«Игровая технология и её значение в развитии слуховой и зрительной памяти ребёнка» Методические рекомендации
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Каныгина Татьяна Александровна

Данные рекомендации предлагают алгоритм использования игровых технологий для развития у детей 5,5-7 лет слуховой и зрительной памяти. Предложенные серии дидактических игр наилучшим образом реализуют поставленные задачи в развитии у детей слуховой и зрительной памяти во время подготовки к школе.

Методические рекомендации могут быть предложены  воспитателям детских садов подготовительных групп, педагогам дополнительного образования, занимающимся подготовкой детей к обучению в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное детское образовательное учреждение

детский сад №25 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

«Игровая технология и её значение

в развитии слуховой и зрительной памяти ребёнка»

Методические рекомендации

Подготовила:

Каныгина Татьяна Александровна

воспитатель

МА ДОУ №25 г. Курганинска

г. Курганинск

2020 г.

Аннотация

Данное пособие предлагает алгоритм использования игровых технологий для развития у детей 5,5-7 лет слуховой и зрительной памяти. Предложенные серии дидактических игр наилучшим образом реализуют поставленные задачи в развитии у детей слуховой и зрительной памяти во время подготовки к школе.

Методические рекомендации могут быть предложены  воспитателям детских садов подготовительных групп, педагогам дополнительного образования, занимающимся подготовкой детей к обучению в школе.

«Значение использования игровой технологии

в развитии слуховой и зрительной памяти ребёнка»

Значение игры в жизни ребёнка

Воспитательное  значение игры, её всестороннее влияние на развитие     ребёнка, трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания детей 5,5-7 лет. Она активизирует ребёнка, способствует повышению её жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.

Игра для детей – средство самовыражения, проба сил. В играх педагог может лучше узнать детей, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит педагогу найти  наиболее правильные пути воздействия на каждого ребенка. И, что очень важно, игры сближают взрослых  с детьми, помогают установить более тесный контакт.

Выделяются  несколько  классов игр:

  • творческие  (игры по инициативе детей);
  • дидактические  (игры по инициативе взрослых с  готовыми правилами);
  • народные  (созданные народом).
  • Творческие  игры составляют наиболее насыщенную типовую группу

игр для детей старшего возраста. Творческими их называют потому, что  дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми. Творческие   игры  имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес  к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом,  игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Творческие игры:

  • Сюжетно – ролевые  (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).
  • Театрализованная деятельность  (режиссерские, игры – драматизации).
  • Конструкторские.

Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятия на себя определённой роли, однако подражает не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения  операций принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом  на данном возрастном этапе, а также умение ориентироваться в знакомых и новых ситуациях.  Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.

  • Игры с правилами  делятся на двегруппы: 

дидактические  и  подвижные.  Эти игры дают возможность систематически  упражнять детей  в становлении у них определённых привычек, они очень важны для физического  и  умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр при подготовке детей к школе сложно было бы проводить образовательно-воспитательную работу. Игры с  правилами дети  усваивают  от взрослых, друг от друга. Много из них передаётся из поколения  в поколение, однако педагоги, выбирая игру  обязательно должно учитывать требования современности.Дидактические  игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат  умственное задание, в решении которого  и  есть смысл  игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

В хорошо продуманной игре именно правила, а не педагог, руководят поведением детей. Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Правила помогают всем участникам игры  находиться и действовать  в одинаковых условиях (дети получают определённое количество материала, определяют  последовательность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

Подвижные  игры важны для физического воспитания детей, потому что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей  в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. Подвижные игры бывают: с бегом, с прыжками, с перестроениями, с ловлей, с метанием, с лазанием.

  • Народные игры – это игры,  пришедшие к нам из очень давних времён

и   построенные с  учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д.Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность  народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению со взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое  подаётся в игровой форме.

Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остаётся неизменной. Знание игр необходимо каждому педагогу, игра должна органически войти в жизнь каждого коллектива и умело сочетаться с другими видами деятельности. Если дети устали от занятий, им необходима разрядка, если расшалились и их нужно успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс – в этих и во многих случаях игра для детей дошкольного возраста незаменимый помощник педагога.

Как выбрать игру?

При выборе игры, необходимо принимать во внимание следующие

обстоятельства:

  1. Возраст играющих. При подборе игр надо исходить из необходимости постепенного перехода от простых игр к более сложным.
  2. Помещение для игр. При выборе игр всегда приходится считаться с

размером помещения, особенно если это подвижные игры.

  1. Число участников. Не всегда игры проводятся со всеми детьми. В этом

случае, уместны настольные игры, игры с конструктором и строитель-

ным материалом.

  1. Оборудование и инвентарь для игр. Составляя программу для игр, педагог должен заранее продумать все снаряжение.

Выбор игры зависит и от рода занятий  детей до начала и после окончания

игр. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им необходима

разминка. Нужны игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей мяча и другими

движениями. После занятий физическим трудом детям лучше поиграть в спокойные игры, малоподвижные, игры на проверку внимания, сообразительности. Если после занятий подвижными играми детям предстоит вновь умственная работа, надо, чтоб они предварительно успокоились, для этого очень подходят игры с пением, хороводы, фигурная маршировка.

При подборе игр педагог должен знать любимые игры детей. С этой целью

можно опросить всех детей и записать ответы каждого по такой схеме:

  • где играют (дома, на улице, в саду, в парке);
  • с кем играют, когда и как часто;
  • в какие игры (перечислить названия), какие самые любимые, имеются ли дома настольные игры, игрушки.

