Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ -как средство экологического воспитания дошкольников» (развернутый план).
материал

Ольга Михайловна Соловьёва

Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.

Задачи:

  • Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада;
  • Разработать план работы педагогов в данном направлении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткое содержание семинара-практикума для педагогов

«Экологическая тропа в ДОУ

-как средство экологического воспитания дошкольников»

Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.

Задачи:

  • Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада;
  • Разработать план работы педагогов в данном направлении.

Ход семинара:

  1. Вопросы педагогам:
  1. Что такое Экология? (ответы педагогов).

«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  1. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников?

Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

  1. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?

Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.

  1. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

  Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

5. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

- уголок природы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.

6. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?

- уголок природы в группе; участок детского сада.

7. Что должно быть в уголке природы?

- Растения, инвентарь по уходу за растениями уголка; календарь природы; детские рисунки.

8. Что должно быть на участке детского сада?

- Деревья, кустарники, цветники, огород.

9. Какие методы используются для экологического воспитания детей?

- Наглядные, практические, словесные.

10. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.

- Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов.

11.Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.

- Игра; элементарные опыты; моделирование.

12.Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.

- Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.

13.Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.

- Наблюдение.

14. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию.

- Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность  (в старшем возрасте).

II. Игра: Педагогическая гармошка:

Для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я передаю вам по кругу в виде гармошки. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.

(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).

III.В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Формы работы по экологической тропе:

- Наблюдение за природой и жителями экологической тропы;

- Ролевые и имитационные экологические игры.

- Исследовательская деятельность.

- Ситуации эстетического восприятия природы.

- Дидактические экологические игры.

- Продуктивная и художественная деятельность.

IV.Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

V.Решение педагогических ситуаций.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. Раздать каждой команде по 1 ситуации. На решение отводится 5 минут.

1.На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

2.Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

VI.Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Увидел грача – весну встречай.

3. Готовь сани летом, а телегу зимой.

4. Любишь кататься – люби и саночки возить.

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологической тропинкой в ДОУ.

Подведение итогов. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников

Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...

Семинар - практикум "Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Методическая консультация и практика молодым специалистам, а также остальным педагогом ДОУ....

консультация для педагогов «Мини-музей «Русская изба»-как средство патриотического воспитания дошкольников»

консультация для педагогов о пользе Мини-музея Русская изба и о испотзовании его в НОД...

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ -как средство экологического воспитания дошкольников»

Создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения...

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ - как средство экологического воспитания дошкольников»

Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.Задачи:Проанализировать теоретические основы создания экологи...