Конспект логоритмического занятия "В гости к Солнышку"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кузнецова Людмила Ивановна

Основополагающий принцип построения логоритмического занятия  - взаимосвясь музыки, речи и движения. Сюжетно-тематическая организация занятия "В гости к Солнышку" позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу, в которой дети чувствуют себя комфортно и проявляют активность. Представленный материал содержит самоанализ проведённого логоритимичекого занатия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logoritmika_v_gosti_k_solnyshku.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Кузнецова Л.И., музыкальный руководитель Мазалова Е.В.

      Конспект логоритмического занятия

«В гости к Солнышку» в старшей логопедической группе «Улыбка»

для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Цель: вызвать у детей речевую, музыкальную и двигательную активность через  игровой сюжет.

Коррекционно-образовательные задачи:

закрепить правильное произношение шипящих, сонорных звуков во фразовой речи, активизировать словарь существительных, закрепить названия животных, птиц, насекомых нашего края, умения детей отвечать полными предложениями на вопросы, правильно строить фразу, упражнять детей в подборе слов-признаков,  в ориентировке в пространстве собственного тела, формировать двигательные умения и навыки.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать артикуляционную моторику, мимику, голосовые функции,  речевое дыхание, совершенствовать общую моторику, точность движений, координацию движений с речью и музыкой, чувство ритма и музыкального темпа, развивать слуховое восприятие, внимание, певческие навыки, умение расслаблять мышцы тела, правильно распределять мышечную нагрузку, развивать пространственные представления, способность свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов.

Коррекционно-воспитательные задачи:

создать условия для психологического комфорта и эмоционального благополучия детей, воспитывать выразительность речи, любовь к природе, умение действовать дружно в коллективе, формировать правильную осанку, коммуникативные навыки, навыки самоорганизации и самоконтроля.

Материалы: музыкальные записи: пьеса С. Прокофьего «Утро», звуки леса, музыка для релаксации, песня «Волшебный цветок» Ю. Чичкова; фортепианное сопровождение: марш, полька, дождик,  народная песня «Калинка малинка», хоровод «В гости к Солнышку»; плоскостное изображение солнца и солнечного зайчика, игрушка Капелька, зонт,  разноцветные цветы; зал оформлен по сюжету занятия: облака, птицы, цветы, деревья.

                                               Организация деятельности.

1.Оргмомент.

   Дети входят  в зал под звучание пьесы «Утро» С. Прокофьего.

   Логопед рассказывает стихотворение на фоне музыки.

             Ночь уходит на покой

             И уводит за собой

             И сверчка, и светлячка,

             И ночного мотылька.

             Те, кто ночью залетали к нам в раскрытое окно,

             Трепетали, стрекотали,

             Где-то спят уже давно,

             Залетает сыч в дупло…

             Рассветает, рассветает,

             Рассветает…рассвело!

                                         В. Данько.

2. Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили»

     (Метод В. В. Емельянова)

    Дили-дили, диди-дили!       Дети произносят «динь-динь!...» на разной высоте 

    Колокольчики будили         в  высоком  регистре.

    Всех жуков,                         Произносят «ж – ж – ж» на продолжительном   выдохе

    Пауков                                 Произносят «х-х-х» на коротком энергичном выдохе.

    И весёлых мотыльков        Нежный звук вверх и вниз на гласную [у].

    Дили-дили, диди-дили!      Дети произносят «динь-динь!...» на разной высоте

    Колокольчики будили                                                              в  высоком  регистре.

    Всех зайчат,                        Произносят «Бл-л-л..» в высоком регистре на выдохе.

    Всех ежат,                          Произносят «Ф-Ф..» резко вдыхая, работая  диафрагмой.

    Всех ленивых медвежат.    Произносят «р-р-р…», пропевая  восходящие,    восходящие трихорды.

    И воробушек проснулся,     Произносят «чик-чирик!» в разных регистрах.

    И галчонок встрепенулся.  Произносят «кра! кра!», очень громко в среднем  регистре.

     Дили-дили, диди-дили!         Дети произносят «динь-динь!...» на разной  высоте  в  высоком  регистре.

     Встали все, кого будили!     Кричат «Ура!» и поднимают руки.

     Солнышко сказало:               Дети пропевают «а-а-а…» на легато, поднимаясь

     Мне пора взойти!                  от нижнего звука к верхнему.

     Травка зашептала:                Произносят «ш-ш-ш…» на длительном выдохе.

     Мне пора расти!

     Пчёлы загудели:                    Пропевают «ж-ж - …» в пределах терции.

