Конспект логоритмического занятия в старшей коррекционной группе «В гостях у Снеговика»
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) на тему

Чикризова Марина Сергеевна

Программное содержание: вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать умение ориентироваться в пространстве, чувство ритма, развивать мелкую моторику, плавность и выразительность речи, речевой слух и речевую память, укреплять мышцы органов артикуляции, развивать их подвижность, корригировать звукопроизношение, укреплять гортань и прививать навыки речевого дыхания, развивать эмоциональную сферу, выразительность невербальных средств общения, воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время, эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ефимова Марина Сергеевна

Конспект логоритмического занятия в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР на тему «В гостях у Снеговика»

Учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2 г. Шебекино Белгородской области» Ефимова М.С.

        Программное содержание: вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать умение ориентироваться в пространстве, чувство ритма, развивать мелкую моторику, плавность и выразительность речи, речевой слух и речевую память, укреплять мышцы органов артикуляции, развивать их подвижность, корригировать звукопроизношение, укреплять гортань и прививать навыки речевого дыхания, развивать эмоциональную сферу, выразительность невербальных средств общения, воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время, эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы.

        Предварительная работа: заучивание стихотворений Я. Акима «Первый снег», Жука «Снежный дом», рассматривание картины «Зимние игры», чтение стихотворений о зиме и о снеговике.

        Оборудование: елочка, игрушка Снеговик, конверт с письмом, «снежок», «снежинки» на ниточках, картонные трубочки, «сухие» бассейны с фасолью и пластиковыми «льдинками», схемы ритмических рисунков, снежинки с картинками для артикуляционной гимнастики, снежинка с чистоговорками, прозрачная коробка из-под торта с зимним пейзажем и тертым пенопластом с отверстиями, в которые вставлены соломки для коктейля, бумажные детали снеговиков, магнитофон, покрывало, «дорожки» для разных видов ходьбы, индивидуальные зеркала, портреты снеговика, магнитофон

Ход занятия

        1) Орг. момент. Дети заходят в зал и здороваются с гостями.

        - Дети, сегодня я получила письмо. Как вы думаете, от кого оно? (Показываю конверт, на котором нарисован снеговик.) (От снеговика.)         

        - Хотите узнать, что пишет снеговик? (Да.) (Открываю конверт, достаю письмо.) Дети, снеговик приглашает нас к себе в гости, чтобы поиграть с ним, а куда, угадайте.

        Загадка:

        Дом со всех сторон открыт,

        Он резною крышей крыт.

        Полон сказочных чудес,

        Что это?           (Лес)

        - Правильно, снеговик приглашает нас в зимний лес. Дети, вы согласны пойти в лес к снеговику? (Да!)

        2) Координация речи с движением.

        На дворе мороз и стужа,

        Одеваться тепло нужно!                    (Дети имитируют движения:

        В путь нелегкий собираемся,            одеваются, обуваются)

        В шубы, куртки одеваемся,

        Шарфик, шапки, рукавички…

        Обуем теплые сапожки, –

        Чтоб не мерзли наши ножки!

        - Ну что, в путь? Ай да во двор!

        3) - А на улице зима

              Все дорожки замела.

              Кружит в небе хоровод,

              Словно в сказке снег идет.

        Хоровод «Выпал беленький снежок».

        Выпал беленький снежок,            (Дети становятся в круг)

        Соберемся мы в кружок.

        Снег, снег, белый снег,                 (Поднимают руки вверх и медленно

        Засыпает он нас всех.                    опускают их, пошевеливая пальцами)

        Не боимся мы пороши,

        Ловим снег – хлопок в ладоши,   («Ловят»)

        Руки в стороны, по швам,             (Разводят руки в стороны, опускают

        Снега хватит нам и вам.                руки по швам)

        4) - Давайте изобразим падающий снег.

        Упражнение на координацию речи с движением:

        На поляну, на лужок             (руки поочередно вверх-вниз)

        Тихо падает снежок.      

        Улеглись снежинки,              (приседают, плавно взмахивая руками)

        Белые пушинки.                

        Но подул вдруг ветерок,       (присели, взмахи руками над головой)

        Закружился снежок,              

        Пляшут все пушинки,          (встают, кружатся)

        Белые снежинки.

        5) - Во дворе белым-бело, сколько снегу намело! Дети, давайте слепим снежки!

        П.Г. «Снежок».

        1, 2, 3, 4 –

        Мы с тобой снежок слепили.        («лепят» снежок)

        Круглый,                                       (пальцы соединены, изображают круг)

        Крепкий,                                       (сжимают ладошки)

        Очень гладкий,                            (гладят ладошки друг о друга)

        И совсем-совсем не сладкий!     (грозят пальчиком)

        Раз – подбросим!                         (подбрасывающие движения руками)

        Два – поймаем!                            («ловят»)

        Три – уроним и сломаем!            («бросают» «снежок» на пол,

                                                                 топчут ногами)

        6) - Ой, смотрите, наши снежки рассыпались на мелкие комочки. Давайте с ними поиграем.

        (Сухие бассейны с фасолью.)

        - А теперь найдите в бассейне прозрачные льдинки.

