Семинар - практикум для педагогов на тему: "Игровая технология "Лепбук" - как средство познавательного развития дошкольников"
презентация

Попова Лариса Анатольевна

Лэпбук - тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_2024.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное  учреждение

«Детский сад  № 100»

Семинар – практикум  для педагогов:

«Игровая технология «Лэпбук» - как средство познавательного развития дошкольников»

Подготовила

воспитатель  
Попова Лариса Анатольевна

                     

г. Оренбург, 2024г.

«Игровая технология «Лэпбук» - как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской активности на основе использования лэпбука.

Задачи:

– познакомить педагогов с технологией  изготовления лэпбука;

– повысить уровень мастерства  педагогов;

– показать возможности технологии лэпбук в систематизации, структурировании информации.

Оборудование: лэпбуки : «Осень», «Зима», «Весна», «Берегите природу», «Вода», «Огород на подоконнике», «Насекомые», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Хлеб»,  «Оренбургская область». «Моя Россия»; раздаточный материал – заготовки  лэпбуков,  шаблоны кармашков картинки по темам, загадки, пословицы, ребусы, стихи, цветная бумага, салфетки бумажные, ножницы, клей.

Этапы работы:

организационный

теоретический

практический

заключительный

Планируемый результат: информирование педагогического сообщества о технологии изготовления лэпбука

Ход семинара- практикума

1. Организационный этап

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем семинаре. Хочу поделиться с вами своими знаниями по изготовлению лэпбука и работе с ним.

2. Теоретическая часть

(1 слайд)

Реформирование системы дошкольного образования, в связи с введением ФГОС, заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки; содержание, методы, формы работы с детьми, требования к развивающей предметно-пространственной среде. Внедрение стандарта  включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Сегодня я хочу  рассказать    об  игровой  технологии,  интересном  методическом  пособии – лэпбук.

Лэпбук - книжка-раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно с взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, дошколенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

(2 слайд)

Лэпбук - тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.

Актуальность данной темы в том, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов изучаемой темы, это способ, в процессе которого ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, т.е. ребенок становится деятелем.

(3 слайд)

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

Лэпбук:

- информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с окружающим, развивает речь, знакомит детей с сенсорными представлениями (цветом, формой, величиной) и т. д.

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- обладает вариативной функцией (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста (материалы и содержание подбираются согласно возрасту детей);

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

(4 слайд)

Чем для меня стала привлекательна данная форма работы с детьми?

  • Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал.
  • Это отличный способ для повторения пройденного материала в любое удобное время.
  • Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию.
  • При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку.
  • Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
  • Лэпбук может быть формой представления итогов проекта или тематической недели.
  • Активизирует у детей интерес к познавательной деятельности.
  • Помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым.
  • Позволяет сохранить собранный материал.
  • Объединяет педагогов, детей и родителей.
  • Дети учатся находить информацию самостоятельно – учатся учиться.
  • Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, развивается речь.

(5 слайд)

Лепбук  обеспечивает:

  1. Возможность учитывать индивидуальные особенности детей;
  2. Возможность добавлять, новые задания в кармашки;
  3. Разнообразие игровых заданий;
  4. Интеграцию разных видов деятельности;
  5. Компактное хранение большого количества игр и заданий в одной папке;
  6. Вариативность использования игровых заданий.

(6 слайд)

-  Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку: организационную (экскурсии, походы), техническую (фото, видео), информационную (сбор информации для лэпбука),   мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе);

- Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку).

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса.  В отличие от Информационно-коммуникационных технологий, которые активно внедряются в педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений,  явный минус  использования ИКТ, то что они замещают живое эмоциональное общение детей с педагогом, с родителями, детей друг с другом.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

  • включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;
  • добровольное присоединение детей к деятельности;
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
  • открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).

 Работа с технологией «Лэпбук» в разных возрастных группах имеет свои особенности. Данную технологию можно использовать, начиная с первой младшей группы. На этом возрастном этапе выбор темы, изготовление лэпбука осуществляет педагог (малыши могут просто листать, открывать окошки книжечки). Начиная со второй младшей группы педагог постепенно вовлекает детей к изготовлению и наполнению информации Лэпбука (дети с помощь воспитателя могут определить тему, вносить рисунки по данной теме, участвовать в изготовлении карточек, совместно с родителями собирать информацию: стихи, загадки). С детьми среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук можно изготавливать совместно.