     Мёд пора собрать!

     Птицы загалдели:                  Пропевают «чик-чирик»…» в высоком и среднем  регистре.

     Летать, летать, летать!

3.  Ритмическая разминка «Тропинка».

    Логопед Дети, сегодня мы приглашаем вас,  отправиться в гости к Солнышку.

     Мы пойдём  по тропинке, а в пути нам будет помогать музыка.

     Если вы услышите, что  звучит марш, мы будем иди чётким, уверенным шагом.

     Если зазвучит музыка быстрая, лёгкая, весёлая, мы побежим на носочках,  руки на поясе, спинки прямые.

     Если вы услышите музыку медленную, лирическую, то можно отдохнуть, присесть на тропинке. Итак, в путь!

4. Произношение чистоговорок, пословиц. Автоматизация звука [л].

    Логопед. Дети, давайте произнесём чистоговорки, постарайтесь правильно произнести звуки [л]- [л’].

    Ало-ало-ало  - солнце по небу гуляло.          Дети покачивают «фонарики»

    Пло-пло-пло – на улице   тепло.                   Сжимают и разжимают пальцы. 

    Ли-ли-ли – мы гулять пошли.                        Хлопают ладонями по коленям.

    Логопед: Дети, вспомните пословицы о солнце.

5. Развитие координации речи, движений, музыки, певческих навыков.

   Хороводная игра  «В гости к Солнышку»

    Логопед: дети, чтобы нам было веселее в пути, давайте споём

    Ой, что за народ?                                        Дети идут по кругу, взявшись за руки.

    В гости к солнышку идёт! 2 раза.  

    Девочки!                                                      Девочки делают шаг в круг, и назад, руки на поясе.

    Мальчики!                                                   Мальчики шаг в круг и назад, руки за спиной.

    В гости к солнышку идут                           Взявшись за руки, идут дробным шагом, сужая круг и расширяя.

    Песню звонкую поют!

                          На проигрыш идут по кругу, взявшись за руки.

6. Активизация словаря по теме дикие животные, птицы леса, насекомые.

    Логопед. Дети, мы оказались на лесной лужайке. Скажите, кого мы можем, здесь  встретись? (Дети называют насекомых, птиц, животных)

 7. Музыкально-ритмическое упражнение на развитие внимания, творческого  воображения «На лужайке»

     Логопед: Давайте  немного погуляем на лужайке.

     Но помните, во время прогулки может пойти дождик. Если вдруг услышите,  что начинается дождик, бегите скорее ко мне под зонтик.

     Дети, какое у вас сейчас настроение?  Попробуйте передать хорошее настроение с помощью движений и музыки.

     Звучит полька, дети выполняют танцевальные движения.

     Смена музыки, начинается дождь, дети бегут под зонтик.

8. Автоматизация звуков [ж], [щ].

    Логопед. Чтобы дождик быстрее закончился, давайте вспомним русскую народную закличку, постарайтесь чётко проговаривать звуки [ж], [щ].   

          Дождик, дождик веселей,

          Капель дождик не жалей,

          Брызни в поле пуще:

          Будет травка гуще!

          Дождик, дождик, ты нам нужен,

          Будем шлёпать мы по лужам!

 9. Темпо-ритмическое упражнение «Передай Капельку по кругу»

     Логопед. Дети, кажется, дождик закончился. Посмотрите, одна Капелька осталась с нами. (Логопед показывает игрушку Капельку)

      Эта Капелька музыкальная, и она хочет с нами поиграть.

     Дети становятся в круг, передают Капельку друг другу, ориентируясь на темп и ритм музыкального сопровождения.

       (Звучит русская народная песня Калинка-малинка)

10. Аутотренинг «Волшебный сон».

     Логопед. Дети вы  устали в пути, давайте немного отдохнём, ложитесь на   мягкую травку и постарайтесь расслабиться.

     Звучит музыка,  дети лежат на ковре.

     Логопед (спокойным, ровным голосом)

              Реснички опускаются,

              Глазки закрываются.

              Наступает волшебный сон.

              Наши ручки отдыхают,

              Отдыхают, засыпают.

              Наши ножки отдыхают,

              Отдыхают, засыпают.

              Дышится легко,

              Ровно, глубоко.

              Губки чуть приоткрываются,

              Всё чудесно расслабляется,

              Дышится легко,

               Ровно, глубоко.

               Хорошо нам отдыхать!

               Но пора уже вставать!

               Крепче кулачки сжимаем,

               Их повыше поднимаем.

               Потянуться, улыбнуться,

               Открыть глазки и проснуться!

