Современный подход в формировании грамматического строя у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Тихоновцева Оксана Геннадьевна

В данном материале говорится об актуальности работы по развитию и  формированию грамматического строя у дошкольников. Представлены разделы работы по развитию и формированию грамматического строя.Предлагаются игры и упражнения для развития грамматических категорий как для педагогов, так и для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

       Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

       Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.

        На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д. Следовательно, задача воспитателей сформировать грамматические категории у воспитанников становится особенно значимой.

       Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы:

1. Словоизменение:

категории числа: «Один - много»(стол – столы, красивый – красивые, едет – едут);

- категории рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце);

- категории падежа:

родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?»;

дательный падеж: «Подарить кому?»;

винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;

творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»;

предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».

2. Словообразование:

- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

- образование существительных от существительных;

- образование прилагательных от существительных;

- образование приставочных глаголов;

- образование глаголов от существительных и звукоподражаний;

- образование сложных слов.

3. Согласование:

- существительных с местоимениями;

- существительных с прилагательными;

- существительных с числительными;

- глаголов прошедшего времени с местоимениями.

4. Формирование фразы:

- простые нераспространённые предложения;

- распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения);

- предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции);

- сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да»);

- сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы» и др.).

      Работу по формированию грамматического строя речи необходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми. Это позволяет создать эмоционально-положительный настрой у ребёнка, что в свою очередь приводит к большей эффективности в работе. Источники и факторы развития языка ребёнка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические методы и приёмы.

     Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

  • настольно-печатные;
  • дидактические;
  • подвижные игры;
  • сюжетно – ролевые;
  • компьютерные игры.

Существуют настольно-печатные игры, способствующих формированию грамматических категорий:

«Один - много» – закрепление формы множественного числа имён существительных;

«Что без чего?» – формирование навыка образования существительных родительного падежа; (без чего не бывает зимы?)

«Скажи какой, какая, какое?» (слайд № 8) – формирование навыка словообразования (относительных прилагательных: сок из яблок - яблочный);

«Весёлый счёт» – закрепление умения согласования числительных с существительными; (1 ветка, 2 ветки……5 веток и т.д.);

«Назови ласково» – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных (вишня – вишенка).

На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи.

Рассмотрим, всем известную настольно-печатную игру «Лото .

На материале данной игры можно отрабатывать:

- согласование существительных с местоимениями, с прилагательными, с числительными: Чья белка? Чей крот? Какая белка?

- падежные формы имён существительных.

У кого пушистый хвост? У кого длинные уши? (Р.п.)

Кем была белка? Кем был медведь? (Т. п.)

Кому дадим орехи? Кому дадим мёд? (Д. п.)

О ком скажем: рыжая? О ком скажем колючий? (П.п.);

- образование уменьшительно - ласкательные существительные белка-белочка, заяц-зайчик.

образование прилагательных от существительных: чьи у белки лапы? – беличьи, чей у медведя хвост? – медвежий, чьи у льва уши? - львиные.

      Следующий вид игр – это словесныедидактические игры. Это самые известные и широко применяемые игры, например: «Жадина», «Кому что нужно», «Волшебные очки», «Один-много», «Хвастунишки», «Чего много?» и т.д. На самом деле почти каждую настольно-печатную игру можно использовать, как словесно-дидактическую.

      Предлагаем еще один вид игр – подвижные игры. Подвижные игры освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. И, конечно, побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над формированием грамматического строя речи. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры-аттракционы.

Игры с мячом:

«Лови и бросай, и цвета называй» (согласование существительных с прилагательными).

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Примеры:

красный – мак, огонь, флаг;

оранжевый – апельсин, мяч;

желтый – цыплёнок, одуванчик.

«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных).

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У коровы

голова …», а ребёнок, бросая мяч обратно педагогу, заканчивает: «… коровья».

Примеры:

у кошки голова – кошачья;

у зайца голова – заячья;

у лошади голова – лошадиная;

у медведя голова – медвежья;

у собаки голова – собачья.

«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний)

Мы конечно, не забыли,

Кем ещё вчера мы были.

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из педагогов, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыплёнок – яйцом;

лошадь – жеребёнком;

корова – дуб – жёлудем;

рыба – икринкой.

«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)

яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;

мальчик – мужчиной;

гусеница – бабочкой;

головастик – лягушкой.

      Очень хочется отметить и сюжетно-ролевые игры, так любимы нашими детьми. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.

     Таким образом, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей ДОУ. Описаны задачи формирования грамматически правильной речи детей. Приведены примеры грамматических ошибок в речи детей и их причины.  Обозначены пути формировани...

Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в р...

Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста

В презентации представлены особенности развития связной речи дошкольников. А также примеры морфологических ошибок в речи детей....

Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Презентация разработана к семинару для воспитателей по  теме " Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста"   и является  дополнением к выступлению...

Лэпбук как средство формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы педагога, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка [2].Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития...

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Во многом это связано с небогатым арсеналом у воспи...

Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

В презентации для ознакомления воспитателям дается информация о том, из каких компонентов состоит грамматический строй речи, периоды его формирования у дошкольников, примеры самых распространенных гра...