Сборник практических материалов по теме: «Развитие слуховой и зрительной памяти у детей с ОНР. Практические упражнения».
план-конспект занятия по психологии (старшая, подготовительная группа)

Щеголева Алевтина Владимировна
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой и зрительной. Часто ребёнок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую инструкцию, с трудом запоминает стихи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Развитие слуховой и зрительной памяти у детей с ОНР. Практические упражнения».

Подготовил: педагог-психолог

А.В. Щеголева

ОРЕНБУРГ 2025г

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой и зрительной. Часто ребёнок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую инструкцию, с трудом запоминает стихи. 

Для развития памяти у детей с ОНР рекомендуется использовать специально подобранные игры и упражнения.

 1 Например:

  • Игра «Звуки перепутались». Детям предлагается прослушать стихи с ошибками в словах. Они должны правильно назвать слово и сказать, какими звуками отличаются пары слов. 
  • Игра «Запомни слово». Ребенку предлагается послушать несколько слов и запомнить их, а затем повторить. 
  • Игра «Опиши по памяти». Детям короткое время показывается кукла, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза и так далее. 
  • Игра «Найди картинку». Ребенку на короткое время показывается картинка, а затем из набора похожих картинок предлагается выбрать ту, которую ему показывали. 
  • Игра «Запомни картинку». Ребёнку в течение 2–3 секунд показывается лист бумаги с изображёнными на нём в произвольном порядке фигурами, после чего его просят по памяти воспроизвести фигуры. 

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается более низкий по сравнению с нормой уровень сформированности произвольной памяти, особенно слухоречевой.

Речевая патология у ребенка дошкольного возраста оказывает негативное влияние на развитие всех психических процессов, в том числе произвольной памяти, снижая возможность полноценного познания им окружающей действительности [4].

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается более низкий по сравнению с нормой уровень сформированности произвольной памяти, особенно слухоречевой. Для них характерны сужение ее объема, быстрое затухание возникших следов, ограниченное удержание вербальных раздражителей, выраженная недостаточность процессов запоминания, сохранения и воспроизведения, замедленная скорость.

При повышении сложности заданий с использованием речевого материала происходит выраженное падение продуктивности запоминания всех процессов памяти. Воспроизведение словесного материала отличается неточностью, неполным объемом, нарушением порядка.

Совершенствование произвольной памяти у дошкольников с ОНР тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением для их решения мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка с речевыми нарушениями происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. Совершенствование произвольной памяти дошкольников имеет огромное значение для нормального развития всех психических процессов и личности, успешного школьного обучения и дальнейшей социализации человека.

В практическими упражнениями для развития слуховой памяти можно использовать различные загадки, потешки, прибаутки, которые заучиваются с детьми. Это способствует расширению словарного запаса и увеличению объёма памяти у детей. 

Для организации коррекционно-развивающей работы прежде всего нужно провести диагностику для выявления индивидуальных особенностей развития памяти ребёнка.

Диагностическая карта методик изучения уровня развития
произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Название методики, автор

Цель методики

«Узнай фигуры», Р. С. Немов

Определение объёма памяти

«Запоминание 10 слов», А. Р. Лурия

Определение объема слухоречевого запоминания; скорости запоминания данного объема слов; объема отсроченного воспроизведения;

«Сложные фигуры», Д. Векслер

Определение зрительной памяти, определение точности воспроизведения.

«Запомни рисунки», Р. С. Немов

Определения объема кратковременной зрительной памяти и точности узнавания.

«Назови слова», Р. С. Немов

определение уровня развития активной памяти

Упражнение 1

Упражнение способствует формированию быстрой реакции на стимул, развитию ловкости у детей. В упражнении могут принимать участие 10 детей.

     Цель: развитие слухового внимания у детей.

      Взрослый называет слово и одновременно кидает мяч любому ребенку. Если слово обозначает что-то съедобное (яблоко, мороженое, хлеб),то ребенок должен поймать мяч, а если несъедобное (машина, карандаш, стол), то не поймать, а отбить его. Если ребенок все делает правильно, то взрослый говорит новое слово и бросает мяч другому участнику. Если же ребенок делает что-то неправильно (отбивает мяч, хотя вы назвали что-то съедобное, или, наоборот, ловит мяч, хоть речь шла о несъедобном предмете), то он становится ведущими и выполняет его обязанности до тех пор, пока кто-то из участников в свою очередь не ошибется.

                                          Упражнение 2

     Упражнение подходит для индивидуальных занятий с ребенком. Оно развивает слуховую память и может использоваться в качестве теста по оценке памяти.

