера складывается  из отношения к детям каждого педагога, а также взаимоотношений самих педагогов в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон воспитателя. При таком стиле поведения  педагога необходимость  порицания детей сводится к минимуму. Ласку, мягкость и  доброжелательность воспитателя не  следует путать с вседозволенностью. Важно в общении с воспитанниками добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка.

Очень важны личностные качества  воспитателя. Это объясняется тем, что ребенок с нарушением речи дошкольного возраста  наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, подражает ему в словах, манерах, оценках, чувствах, поступках.

 Дети  с проблемами в развитии  зачастую ранимы, обидчивы, повышено эмоциональны. Воспитателю группы для детей с нарушениями речи  необходимо уметь правильно оценить состояние ребенка, его поступки, их причины; уметь сопереживать ребенку, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения.

  • Выбор индивидуальных  мер воздействия на ребенка

Воспитатель часто сталкивается с нестандартным поведением  ребенка (отказ идти на прогулку, участвовать в занятии, отсутствие дистанции в общении  со взрослыми и т.д.). Использование традиционных методов  в подобных случаях безрезультатно. Педагог должен понимать, что негативизм (противодействие просьбам) обычно возникает как защитная реакция ребенка на психологическое давление. Единственный способ – отвлечь внимание ребенка , найти ему интересное, активное двигательное  занятие. Важно учитывать, что  бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому проблемному ребенку будет способствовать  преодолению речевого нарушения.

  • Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов

Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется  широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в продолжение дня  (в отличие от учителя-дефектолога), воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка.

Во время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Например, при одевании детей на прогулку, воспитатель  спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что ты надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи, Маше, чтобы она надела шапку» и т.д. Не следует стремиться для таких вербальных  упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели  четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.

  • Систематический контроль за поставленными звуками  и грамматической правильностью речи детей

Воспитателю необходимо  внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю.

Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-либо из них. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и работает с ним над исправлением ошибки индивидуально. Если ошибка встречается в обращении к педагогу, то воспитатель предлагает ребенку правильный ответ и просит  повторить сказанное.

На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей  привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться   проговаривания правильного варианта.

Требования к речи  воспитателя  группы для детей с нарушениями речи

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ОНР, является важным источником, из которого дети получают  образец родного языка, культуры речи.

Анализ педагогической литературы и практический опыт показывают, что в речи воспитателей встречаются следующие недостатки:

-нечеткое  артикулирование   звуков в процессе речи;

-побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (что вместо [што], его вместо [ево];

-произнесение слов с акцентом или  с характерными особенностями местного говора;

-неправильное ударение в словах;

0монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес  к содержанию высказывания

-ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми

-многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

-насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

-использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

-частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки!  Катенька, убери чашечку со столика!);

-засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);

-копирование речи малышей, «сюсюканье»;

-использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения и т.д.

К речи воспитателя предъявляется ряд требований.

 Воспитателю  необходимо:

-правильно произносить все звуки родного языка;

-четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

-строго придерживаться в речи орфоэпических норм,  правильно ставить ударения в словах;

-использовать   средства интонационной выразительности речи: силу голоса,  темп, логические ударения, паузы;

-в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

-связно и в доступной  форме  передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;

-использовать  в разговоре с детьми и персоналом  доброжелательный тон.

Организация и содержание коррекционной работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

 Задачи коррекционной работы воспитателя в группе для детей с нарушением речи

При ведущей роли учителя-логопеда  в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем специальной группы, чрезвычайно важны и  тесно связаны с задачами учителя-логопеда.

Это:

  • развитие восприятия, внимания, памяти, мышления  у детей с речевыми нарушениями;
  • развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
  • совершенствование  артикуляционной, тонкой и общей моторики у детей;
  • автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-логопедом;
  • уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-логопедом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
  • закрепление сформированных учителем-логопедом грамматических категорий;
  • формирование диалогической и монологической речи  у воспитанников;
  • закрепление умений  звуко-слогового  анализа и синтеза;
  • подготовка детей к письму, формирование графических умений;
  • устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта
  • закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на логопедических занятиях;
  • сочетание всех видов деятельности дошкольников  с развитием и коррекцией речи;
  • формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения  
  • обеспечение необходимой познавательной и мотивационной  базы для формирования речевых умений.
  • Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  • Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях не бездефектном речевом материале.
  • Формирование связной речи.
  • Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Решение поставленных коррекционных задач  осуществляется воспитателем  на специально организованных занятиях, а также в течение всего  времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении в течение дня.

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ  ВОСПИТАТЕЛЯ

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
  2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
  3. Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
  4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.

Содержание данных занятий определено программой:

- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

- упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

- повторение лексико-грамматических упражнений;

- упражнение на развитие внимания, памяти, мышления.

      5. Фронтальные занятия по программе ДОУ (в соответствии с календарным планом  логопедической работы).

          Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

    6. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов,

        самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

        Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Документация воспитателя в группе для детей с нарушениями речи

При организации воспитательно-образовательного процесса в  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи у воспитателя  должны быть следующие документы:

  1. Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного    

          образования.

  1. Программа, по которой ведется обучение и воспитание детей ДОУ.
  2. Перспективно-календарный план воспитательно-образовательной работы с  

          детьми.

  1. Сведения о родителях.
  2. Тетрадь взаимосвязи  работы учителя-логопеда и  воспитателя.
  3. Тетрадь обследования детей группы.
  4. Протоколы родительских собраний.
  5. Расписание занятий.
  6. Индивидуальные тетради детей.

Организация деятельности воспитателя на занятиях

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и  подготовка к дальнейшему обучению в школе  обуславливают необходимость овладения  теми же видами деятельности, которые предусмотрены для  нормально развивающихся детей. Поэтому в группах для детей с нарушениями речи предусмотрены два вида занятий:

- коррекционно-развивающие занятия;

- общеобразовательные занятия.

Учитель-логопед проводит следующие виды коррекционно-развивающих занятий:

  • занятия по формированию звуковой стороны речи (подгрупповые);
  • занятия по развитию речи  (подгрупповые);
  • занятия по обучению грамоте (подгрупповые);
  • индивидуальные логопедические занятия.

Воспитатель проводит следующие виды общеобразовательных занятий:

  • ознакомление с окружающим и развитие речи;
  • формирование элементарных  математических представлений;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • конструирование;
  • сенсорика;
  • игра (сюжетно-ролевая и дидактическая)

Физкультурные занятия может проводить руководитель по физической культуре.

       Музыкально-ритмические занятия проводит  музыкальный руководитель.

Психолог проводит занятия по  игротерапии, развитию внимания, памяти, мышления, личности и формированию  навыков общения.

Количество занятий меняется в зависимости от года обучения и  периода  обучения.

 Расписание занятий составляется к  15 сентября на весь год и заверяется администрацией дошкольного учреждения.

Продолжительность подгрупповых занятий от 15 мин  до 25-30 мин.

Построение коррекционных занятий  воспитателя  опирается на ряд методических правил:

  1. Соответствие содержания занятий   лексическим темам и этапу коррекционного обучения
  2. Четкость, краткость, доступность всех инструкций, пояснений и вопросов на занятии
  3. Оптимальная умственная и речевая нагрузка детей на занятии. Малоэффективны и неинтересны детям как слишком легкие, так и сложные задания на занятии.
  4. Наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение задачам занятия. Устойчивость восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи ослабевает при однообразной и одноплановой работе. Чередование видов заданий способствует лучшему пониманию и усвоению материала на занятии.
  5. Обеспечение занятия  наглядным материалом, его правильный подбор. К дидактическому материалу предъявляются следующие требования: достаточный размер (форматы А-4, А-5 - санитарно-гигиенические нормы), соответствие возрасту, эстетичность, современность.
  6. Учет возрастных, речевых и психологических особенностей детей
  7. Обеспечение индивидуального подхода  на фоне коллективной работы на занятии
  8. Постоянная стимуляция и активизация деятельности детей на занятии, чередование психической и физической активности детей на занятии.

При проведении занятий следует также учитывать  и общепедагогические требования:

  • вопросы и инструкции адресовать как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально;
  • невнимательных детей и детей с ослабленным зрением следует размещать ближе к  объектам наблюдения;
  • демонстративный материал располагать на уровне глаз детей;
  • замечания делать  в корректной форме.

Для проведения занятий группа делится на две подгруппы: I подгруппа занимается с учителем-логопедом в логопедическом кабинете, II подгруппа в то же время – с воспитателем в групповой, после чего подгруппы меняются местами. На следующий день воспитатель сначала занимается с I подгруппой, а учитель дефектолог – со II. Деление на подгруппы осуществляется по результатам  комплексного обследования поступивших в группу детей.

Существует две точки зрения по вопросу объединения детей в подгруппы:

  1. Деление по принципу: «подгруппа с более высоким уровнем развития речи» и «подгруппа с более низким уровнем развития речи». Такой подход позволяет дифференцированно преподносить детям материал занятий, предлагать каждой из подгрупп свои  дополнительные коррекционные и развивающие задания. Однородность группы позволяет добиваться активности всех детей на занятии.
  2. Деление по принципу «смешанных подгрупп» -  в каждой подгруппе объединены дети с различными уровнями речевого развития. Такой подход позволяет на любом этапе коррекционной работы  объединять на занятия  детей с разными уровнями активной и пассивной речи. Правильные ответы детей с  более высоким уровнем речевого развития являются  образцом для всех остальных детей подгруппы.

При организации и проведении  занятий воспитателю необходимо  учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.

  • Объем восприятия у детей с общим недоразвитием речи  ограничен. Поэтому важно на занятии  четко выделять цель и  осуществлять ее реализацию   использованием  эффективных методов обучения.
  • Скорость восприятия  учебного материала  у детей в  группе не одинакова, но замечено, что  неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога  обеспечивает более полное понимание и усвоение материала.
  • Устойчивость восприятия  дошкольников с речевым недоразвитием  низкая  и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные  результаты дает  частая смена видов работы на занятии и сочетание в расписании различных занятий: например, развитие речи – рисование. Кроме того, в занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психо-эмоциональную нагрузку.
  • Уровень восприятия материала  индивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что  оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Воспитателю следует помнить, что все занятия -  ознакомление с окружающим и развитие речи, рисование, лепка, конструирование, аппликация,  игра, математика  проводятся в соответствии с лексическими темами, в рамках  которых  осуществляется  уточнение и активизация словарного запаса, совершенствуется связная речь, расширяются знания и представления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Сообщение на тему "Роль игровых технологий в речевом развитии детей логопатов"

Данный материал говорит о значительном влиянии игровых технологий на речевое развитие детей с ОВЗ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...