Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"
методическая разработка по логопедии на тему

Данная памятка познакомит родителей с правилами выполнения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_artikul_gimn.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка о Весёлом язычке»

Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно (показать язык и спрятать). Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке (упражнение «Лопатка»). Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки (упражнение «Горка»), потом на качелях (упражнение «Качели»). Пощелкал кончиком от удовольствия (упражнение «Лошадка»). А потом Язычок полакомился вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье»), которое было в красивом ковшике и съел конфетку. Посмотрел на часики (упражнение «Часики») – поздно уже. И пошёл домой (упражнение «Ступеньки»). А дома губки его наказали, за то, что он так долго гулял (пошлепать язык губами и проговаривать пя-пя-пя ). Почистил Язычок зубки (упражнение «Чистим зубки») и лег спать в свою теплую постельку.

Для вас, родители!

  • Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в считалках»
  • Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
  • И.А. Волошина «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»
  • И.А. Волошина «Артикуляционная гимнастика для девочек»
  • И.В. Нищева «Весёлая артикуляционная гимнастика»
  • О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика»
  • Н.В. Рыжова «Артикуляционная гимнастика для малышей»

Для заметок

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с № 87 компенсирующего вида города Тюмени

Материал подготовила

учитель-логопед Т.С. Воробьева

Тюмень, 2015 год

Артикуляционная гимнастика – это ряд упражнений для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти, помогающие подготовить артикуляционный аппарат к употреблению того или иного звука.

Основная цель всех артикуляционных упражнений – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции,

Причины, по которым необходимо выполнять артикуляционную гимнастику

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».  Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. 

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг. 

        Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения. 

        Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего малыша. 

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Гимнастика для глаз

для детей старшего дошкольного возраста...

Памятка для родителей Гимнастика для глаз

для детей старшего дошкольного возраста...

Памятка для родителей Гимнастика для глаз

для детей старшего дошкольного возраста...

Памятка для педагогов "Гимнастика для глаз по системе В.Ф. Базарного"

В буклете представлена специальная гимнастика для глаз, разработанная группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного....

Памятка для родителей "Гимнастика для пальчиков"

В данном материале можно найти описание с примерами всех видов гимнастики для рук и пальцев, которые можно использовать при работ с детьми, для улучшения моторики....

Памятка для родителей "Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста"

Памятка для родителей "Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста"...

Памятка для родителей "Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста"

Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста...