«Современная игровая технология «Лэпбук», как средство познавательного развития дошкольников».
методическая разработка

повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ применении технологии «Лэпбук» для познавательного развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников».

Цель методических рекомендаций: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ применении технологии «Лэпбук» для познавательного развития дошкольников.

Задачи:

1. Создать мотивационные условия для применения лепбуков.

2. Познакомить педагогов с содержанием технологии «Лэпбук» в образовательном процессе и её влиянием на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.

4. Повышение профессионального мастерства педагогов по использованию лэпбука как эффективного средства образования детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- педагоги повысят уровень знаний о технологии «Лэпбук»

Содержание

Часть 1. Основная часть.

Понятие «лэпбук», его психолого-педагогическое значение и особенности.

Модернизация российского дошкольного образования осуществляется с современных научных позиций с опорой на положения научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» (В. И. Слободчиков, Н. А. Короткова и др.). В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из необходимых условий его реализации образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка. Именно сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Каждый педагог должен поставить перед собой задачу – научить дошкольника ставить перед собой цели, находить способы их решения, а главное отбирать нужную информацию от ненужной для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников. Ребенку лучше запоминается то, что ему интересно, что было эмоционально окрашено. Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого по отношению к ребенку и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей. Чтобы организовать современное взаимодействие, педагогу необходимо перестроить стиль поведения. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией. Что значит быть партнером детей? Партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом). Большая часть педагогов в недостаточной мере владеют подходами в организации совместной деятельности и не могут вести образовательный процесс с детьми на уровне партнерских отношений. Отсюда следует то, что совместная деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики ребенка, он вырастает пассивным и безынициативным. Причина требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.

«Лэпбук» – это та технология, которая является одним из видов совместной деятельности взрослых и детей. Технология использования лэпбука – это технология личностноориентированного обучения, которая направлена на максимальное развитие (а не формирование заранее заданного) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта.

Цель использования лэпбука – формирование у дошкольников познавательной активности, поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных способностей в условиях образовательного пространства.

Задачи:

1. Научить дошкольников ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.

2. Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.

3. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.

4. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).

5. Развивать общую моторику детей.

6. Развивать поисково-исследовательские навыки детей.

7. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.

Лэпбук на сегодняшний день занимает особое место в содержании образовательной деятельности в ДОУ, так как это:

современная игровая технология;

интересная и эффективная форма совместной работы взрослых и детей;

современная творческая находка для педагога, содержащая логично структурированный материал по определенной теме дидактический материал как особый тип наглядного пособия, который включает в себя карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками и т. д. ;

дидактический материал, который раздается детям для самостоятельной работы как в группе, так и дома, или демонстрируется педагогом перед всей группой детей;

дидактический материал, который прост по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими детьми;

технология подвижна и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала. Работа с ним учит детей мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, не только расширяя кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Он развивает детское воображение, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, активизирует общение как со сверстниками, так и со взрослыми, обогащает мир ребенка.

Что он собой представляет? Это интерактивная тематическая папка с множеством приспособлений для какой-либо информации – с кармашками, дверцами, окошками, конвертами, прорезями, подвижными деталями и т. п. Для ребенка весь развивающий смысл состоит в том, что он может самостоятельно брать и перекладывать, застегивать и передвигать, закрывать и открывать, складывать и перекладывать по своему усмотрению все то, что находится в этой папке, а еще и вдобавок мастерить сам.

В «наколенной книге» собирается материал по определенной теме.

Но это не только поделка своими руками, которая таит в себе развивающий смысл, это – заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал вместе со взрослым в ходе изучения какой-либо темы.

Сущность лэпбука заключается в том, что для «оживления» папки ребенку необходимо осуществить какую-либо деятельность: провести наблюдение, выполнить поручения, изучить и исследовать материал.

Его практическая значимость заключается в максимальном развивающем влиянии на дошкольников, причем независимо от возраста детей. Совместное изготовление лэпбуков сближает взрослого и ребенка, способствует активному участию родителей в жизни ДОУ, повышению их педагогической компетентности в вопросах воспитания детей.

Также лепбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал; является отличным способом для повторения пройденного; помогает ребенку учиться самостоятельно собирать информацию для решения задач и правил; лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов, можно выбрать задания под силу каждому ребенку (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д., в итоге сделать коллективную работу, которая будет служить эффективным наглядным дидактическим пособием.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Обращаем внимание на то, что специфика лэпбуков для работы с детьми-дошкольниками заключается в минимальном присутствии текста.

