Методические рекомендации «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Поликарпова Лариса Анатольевна

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется большое внимание речевому развитию и формирования культуры речевого общения дошкольников.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети, это отличный способ закрепления и повторения материалов тематической недели.

Цель организации работы в ДОУ по данному направлению – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников».

Поликарпова Л.А.

Лэпбук, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка - это самодельная бумажная папка - книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями.

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

  • трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
  • вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;
  • доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
  • насыщенность – среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

• включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;

• добровольное присоединение детей к деятельности;

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

• открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).

Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над темой, важно затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может включать материал по всем пяти направлениям

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, средство развития речи детей. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Зачем нужен лэпбук?

  • Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал
  • Это отличный способ для повторения пройденного
  • Поможет закрепить и систематизировать изученный материал
  • Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию

Лэпбук состоит из папки разного формата, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией.

Что вам понадобится:

  • распечатанные шаблоны лэпбука;
  • лист плотной бумаги разного формата;
  • ножницы;
  • клей-карандаш;
  • цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
  • скотч;
  • безграничная фантазия.

В интерактивной тематической папке, который вы сделаете, лучше вместе с детьми своими руками будут храниться материалы с разным речевым содержанием.

Например: блокнотик с загадками, карты, лабиринты, кроссворды, сюжетные картинки, карточки. Всё, что поможет детям, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу.

Поскольку мы, используя лэпбуки имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально.

В нашей группе использование лэпбуков как никогда актуально. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми разного возраста. В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по силам.

Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Это пособие помогает детям усвоить знания (звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме.

Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

Лэпбук для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Наполняется пособиями, играми и упражнениями, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную иразвивающую функции.

В пособии отражены следующие разделы:

  • артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы гласных звуков, характеристика согласных звуков);
  • пальчиковая гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова «Игры со словами» т. д;
  • автоматизация звуков (чистоговорки, скороговорки);
  • грамматический строй «Предлоги»;
  • развитие связной речи («Составь рассказ по серии картинок»);
  • мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками», «Шнуровка», «Сделай букву», «Смастери букву»);
  • зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»).

Вывод: такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики.

Таким образом, использование лэпбука позволяет педагогам реализовать современные требования ФГОС ДО, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:

  • уверенность в собственных силах;
  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность.

Список используемой литературы

1. «Дошкольное образование» 2015г.

2.  Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). —Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»

laquo;Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»....

Методическая разработка на тему: «Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»

Методическая разработка на тему: " Современная игровая технология "лэпбук" как средство познавательного развития дошкольников"...

Современная игровая технология лэпбук как средство развития дошкольников

Лэпбук - это средство обучения, соответствующее новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО. Лэпбук – это отличный способ развития индивидуальных особеннос...

Современная игровая технология ЛЭПБУК, как средство познавательного развития дошкольников

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...

Методические рекомендации Современная игровая технология «Лэпбук» для дошкольников

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие пред...

«Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников

Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный эт...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Игровая технология "Лепбук" - как средство познавательного развития дошкольников"

Лэпбук - тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей....