Особенности речевого развития детей 2 – 3 лет в норме и при задержке речевого развития
учебно-методический материал (младшая группа)

Рекомендации родителям о речевом развитии малыша

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobeenosti_rech_razv_2-3_letnego_reb.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития детей 2 – 3 лет в норме и при задержке речевого развития


Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

При норме развития у ребёнка с 3х до 5 месяцев отмечается время активного гуления, малыш распевает гласные, угукает и агукает. Проявляет «комплекс оживления» по отношению к взрослому.

К концу пятого месяца гуление сменяется лепетом: ребёнок начинает многократно произносить цепочки простых слогов ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба. Это ещё не осознанные слова, а лишь простые в произношении цепочки слогов.

К году лепет переходит в осмысленные простые слова мама, папа, баба, дай, бах. В этот период допускается замена сложных слов более простыми, подражательными. Примерное количество слов к концу года – от 10 до 25.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы только в том случае, если кроме них при общении используются ещё и слова.

К концу второго года жизни происходит «Лексический взрыв». В это время активно появляются первые фразы, короткие словосочетания с выраженным интонированием. Озвучивание предметов по просьбе. Регулярное использование уменьшительных суффиксов. Появление первых падежных окончаний и формы множественного числа. Оповещение о своих действиях. Происходит вытеснение из речи лепетных слов.

В возрасте от 2х до 3х лет у малыша активно развивается речь. Обогащается словарь, активно используются существительные и глаголы, в речи появляются слова-признаки, предлоги. Все эти слова ребёнок объединяет в фразы. В этом возрасте активно проявляется словотворчество, это нормальный этап речевого развития. Ребенок пробует «на вкус» разные виды словоизменения и словообразования и активно «творит» новые формы слов: «тёркает» вместо «натирает», «прыгачая» вместо «прыгучая», «стекловый» вместо «стеклянный», «лисиный» вместо «лисий» и т.д. Это очень интересный этап речевого развития, который закончится усвоением правильных лексико-грамматических форм русского языка к 5-ти – 6-ти годам. На данном этапе фразы простые и могут содержать ошибки в согласовании слов: «Это мой мама», «Я еду на машина». К 4м годам при норме речевого развития количество данных ошибок уменьшается, а в 5 лет встречается только при использовании новых слов или построении сложной фразы.

Тревожные симптомы:

у ребёнка нет гуления, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
«гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
появляются трудности с жеванием, глотанием;
к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.
к 2м годам отсутствуют фразы;
к 3м годам ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
прерывание речевого развитие, распад ранее полученных навыков.

При несоответствии возрастной норме речевого развития ребёнка нужно:

обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.
Уберите планшет и мультики, «развивающие» говорящие игрушки – спасение для перегруженной делами мамы, но они очень вредны для молчащего. Чем проще будет игрушка, тем больше вероятность, что захочется ее «озвучить».
Разговаривайте с ребёнком, постоянно общайтесь с ним, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Пойте песни, читайте короткие детские стихи, потешки, сказки. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией.
Из слов составляйте простые предложения, подкрепляйте их крупной и понятной для ребёнка картинкой.
Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику, используйте элементы массажа. Игры с мелкими предметами, пластилином, природным материалом способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи.
Побуждайте говорить. Задавайте простые вопросы («где?»), обращайтесь с посильными просьбами («дай машинку»), спрашивайте, как у него дела и т. д. Многие - молчуны выражают свои желания и просьбы жестами и мимикой. Не поддавайтесь.
Научите ребёнка сильному/плавному выдоху. Играйте вместе на дудочке, губной гармошке. Устройте «Бурю в стакане» или «Листопад».
Обеспечьте ребёнку активную речевую среду в коллективе сверстников.

Норма звукопроизношения у детей по возрастам


Полезная литература для родителей и совместных занятий с ребёнком:

Н.В. Нищева: Если ребенок плохо говорит.
Н.В. Нищева: Веселая артикуляционная гимнастика.
Н.В. Нищева: Расти, малыш! Занимаюсь с логопедом. Вызывание фразовой речи у детей с 2 до 3 лет.
Н.В. Нищева: Занимаемся вместе. Ранний возраст. Домашняя тетрадь.

Игры для развития мелкой моторики и познавательных процессов из подручных материалов:

Лабиринты
Чудесный мешочек
Что в коробке?
Бусы для мамы
Достань пушистый комочек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

Особенности речевого развития детей в норме

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю  внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внутренней и вн...

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи...

Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития

В презентации рассматривается особенности всех сторон речи у детей с задержкой психического развития...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...