11. Упражнение «Цветы». Развитие мимических мышц.      

     Звучит волшебная музыка.

     Логопед. Дети, пока мы отдыхали, мы оказались на «Волшебной поляне»!

                     Вы теперь не просто дети,

                     Вы волшебные цветочки.

                     Весеннего солнышка дружочки!

        Сначала цветы испугались,

        Очень заволновались,

        Потом они удивились,

        И с нами цветы подружились,

        Нам  они улыбались

        И весело с нами смеялись!

12. Музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» Ю. Чичкова

13. Развитие координации речи и движений с музыкой. Автоматизация звуков [л]- [р’].

      Логопед. Дети, ну где же наше Солнышко? Давайте позовём его.

                  Народная  закличка «Солнышко»

      Солнышко-солнышко,          Дети поднимают руки вверх и вращают кистями.

      Выйди из-за морюшка!       Манят солнце руками.

      Твои детки на лугу              Прижимают ладони к груди.

      Гнут берёзоньку в дугу,      Качают поднятыми над головой руками.

      Зарю величают,                 Разводят руки в стороны, ладони развёрнуты  вверх.

      Тебя ожидают!                   Поднимают руки, протягивают ладони к солнышку.

14. Активизация словаря, упражнение в подборе слов-признаков.

      Звучит волшебная музыка, появляется плоскостное изображение солнца.

       Логопед. Дети,  поприветствуем Солнышко и скажем ему добрые

      слова, которые отвечают на вопрос какое Солнышко?

      Дети. Солнышко доброе, ласковое, яркое, красивое, весёлое, лучистое.

15. Упражнение на ориентировку в пространстве собственного тела.

       Игра «Поймай солнечного зайчика»

       Логопед. Дети Солнышко посылает вам солнечного зайчика, поиграйте с ним. Поймайте солнечного зайчика над головой, слева, у правого уха, за спиной, у левого глаза, перед грудью.

16. Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей.

      Логопед. Дети, предлагаем для Солнышка в подарок сплести венок. Посмотрите, сколько разноцветных цветов, выберите тот цветок, который соответствует вашему настроению, расскажите Солнышку о нашем путешествии, в какие игры мы играли, что вам особенно было интересно.

17. Подведение итога.

     Логопед. Дети мне хочется поблагодарить вас за интересное путешествие,

     Солнышку было очень приятно познакомиться с такими весёлыми, добрыми ребятами, и оно посылает вам солнечного зайчика, которого зовут Лучик. Вы обязательно с ним подружитесь. Лучик любит играть, а ещё задавать вопросы, на которые,  вы с удовольствием ответите. Давайте попрощаемся с Солнышком и скажем ему до свиданья!

     (Звучит позитивная музыка, дети уходят из зала.)

Самоанализ логоритмического занятия «В гости к Солнышку»

 в старшей логопедической группе «Улыбка» для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Учитель-логопед: Кузнецова Л. И.

 

Тема: «В гости к Солнышку»

Цель: вызвать у детей речевую, музыкальную и двигательную активность через  игровой сюжет.

Коррекционно-образовательные задачи:

 закрепить правильное произношение шипящих, сонорных звуков во фразовой речи, активизировать словарь существительных, закрепить названия животных, птиц, насекомых нашего края, умения детей отвечать полными предложениями на вопросы, правильно строить фразу, упражнять детей в подборе слов-признаков,  в ориентировке в пространстве собственного тела, формировать двигательные умения и навыки.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать артикуляционную моторику, мимику, голосовые функции, совершенствовать общую моторику, точность движений, координацию движений с речью и музыкой, чувство ритма и музыкального темпа, развивать слуховое восприятие, внимание, певческие навыки, умение расслаблять мышцы тела, правильно распределять мышечную нагрузку, развивать пространственные представления, способность свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов.

Коррекционно-воспитательные задачи:

создать условия для психологического комфорта и эмоционального благополучия детей, воспитывать выразительность речи, любовь к природе, умение действовать дружно в коллективе, формировать правильную осанку, коммуникативные навыки, навыки самоорганизации и самоконтроля.

        Данное занятие имеет место в системе логоритмических занятий, проводимых в старшей логопедической группе в МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Капелька».

Сюжетно-тематическая организация занятия позволила создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побудила каждого ребёнка принять активное участие в коррекционно-развивающей деятельности, поддерживала положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание на протяжении всего занятия, способствовала активизации речи детей в различных игровых моментах.