Использование лэпбука как неотъемлемой части предметно-пространственной развивающей среды, отвечает требованиям, которые сейчас стоят перед дошкольным образованием :

- обеспечение возможности общения всех участников образовательного процесса;

- осуществление партнерской деятельности детей и взрослых;

- реализация образовательной программы дошкольного учреждения.

Лэпбук обеспечивает принцип трансформируемости, в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей: внесение изменений в папки согласно интересам детей, легко разворачивается, собирается, раскладывается, может превратиться в папку-раскладушку, папку-передвижку.

Полифункциональность обеспечивается отсутствием жестко закрепленных способов употребления предметов:

- наличие полифункциональных составляющих лепбука, «легко взять, легко положить», может расположиться в любом месте, перемещаясь по пространству (за столом, на ковре, в уголке уединения и т. д.)

- наличие разнообразных материалов, игр обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическая сменяемость игрового материала, появление новых составляющих, вариативность использования материала, можно использовать материал разных папок по одной теме.

- доступность лепбука для образовательной деятельности воспитанников;

- исправность и сохранность материалов и оборудования, качественные характеристики (простота, легкость, удобство) доступны всем детям и соответствуют методам и приемам, предъявляемым к дошкольному образованию, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Лепбук безопасен, все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности, в изготовлении используются экологически чистые материалы (бумага, ткань, природный материал).

Эстетичность оформления лепбука даёт возможность развития у детей эстетического вкуса и культуры оформления папки, способствует развитию художественно-эстетических способностей.

Вывод: игровая технология «Лэпбук» соответствует всем требованиям, применяемым ФГОС ДО и основана на дидактических принципах: связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности изложения, т. е. учитывает возрастные особенности детей.

Плюсы и минусы технологии.

Инновационная игровая технология «Лэпбук», как и любая другая, имеет свои положительные и отрицательные стороны:

+ ребёнок занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы;

+ данный вид работы для стеснительных и необщительных воспитанников, которым тяжело находить контакт с другими детьми;

+ помогает таким детям раскрыть себя и свой потенциал перед педагогом и сверстниками;

+ дошкольники распределяют обязанности и ответственность между собой;

+ учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща групповой характер работы;

+ дошкольники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения на стремлении выполнить работу максимально хорошо;

+ понимают свою значимость;

+ помогает детям социализироваться в обществе интерактивность технологии;

+ максимально концентрирует детское внимание;

+ улучшает усвоение информации;

+ дети учатся отстаивать свою точку зрения;

+ находят креативные решения, поставленных перед ними проблем;

+ открывают для себя темы следующих своих исследований;

+ развивает детскую любознательность, самостоятельность, инициативность.

+ изготавливается вручную, что способствует развитию мелкой моторики;

+ создание целой серии лэпбуков на одну тему, более полно отображающей проблемы, разных по содержанию и оформлению;

+ совместная деятельность с педагогом или родителями при изготовлении лэпбука;

+ учит взаимодействовать с другими людьми;

+ развивает коммуникабельность;

+ развивает чувство взаимовыручки.

- большая затрата времени на планирование и поиск информации;

- время на изготовление лэпбука;

- дополнительное время для подготовки воспитателя (поиск дополнительной информации, интересующей дошкольников)

Вывод: технология имеет больше положительных моментов, чем отрицательных, что говорит об ее эффективности.

Часть 2

Методические рекомендации по использованию лэпбука в образовательном процессе с детьми.

Содержание, методы и приемы технологии «лэпбук», как технологии личностно-ориентированного обучения, направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого дошкольника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Лэпбуки можно и нужно мастерить вместе с детьми, потому что совместная работа представляет повышенный интерес для них и является увлекательным рукоделием. А можно сделать и самим взрослым, чтобы использовать их в своей работе. И хоть рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам – 5 лет и выше, когда дети уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки, участие в их изготовлении могут принимать все возрастные группы – от младшей до подготовительной. Формы занятий – индивидуальные, групповые. С группой детей задания либо распределяются между детьми, учитывая их желания, и потом они все вместе собирают и заполняют одну папку, либо взрослый показывает, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки. Оптимальный размер готового лэпбука – папка А4-А3 в закрытом виде (такой размер идеально подходит, чтобы ребенок мог потом самостоятельно работать с ним (держать его в руках, писать в нем, рисовать и т. д., а после занятий поставить папку на отведенное для неё место). Выбор тем лэпбуков может исходить из разных источников. Это могут быть и интересные события, происходящие с ребенком, и увлечения детей, и темы недели, и литературные произведения, и мультипликационные герои, и даже просто отдельные предметы (одушевленные или неодушевленные, заинтересовавшие ребенка, и многое другое. Также можно выбрать тему как сообща, так и индивидуально. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Игрушки". А потом каждый ребенок может взять какую-нибудь конкретную любимую игрушку и в своем лэпбуке дать подробную информацию о ней.