      Цель: развитие слуховой памяти, речи, мышления

      Взрослый предлагает ребенку запомнить и повторить простые, не связанные по смыслу слова — ковер, весна, цветок, гриб, пальто, мыло, луна, забор, санки, земля. Взрослый зачитывает слова громко, четко, делая небольшие паузы. После того как ребенок назовет слова, которые он запомнил, вы снова зачитываете весь список слов, в который входят слова, уже названные ранее и новые.

     Через 15 минут нужно попросить повторить ребенка те слова, которые он запомнил.

     Если ребенок после первого прослушивания из 10 слов называет 5-7, а после второго прослушивания из 15 слов им названо 10, то память ребенка развита нормально. Если же результаты отстают от этих показаний, то память следует развивать более активно.

Упражнение 3

     Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых (выполняют его поочередно) занятий с детьми.

     Цель: развитие слуховой памяти, мышления, речи.

     Взрослый включает фрагменты музыки из знакомых им мультфильмов. Их задача — угадать, из какого мультфильма взята музыка, и пересказать его сюжет.

  Упражнение 4

     Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.

      Взрослый предлагает ребенку повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два, три и т.  д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза:

     огонь;

     дом, молоко;

     конь, гриб, игла;

     петух, солнце, асфальт, тетрадь;

     крыша, пень, вода, свеча, школа;

     карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

     орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

     гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

     мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

     грузовик, камень, яблоки, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Упражнение 5

     Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.

     Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. Например, «4, 1, 8...», «3, 2, 8, 5» и т. д.

     Вариант 2. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке. Например, «6, 1, 8» - ребенок воспроизводит: «8, 1, 6». «8,3,4,6,9» - «9,6,4,3,8». Подобная работа моет проводится и со словами.              

Упражнение 6

     Цель: развитие слуховой памяти и внимания.

     Все игроки усаживаются и выбирают ведущего. Он садится в середину круга и всем игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа, ель и т. п.) Каждый должен запомнить своё название.

     Ведущий говорит: «Прилетела птичка, села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу я не была, улетела на елку!» Елка называет другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются. (Фанты — любая мелкая игрушка, вещь и т. п.)

Упражнение 7

Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых занятий с детьми.

     Цель: развитие слуховой памяти, речи.

     Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».

     Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».

     Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

Упражнение 8

     Цель: развитие слуховой памяти и речи.

     Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.

     Расскажите ребенку историю: «Кукла Вика села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности». Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, ребенок комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.

Упражнение 9

     Цель: развитие слуховой памяти, внимания, мышления.

     Взрослый дает детям по листку бумаги и карандашу и объясняет задание:

при названии определенного предмета они должны вспомнить, на какую фигуру он похож, и нарисовать её, например: яблоко — круг, киви — овал, книга — прямоугольник, телевизор — квадрат и др.  При этом взрослый сразу поправляет ребенка, если он ошибся. Если дети одновременно нарисовали разные фигуры, которые являются правильными вариантами ответа, то взрослый объясняет, что один и тот же предмет может быть разной формы. Например, книга может быть квадратной, прямоугольной.

Список литературы

  1. 1. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии / Л.С. Выготский. – М.: Экспо-Пресс, 2012. – 1008 с.
  2. 2. Истомина З.М. Развитие памяти / З.М. Истомина. – М.: Психология, 1977. – 120 с.
  3. 3. Ляудис В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. – М.: Просвещение, 2012. – 212 с.
  4. 4. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2013. – 328 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слуховой и зрительной памяти у детей с ОВЗ.

Особую актуальность приобретает развитие памяти у детей с физической патологией и интеллектуально-пассивных детей. Возможности памяти детей данной категории ограничены и отличаются...

Развитие слухового и зрительного восприятия у детей раннего и дошкольного возраста.

Внимание и память-процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может  происходить в полном объеме.Поэтому задача взрослого состоит в том, чт...

Презентация Развитие слуховой и зрительной памяти у детей с ОВЗ.

Логопедическая работа по развитию слуховой и зрительной памяти состоит из коррекционной  работы самих общих нарушений  речи и коррекции нарушений слуховой и зри...

«Игровая технология и её значение в развитии слуховой и зрительной памяти ребёнка» Методические рекомендации

Данные рекомендации предлагают алгоритм использования игровых технологий для развития у детей 5,5-7 лет слуховой и зрительной памяти. Предложенные серии дидактических игр наилучшим образом реализуют п...

Игры, упражнения по теме: «Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, обеспечение положительной мотивации при выполнении заданий у детей с ФФН»

Игры, упражнения по теме: «Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, обеспечение положительной  мотивации при выполнении заданий у детей с ФФН»...

Развитие слуховой и зрительной памяти у дошкольников с ОВЗ

Практический материал для родителей и педагогов....

Развитие слухового и зрительного внимания у детей с нарушениями речи

Развитие слухового и зрительного внимания у детей с нарушениями речи...