Педагогу важно также изучить игры, проводимые на занятиях по физкультуре.

Как объяснить игру?

Беседуя с детьми, педагог должен стоять так, чтобы все дети видели его  и

он видел всех детей. Лучше всего встать в круг вместе с детьми, но не в центр

круга, чтобы ни к кому не стоять спиной. Объяснение игры должно быть кратким чётким, но понятным, ярким и образным. Всегда, когда есть

возможность, оно должно сопровождаться показом, демонстрацией отдельных этапов игры. Если в игре много правил, которые сразу трудно усвоить, можно некоторые из них умышленно упустить и сообщить дополнительно в ходе игры.

Игру начинать можно не сразу после объяснения, а предварительно провести репетицию, предупредив детей, что пока результаты засчитываться не будут.

Игры, направленные на развитие слуховой и зрительной памяти.

Одной из важнейших задач в работе с детьми старшего дошкольного возраста является забота о том, чтобы заполнить учебное время детейплодотворно, выгодно, поучительно и интересно, а главное разумно.

В творческое объединение «Семицветик» приходят дети с разным уровнем развития: одни спокойно общаются  как со сверстниками, так и со взрослыми, другие же, наоборот, напрягаются и замыкаются в себе, боятся оторваться от взрослых и моя задача, как педагога спокойно, ненавязчиво, включить ребенка в игру, показать насколько это интересно и поучительно, таким образом развивать коммуникабельные способности. Не секрет, что некоторые дети, даже, обладая умениями и навыками в силу своей скромности и застенчивости, боятся высказываться и требуют к себе повышенного внимания и терпения. И именно игра, умелое ее  применение, помогает увлечь интересным делом, дать выходу энергии, предоставить каждому, наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. Зная в совершенстве индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, владея методикой проведения занятий, я подбираю игры и игровые упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти, столь необходимые в наше время для развития дошкольников и подготовке их к обучению в школе.

В работе с детьми использую серию дидактических игр на развитие слуховой и зрительной памяти.

Игра «Эхо»

Один ребенок – эхо. Он повторяет тихо слова, произнесенные детьми. Игра

проводится 6 – 7 раз.

Игра «Доскажи словечко»

Зачитывается загадка в стихотворной форме. Дети подбирают слово, которое

подходит по смыслу и звучит в рифму.

Игра «Угадай, о ком я скажу»

Педагог или учащийся описывает конкретного ребенка. Основная группа детей, по предложенному описанию, угадывает о ком идет речь.

Игра «Угадай, чей голосок»

Все дети закрывают глаза. Педагог, подходя к кому–либо из детей, на ухо шепотом предлагает сказать определенное слово. Дети должны отгадать голос говорящего.

Упражнение с установкой на запоминание.

Педагог предлагает детям перечень слов от 1-7 (односложные, двусложные, трехсложные). Они должны по памяти воспроизвести эти слова. Например :

Сад – лед – день – гром – брат – мак - рак;

книга – луна – рама - сажа – вода – трава;

корова – собака – машина – ракета – пароход – самокат – самолет.

Воспроизведение 5 – 6 слов после первого раза свидетельствуют о хорошем

уровне слуховой механической памяти.

Упражнение на преобразование слов путем замены одного согласного.

норка – горка; волк – пол; тачка – качка – дачка – пачка.

Упражнение на развитие зрительной памяти.

Педагог предлагает детям ряд картинок, предметные или сюжетные, расположенные в определённой последовательности. Дети закрывают глаза, педагог переставляет картинки на другие места. Участник или участники по памяти воспроизводят первоначальное расположение картинок.

Пространственная ориентация

Педагог предлагает в тетради одновременно обеими руками нарисовать:

левой рукой  – квадрат,              правой рукой – ромб.

Развитие восприятия цвета, формы и величины

Педагог предлагает выполнить задание:

«Дать мне круг, соседу - треугольник, подруге – квадрат».

«Покажите красный круг, синий квадрат».

«Соберите все круги отдельно. Отложите синие круги, зеленые круги.

Покажите только треугольники, затем выбрать только зеленые» и т.д.

Таким образом, игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. Посредством игры

воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, оценивать

свое поведение, поведение друзей и самое главное развиваются речевые навыки, фонетический слух, что служит большим подспорьем в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слуховой и зрительной памяти у детей с ОВЗ.

Особую актуальность приобретает развитие памяти у детей с физической патологией и интеллектуально-пассивных детей. Возможности памяти детей данной категории ограничены и отличаются...

Развитие слухового и зрительного восприятия у детей раннего и дошкольного возраста.

Внимание и память-процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может  происходить в полном объеме.Поэтому задача взрослого состоит в том, чт...

Презентация Развитие слуховой и зрительной памяти у детей с ОВЗ.

Логопедическая работа по развитию слуховой и зрительной памяти состоит из коррекционной  работы самих общих нарушений  речи и коррекции нарушений слуховой и зри...

Методические рекомендации «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников».

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрас...

Развитие слуховой и зрительной памяти у дошкольников с ОВЗ

Практический материал для родителей и педагогов....

Картотека игр, направленных на развитие слухового восприятия и памяти с детьми раннего возраста со слуховой депривацией

Предлагаемая  картотека игр была опробирована в совместной деятельности с детьми раннего возраста с нарушением слуха и  успешно применена в работе. Этот материал может быть использован и для...