(7 слайд)

Что дает лэпбук в работе педагогу?

Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования. Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми. Способствует творческой самореализации педагога.

(8 слайд)

Для ребенка лэпбук - это помощник:

В понимании и запоминании информации по изучаемой теме.

В приобретении ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

В повторении и закреплении материала по пройденной теме (ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал).

В организации информации по изучаемой теме: он помогает  лучше понять и запомнить изучаемый материал (особенно если ребенок визуал).

В организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

В развитии творческого мышления,  познавательного  интереса.

В развитии мелкой моторки (в лэпбуке  содержится множество по-разному раскрывающихся кармашков, окошечек, книжек раскладушек).

В оформление результатов совместной проектной деятельности;

В творческом взаимодействии с родителями (в ходе совместного изготовления, в процессе реализации совместного проекта).

(9 слайд)  

Разновидности  лепбуков

В зависимости от назначения:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные;
  • праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном

  событии в жизни ребенка)

В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;
  • фигурная папка.

(10 слайд)  

Как создать лепбук

Лепбук можно использовать как разновидность метода проекта. Создание лепбука содержит все этапы проекта:

1. Целепологание   (выбор темы)

2. Разработка проекта  (составление плана )    

3. Выполнение проекта (создание макета и  оформление)

4. Подведение итогов (презентация)              

(11 слайд)                                                                            

При создании лэпбука необходимо учесть:

  • эстетичность
  • долговечность
  • минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
  • большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»
  • безопасность

3. Практическая часть

Уважаемые коллеги! Давайте с вами и попробуем вместе изготовить лэпбук  по заготовкам.

Показ, как из обычного картона и бумаги самостоятельно сделать основу нашего лэпбука и кармашки (черновой вариант).

Обычные кармашки можно сделать своими руками, а можно воспользоваться готовыми. Распределите, кто какую работу выполняет (оформление, приклеивание кармашков и т. д.). Все материалы у вас на столе. По окончании Вы   представите продукт своей деятельности. Нам важно понять принцип  формирования содержания лэпбука.

Участники семинара-практикума самостоятельно вырезают и приклеивают обычные кармашки и картинки-наполнители.

Представьте пожалуйста свой лэпбук.

4. Заключительная часть

Наш семинар – практикум  подошёл к завершению. Уважаемые коллеги, прошу вас ответить на несколько вопросов, заполнив «Лист обратной связи» (педагоги заполняют).

Технология, известная во всем мире как лэпбук, заслуживает нашего пристального внимания. Эта универсальная технология ориентирована на разные области развития детей. Детская активность выражается не в том, что ребёнок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребёнок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником социальных отношений.

                           Спасибо за плодотворную работу!

Полезные ссылки

http://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html

http://sovets.net/15664-lepbuk.html

http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html

http://ped-kopilka.ru/blogs/sofja-evgenevna-shapovalova/lyepbuk-svoimi-rukami-na-temu-domashnii-lyubimchik.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по теме "Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка"

В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с детьми. Среди методологич...

Семинар – практикум для педагогов «Кто ищет, тот всегда найдет – поисково-познавательная деятельность дошкольника»

Конспект семинара – практикума для педагогов«Кто ищет, тот всегда найдет – поисково-познавательная деятельность дошкольника» Цель: совершенствовать педагогическую компетентность педагогов ДОУ в о...

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ -как средство экологического воспитания дошкольников»

Создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения...

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...

Семинар для педагогов «Проектная деятельность в ДОУ, как средство познавательного развития дошкольников» форма проведения «Деловая игра»

совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;повышать методический уровень; способствовать творческому поиску....

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ - как средство экологического воспитания дошкольников»

Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.Задачи:Проанализировать теоретические основы создания экологи...

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ -как средство экологического воспитания дошкольников» (развернутый план).

Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.Задачи:Проанализировать теоретические основы создания экологи...