Презентация Развитие слуховой и зрительной памяти у детей с ОВЗ.
презентация по логопедии по теме

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: «Развитие слуховой и зрительной памяти у дошкольников с ОВЗ». Подготовила: учитель-логопед МБДОУ №6 Шацкая М.М. г. Усть-Лабинск 2014г.

Слайд 2

План: Понятие «память».Развитие зрительной и слуховой памяти дошкольников в онтогенезе. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ. Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с ОВЗ. Особенности развития зрительной и слуховой памяти детей с ОВЗ. Планирование логопедической работы по развитию зрительной памяти у дошкольников с нарушением речи. 6. Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти у дошкольников с нарушением речи. 7. Комплекс игр направленных на развитие зрительной и слуховой памяти (требования к дидактическим играм). 8. Блоки игровых заданий по коррекции и развитию слухоречевой и зрительной памяти.

Слайд 3

. Память — это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств. Память — это «процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)»

Слайд 4

. Мнемическая деятельность - активная деятельность человека, направленна на запоминание и воспроизведение материала.. Выделяют (В. Я. Ляудис, 1976 ) 4 операции мнемического действия : 1) ориентировка в запоминаемом материале, категоризация и установление его состава и структуры; 2) поиск и выделение соответствующего материалу способа группировки; 3) группировка элементов, перестройка материала на основе внутригрупповых связей, которые были установлены предшествующими операциями; 4) установление межгрупповых связей.

Слайд 5

. Сензитивный период - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Слайд 6

ПАМЯТЬ Зрительная - связана с сохранением и воспроизведе нием зрительных образов. Слуховая - способность качественно и эффективно воспринимать звуковую информацию, удерживать в памяти и воспроизводить по памяти.

Слайд 7

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимы данного понятия "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети"

Слайд 8

Классификация предложенная В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым 1 . Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2 . Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3 . Дети с нарушением речи (логопаты); 4 . Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5 . Дети с умственной отсталостью; 6 . Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8 . Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью ).

Слайд 9

Основные функции комплексной помощи. Диагностика проблемы. Информация о проблеме и путях ее решения. Консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы. Помощь на этапе решения проблемы.

Слайд 10

Основные принципы содержания и формы работы. 1.Соблюдение интересов ребенка. 2.Системность. 3.Непрерывность. 4. Вариативность и рекомендательный характер. 5. Индивидуальный подход.

Слайд 11

ЗАДАЧА Создать адекватные условия для развития и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 12

Сравнительный анализ процесса памяти. У дошкольников, имеющих речевые проблемы, выявились такие особенности : трудности в переработке зрительной информации, недоразвитие пространственного синтеза, снижение слухоречевой памяти, связанные с замедлением темпов созревания коры головного мозга. менее сформирован процесс опосредованного смыслового запоминания.

Слайд 13

Особенности развития зрительной и слуховой памяти детей с ОВЗ . значительное ослабление памяти (ограниченный объем запоминания; снижена продолжительность запоминания смысловой информации; склонность к механическому бездушному заучиванию материала; сложности с воспроизведением словесного материала; сложности в самоорганизации мнемонической деятельности. Следствия нарушения памяти трудности в усвоении программы; снижение продуктивного потенциала; школьная дезадаптация.

Слайд 14

Пути и средства педагогической поддержки. учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух); организация смыслового запоминания на основе выделения главного; визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных мнемотаблиц, таблиц, схем); многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию; определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения); обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти.

Слайд 15

Планирование логопедической работы по развитию зрительной памяти у дошкольников с нарушениями речи . Второй этап работы. Уточнение и расширение объема зрительной памяти . Первый этап работы . Формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса). восприятия цвета восприятия формы восприятия величины и размера развитие буквенного гнозиса

Слайд 16

Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти у дошкольников с нарушениями речи. Формирование фонетико-фонематических компонентов. развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи; обработка этих дифференцировок в произношении; закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков; закрепление навыков звукового анализа и синтеза; обучение грамоте.

Слайд 17

Формирование лексических компонентов. уточнение и расширение значений слов формирование семантической структуры слова введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь

Слайд 18

Требования к дидактическим играм . процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятие, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта как цвет, форма, величина, пространственное расположение и т.д.; процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предметов; должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр; необходимо обеспечивать развития самоконтроля; игра должна способствовать развитию произвольной памяти.

Слайд 19

Заключение Логопедическая работа по развитию слуховой и зрительной памяти состоит из коррекционной работы самих общих нарушений речи и коррекции нарушений слуховой и зрительной памяти. Мероприятия по развитию слуховой и зрительной памяти включают в себя комплекс упражнений и игр, способствующих развитию данных видов памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слуховой и зрительной памяти у детей с ОВЗ.

Особую актуальность приобретает развитие памяти у детей с физической патологией и интеллектуально-пассивных детей. Возможности памяти детей данной категории ограничены и отличаются...

Развитие слухового и зрительного восприятия у детей раннего и дошкольного возраста.

Внимание и память-процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может  происходить в полном объеме.Поэтому задача взрослого состоит в том, чт...

Интерактивная игра на развитие внимания и зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста "Найди мою тень"

Интерактивная игра на развитие внимания и зрительной памяти  для детей старшего дошкольного возраста "Найди мою тень"Разработала  воспитатель высшей квалификационной категории МБДО...

«Игровая технология и её значение в развитии слуховой и зрительной памяти ребёнка» Методические рекомендации

Данные рекомендации предлагают алгоритм использования игровых технологий для развития у детей 5,5-7 лет слуховой и зрительной памяти. Предложенные серии дидактических игр наилучшим образом реализуют п...

Развитие слуховой и зрительной памяти у дошкольников с ОВЗ

Практический материал для родителей и педагогов....

Картотека игр, направленных на развитие слухового восприятия и памяти с детьми раннего возраста со слуховой депривацией

Предлагаемая  картотека игр была опробирована в совместной деятельности с детьми раннего возраста с нарушением слуха и  успешно применена в работе. Этот материал может быть использован и для...