        - Дети, а я для вас слепила волшебный снежок – он укажет нам путь в лес к снеговику.

        (Бросаю снежок.)

        Все вместе: «Ты, снежок, в лес катись, да смотри, не ошибись! Приведи нас к снеговику!

        7) - Ну что, пойдем? (Под музыку):

        1, 2, 3, 4, 5 – в лес отправимся гулять.            

        По извилистым дорожкам                 (идут по «извилистой» «дорожке»)

        Потихоньку мы пойдем! («Топ-топ-топ»)

        На носочки дети встали,                    (встают на носочки,

        По дорожке побежали. («Чок-чок-чок»)      бегут)

        Постарайтесь так пройти,                  (идут по узкой  прямой дорожке)

        Чтоб с тропинки не сойти! («Ох-ох-ох»)

        Вот и кончилась тропинка,              (идут по кругу шагом лыжников:

        Снег глубокий – берегись!               руки согнуты в локтях и сжаты в

        Мы наденем с вами лыжи,               кулачки, ноги скользят по полу)

        Здесь без лыж не обойтись. («Ш-ш-ш»)

        8) - Остановитесь. Чтобы не заболеть, давайте сделаем массаж лица.         

Массаж БАЗ «Неболейка».

        а) Чтобы горло не болело            

            Мы его погладим смело.            

        б) Чтоб ни кашлять, ни чихать,    

            Надо носик растирать.              

        в) Лоб мы тоже разотрем,            

            ладошки держим козырьком.  

          г) Щечки теперь разотрем            

            Ладошками своими.

        д) А губы обведем по кругу          

            До самой бороды.

        е) От подбородка до ушей            

            Улыбка красит малышей!

        ж) Знаем, знаем, да-да-да,

             Нам простуда не нужна.

        9) - Замерзли? Давайте погреемся!

        Мы погреемся немножко,

        Мы похлопаем в ладошки. (3 ритмических рисунка по схемам)

        Ножки тоже мы согреем,

        Не боимся мы метели. (2 ритмических рисунка по схемам)

        10) - Пора в путь! Не страшна нам стужа, мы шагаем друг за дружкой!

Выше ноги поднимай и уверенно шагай! («С-с-с»)

        - Вот мы и добрались до опушки леса. Здравствуй, лес, дремучий лес! Ты полон сказочных чудес!

        - Дети, смотрите, как красиво в лесу! Пришла девушка Беляна, побелила всю поляну! Ой, а вот и наш снеговик! Здравствуй, снеговик!

        - Смотрите, что это за ледяные звезды кружатся вокруг него? (Снежинки.)

        (Подходим к снежинкам, любуемся.)

        11) Упражнение на выработку воздушной струи «Снежинки». 

        Подуйте на снежинки, понаблюдайте за их кружением, пока я читаю стихотворение:

        Ой, летят, летят снежинки,

        Белоснежные пушинки.

        Это зимушка-зима

        Рукавами повела.

        Все снежинки закружила

        И на землю опустила.

        Стали звездочки кружиться,

        Стали на землю ложиться.

        Нет, не звезды, а пушинки,

        Не пушинки, а снежинки.

        12) - Дети, на улице морозно. Снеговик просит вас изобразить мороз.         Фонопедическое упражнение «Мороз».

        Вышел на просторы погулять мороз.

        «Топ-топ! Чап-чап!» (2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям)

        Белые узоры в косах у берез.

        «У-У» (короткие звуки на разной высоте)

        Снежные тропинки, голые кусты.

        «Ш…» (потирая ладони друг о друга)

        Падают снежинки тихо с высоты.

        «П!.. П!..» (постепенно опуская руки вниз)

        В белые метели, утром до зари,                    (прижать руки к груди и,

        В рощу прилетели стайкой снегири.   произнося, резко разводить        «Ф-Ф…»                                                            их в стороны)

        Зиме, морозу рады зайчики и белочки,        (показывают «ушки»)

        И радуются снегу и мальчики и девочки.    (показывают друг на друга)

        13) - А теперь снеговик просит вас изобразить вьюгу.

        Упражнение для развития дыхания и голоса «Вьюга» (через трубочку).

        Старая, седая, с ледяной клюкой,

        Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

        Воет вьюга: «у-у-у-У-У-У».               (с усилением звука)

        Застонал лес от вьюги: «о-о-о-о».     (тихо, высоким голосом)

        Тяжело стонут дубы: «О-О-О-О».     (громко, низким голосом)

        Стонут березы: «о-о-о-о».                  (тихо, высоким голосом)

        Шумят ели: «ш-ш-Ш-Ш».                  (с усилением звука)

        Стихает вьюга: «У-У-у-у-у».        (с ослаблением голоса)

        14) - Снеговик предлагает вам устроить настоящую вьюгу.

        Игра на дыхание «Вьюга» (дуют через соломки для коктейля в прозрачную коробку с зимним пейзажем на тертый пенопласт).

        Читаю стихотворение:

        Завертелась вьюга,

        Словно карусель.

        Медленно сначала,

        А потом быстрей.

        Ничего не видно,

        Все белым-бело.

        Наконец-то стихло,

        Землю замело.

        15) - Ой, снеговик говорит, что наша вьюга сломала других снеговичков, его друзей. Давайте поможем их собрать. Выбирайте себе детали снеговичков и приступайте к выкладыванию на волшебной полянке. (Дети выкладывают из бумажных деталей снеговичков под «Песню снеговика».)

        После окончания работы дети читают стихотворение:

        1-й ребенок:

        Дело сделано! Ура!

        Слепили мы снеговика.

        Мы скатали снежный ком – вот такой! (Показывает движением рук)

        А потом поменьше ком – вот такой!

        А наверх поставили мы маленький комочек!

        Вот и вышел снеговик, снеговичок,

        2-й ребенок:

        Снег, ведерко, да морковка,

        Да уменье, да сноровка,

        Вот и вышел снеговик, снеговичок,

        Очень милый толстячок!

        16) Мимические упражнения

        - Ой, смотрите, как похожи друг на друга наши снеговички, но в тоже время они чем-то отличаются? Чем же они отличаются? (Мимикой.)

        - Данил, какой у тебя получился снеговик? (Грустный.) Давайте и мы покажем грусть на лице. (И т.д. дети изображают на лице удивление, радость, слезы, сердитость.)

        17) - Ой, смотрите, у снеговика в руках снежинки, а на снежинках какие-то картинки. Да это он предлагает нам поиграть с язычком!

        Артикуляционная гимнастика.

        а) Картинка «Сосулька». (Упр. «Иголочка»)

        Язычок сосулькой

        Вытянем вперед.

        Не страшны морозы –

        Ведь сосулька лед.

        б) Картинка «Горка». (Упр. «Горка»)

        Язычок за зубки ставим,

        Его спинку выгибаем.

        Наши горки хороши,

        Ай да кататься, малыши!

        в) Картинка «Санки». (Упр. «Чашечка»)

        Язык чашечкой кладем –

        Санки получаем.

        И зимою в них с горы

        Мы друзей катаем.

        г) Картинка «Лопата». (Упр. «Лопаточка»)

        Язык лопаткой положи

        И под счет его держи.

        1, 2, 3, 4, 5,

        Идем снег мы убирать!

        д) Картинка «Улыбка». (Упр. «Улыбка»)

        Улыбнемся широко

        Зимушке-красавице.

        Ведь зима-волшебница

        Всем детишкам нравится!

        18) - А наш друг, снеговик, он доволен, озорник.

                 И с веселою улыбкой шлет снежинку за снежинкой!

        - Смотрите, на одной снежинке чистоговорки. Давайте их произнесем!

        Чистоговорки (дети выполняют движения в соответствии с текстом):

        Ша-ша-ша – мы шагаем не спеша.

        Са-са-са – голубые небеса.

        Шу-шу-шу – птичкам крошек накрошу.

        Су-су-су – и водички принесу.

        Ши-ши-ши – наши детки хороши.

        Сы-сы-сы – надо спрятать нам носы.

        Ошки-ошки-ошки – нам похлопайте в ладошки.

        19) - Снеговику на морозе не холодно, а мы-то с вами совсем замерзли! Давайте попляшем!

        Игра «Попляшем» (выполняют движения в соответствии со словами под музыку).

        Дружно топайте ногами,

        Громче хлопайте руками.

        А не то нам Дед Мороз

        Отморозить может нос.

        Мы танцуем топ-топ-топ!

        Мы танцуем хлоп-хлоп-хлоп!

        20) - Ну что же, пришла пора прощаться.

                Пора нам в путь-дорожку собираться.

        А на прощание споем снеговику песенку. Становитесь в круг. (Дети водят хоровод вокруг снеговика и поют песенку «Зимушка-зима».)

        - Снеговик очень рад был встрече с вами и дарит вам свои портреты на память, и еще этот волшебный ковер.

        На волшебный ковер вставайте,

        Глаза закрывайте. В детский сад улетайте. (Звучит музыка для релаксации.)

        - Откройте глазки. Вот мы с вами и в нашем детском саду. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Я дарю вам за это вот эту книжку про нашего нового друга Снеговика, чтобы вы о нем не забывали.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия в старшей коррекционной группе. Тема: «В зимнем лесу».

Расширять и активизировать словарный запас по теме «зима»....

Конспекты логоритмических занятий в старшей коррекционной группе

Конспекты занятий ориентированы на обучение и развитие средствами музыки детей старшей логопедической группы...

Конспект логоритмического занятия в старшей логопедической группе "Игры с мячом"

Конспект занятия по логоритмике в старшей логопедической группе....

Музыкально - логоритмическое занятие в старшей логопедической группе "В гостях у осени"

Создание условий для совершенствования знаний об осенних явлениях.Формировать двигательные навыки и умения под музыку и речевое сопровождение.Развивать дыхание, моторные функции....

" Конспект логоритмического занятия в старшей возрастной группе.» «КАК МУРАВЬИШКА ДОМ СОЛНЫШКА ИСКАЛ»

quot; Конспект логоритмического занятия в старшей возрастной группе.» «КАК МУРАВЬИШКА ДОМ СОЛНЫШКА ИСКАЛ»...