Основополагающий принцип проведения занятия – взаимосвязь речи, музыки и движения. Музыка является организующим и руководящим началом практически на каждом этапе занятия.

В качестве оргмомента, для того, чтобы снять психоэмоциональное напряжение, мобилизовать внимание детей, было использовано  музыкальное произведение  пьеса С. Прокофьего «Утро» и художественное слово стихотворение В. Данько.

Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили» по методу В. В. Емельянова было направлено на развитие голоса, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. С целью снятия двигательной напряжённости, скованности, в начало занятия была включена ритмическая разминка «Тропинка», которая была направлена  на развитие координации движений рук, ног во время ходьбы и бега, формирование правильной осанки, слухового внимания.

 Речевой материал подобран, на наш взгляд, удачно, соответствовал сюжетной линии. Для закрепления труднопроизносимых шипящих и сонорных звуков, для развития координации речи и движений, воспитания просодических компонентов речи, были подобраны чистоговорки, пословицы, народные заклички «Дождик», «Солнышко». Для развития координации речи с музыкой и движениями, развития певческих навыков и автоматизации шипящих и сонорных звуков  была включена коммуникативная игра хоровод «В гости к солнышку».

В игровой ситуации на лужайке, дети закрепили названия животных, птиц, насекомых нашего края, упражнялись в правильном построении предложений. Музыкально-ритмическое упражнение «На лужайке» направлено на тренировку высших психических функций, внимания, наблюдательности, тормозных реакций, развитие координации движения с музыкой, а темпо-ритмическое упражнение «Передай Капельку по кругу» на развитие чувства ритма. В середине занятия, для того, чтобы предупредить переутомление детей был проведён аутотренинг «Волшебный сон», который сопровождала релаксационная музыка. Игровая ситуация на «Волшебной поляне» была создана с целью внести новый эмоциональный заряд в занятие, организовать детей на дальнейшее выполнение заданий, так в упражнении «Цветы» дети тренировали мимические мышцы. Музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» способствовала развитию координации движений, чувства темпа и ритма. В игровой ситуации встреча с Солнышком, дети упражнялись в подборе слов признаков, а в игре с Солнечным зайчиком, упражнялись в ориентировке в пространстве собственного тела.

Занятие построено с учётом деятельностного подхода, при соблюдении принципа здоровьесберегающих технологий. Применение различных игровых приёмов, эффективное использование наглядного  материала, удачное музыкальное сопровождение, способствовали  сохранению интереса детей на протяжении всего занятия, активному включению их в деятельность. В конце занятия  была сделана рефлексия, на основе тестовой методики Люшера, адаптированный вариант,  которая была проведена в игровой форме и позволила определить эмоциональное состояние детей.

На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. Считаем педагогические цели достигнутыми, задачи реализованы.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет/ М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.
  2. Панферова И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике//Логопед. – 2011. - № 2. – 17-30 с.

Фотоматериалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия ОНР. В гости к бабушке Алене.

Дети отправляются в деревню к бабушке, чтобы познакомиться с домашними животными. По дороге  они посещают лес, где встречают диких животных.Закрепление лексических тем "Домашние животные", "Дикие...

Конспект логоритмического занятия в старшей коррекционной группе «В гостях у Снеговика»

Программное содержание: вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать умение ориентироваться в пространстве, чувство ритма, развивать мелкую моторику, плавность и выр...

Конспект логоритмического занятия с элементами театрализованной деятельности "Весенний лес. В гостях у медвежат." для детей старшего возраста.

Задачи:выработка навыков движения в колонне и умения ходить с перешагиванием через воображаемую преграду, развитие слухового внимания;активизация словарного запаса;развитие музыкального слуха, певческ...

Конспект логоритмического занятия "В гости к зимушке"

Конспект логоритмического занятия "В гости к зимушке"...

" Конспект логоритмического занятия в старшей возрастной группе.» «КАК МУРАВЬИШКА ДОМ СОЛНЫШКА ИСКАЛ»

quot; Конспект логоритмического занятия в старшей возрастной группе.» «КАК МУРАВЬИШКА ДОМ СОЛНЫШКА ИСКАЛ»...

" Конспект логоритмического занятия в старшей возрастной группе.» «КАК МУРАВЬИШКА ДОМ СОЛНЫШКА ИСКАЛ»

quot; Конспект логоритмического занятия в старшей возрастной группе.» «КАК МУРАВЬИШКА ДОМ СОЛНЫШКА ИСКАЛ»...

Конспект логоритмического занятия «В гости к Солнышку»

Конспект логоритмического занятия «В гости к Солнышку»...