Все изготовленные лэпбуки могут способствовать закреплению лексических тем, помогать систематизировать изученный материал, а рассматривание папок в дальнейшем позволит детям быстро освежить в памяти пройденные темы. Самым важным моментом считается то, что лэпбук будет интересен детям с любыми возможностями и способностями, в том числе и с ОВЗ.

Этапы работы над лэпбуком :

1. Выбор темы (тема проекта, тема недели).

2. Составление плана лэпбука.

Необходимо продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. Потом все это рисуется на черновике: листе А4-А3, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы. Дети старшего возраста могут самостоятельно составить план работы.

3. Составление макета лэпбука.

Оформление лэпбука (подбор материала - из чего будут изготавливать, дидактического материала, наглядного и др.). Наполняем Лэпбук.

Собранную информацию по образцу макета складываем, приклеиваем в наш Лэпбук. Для создания Лэпбуков можно воспользоваться готовыми шаблонами, которые есть в интернете – это экономит время, знакомит новичков с новой формой подачи информации, проще в изготовлении. Если Вы делаете Лэпбук самостоятельно, то это дешевле (не все шаблоны бесплатны, это уникально и более творчески, не ограничивается рамками существующего шаблона, больше ценится и бережется детьми, так как создано своими руками.

Вывод:

1. Возраст дошкольников – от 5 лет и выше в случае самостоятельного изготовления лэпбука, в случае работы ребенка совместно со взрослым – от 2 лет.

2. Выбор материалов для изготовления лэпбука – экологически чистый, безопасный, из плотных материалов для многоразового использования.

3. Выбор тематики лэпбука учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

4. Возрастные и индивидуальные особенности детей подразумевают минимальное присутствие текста в оформлении лэпбуков.

5. Формы организации работы с детьми – непосредственно-образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых.

6. Формы организации детей во время работы – индивидуальная, парная, подгрупповая, групповая.

Примерная тематика лэпбуков.

«Путешествие по сказкам».

Лэпбук «Путешествие по сказкам Пушкина» направлен на знакомство с биографией и творчеством великого русского поэта. Игры и материалы направлены на развитие познавательных процессов, творчества детей.

Лэпбук «Этикет для детей».

(для детей старшего дошкольного возраста)

Пособие направлено на решение задач в воспитании навыков культурного поведения. Содержание папки способствует расширению представлений и закреплению понятий по теме «Этикет». В ходе работы с данным материалом ребенок проводит наблюдения, выполняя задания, изучая и закрепляя информацию.

Лэпбук «Непокоренный город-герой Ленинград»

Цель: формирование представлений детей о героическом прошлом Ленинграда, воспитание чувств благодарности и уважения к защитникам Родины.

Лэпбук «Хлеб – всему голова»

Хлеб занимает особое место в культуре, истории и быту народа. Через знакомство с его значением дети приобщаются к традициям, учатся уважать труд и бережно относиться к пище.

Лэпбук «Моя семья»

Дидактическое пособие лэпбук «Семья» предназначено для работы с детьми младшего возраста. Это пособие помогает сформировать у детей представления о понятии «семья» через игры и различные виды деятельности. Уникальность его состоит в том, что в нем подобраны игры определенной тематики. Дидактический материал прост по своему содержанию и оформлению. Наличие разнообразного материала и игр обеспечивает свободный выбор детей. Пособие соответствует индивидуальным и возрастным возможностям воспитанников.

Лэпбук по финансовой грамотности

«Поговорим о деньгах»

Дидактическое пособие лэпбук «Поговорим о деньгах» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, игровых технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»

laquo;Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»....

Методическая разработка на тему: «Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»

Методическая разработка на тему: " Современная игровая технология "лэпбук" как средство познавательного развития дошкольников"...

Методические рекомендации «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников».

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрас...

Современная игровая технология лэпбук как средство развития дошкольников

Лэпбук - это средство обучения, соответствующее новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО. Лэпбук – это отличный способ развития индивидуальных особеннос...

Современная игровая технология ЛЭПБУК, как средство познавательного развития дошкольников

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Игровая технология "Лепбук" - как средство познавательного развития дошкольников"

Лэпбук - тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей....

Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по...