Формирование навыков звукового анализа у дошкольников
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Штинникова Татьяна Савватьевна

В буклете описаны общие правила и последовательность работы по формированию навыков звукового анализа у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа у дошкольников

  • соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;
  • соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на наглядные средства, в речевом плане, по представлению;
  • соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.

 Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить  на два больших  периода:

  1. формирование навыков элементарного анализа;
  2. обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

Первый период,  в свою очередь,  состоит  из частей:

 —   выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);

 —   определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;

 —   нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:

 —   сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;

 —   далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;

 —   затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;

 —   и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

 Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования  элементарных  форм  звукового  анализа.

 Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из  квадратиков (кружков),  равных  по  количеству звукам  в слове. Ребёнок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно  выкладывает  фишки   в   квадратики   схемы.

 Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет  фишки,   а  далее   вычерчивает  схему  по   количеству  фишек.

Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.  

          В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания.

Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее  из определенного  количества звуков.

Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава

Существует четкая последовательность предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором. Абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков — позиция сильная.

Таким образом, рекомендована к использованию на этапе обучения элементарному звуковому анализу такая последовательность позиций анализируемых звуков.

Для узнавания  звука в слове:

—   ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине слова);

 —   согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки М, Н, Р, Л или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);

 —   любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных).

Для  определения   первого  звука  в  слове:

—   ударные гласные;

 —   сонорные согласные;

 —   щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;

—   остальные согласные звуки.

Для определения последнего звука:

—   ударные гласные;

 —   сонорные согласные;

 —   щелевые согласные.

 Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и  последнего звуков.

Общее правило при подборе слов состоит в том, чтобы не использовать слова, в которых нет полного соответствия между звуками и буквами.

 Порядок анализируемых слов следующий:

 —   слова из двух гласных (типа  ау);

 —   слова из двух звуков (типа ум);

 —   слова из трех звуков (типа рак);

 —   слова из двух открытых слогов

                     (типа  мама);

 —   слова из одного слога со стечением согласных (типа  волк);

 —   слова из одного слога со стечением согласных (типа  стол);

 —   слова из двух слогов (типа  сумка);

 —   слова из трех открытых слогов.

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка –

«Детский сад №44 «Весёлые нотки»

 

составитель – учитель – логопед       Штинникова  Т.С.

Наш адрес:

г. Северодвинск

ул. Лебедева 13  а (корпус 1)

ул. Лебедева 5 (корпус 2)

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели.

Статья содержит информацию + презентацию материала, по использованию наглядных моделей, с помощью которых у дошкольников:-обогащается активный словарь всех частей речи;-формируется  фонемат...

Формирование навыков звукового анализа и синтеза дошкольников

Крайне полезная и очень понятная информация для родителей!!!...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР.

 В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий   по формированию звукового анализа у де...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Дидактические игры и упражнения – средство формирования навыков звукового анализа.У дидактической игры две цели: обучающая и игровая.Необходимо, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивал...

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

Консультация «Формирование навыков звукового анализа у дошкольников»

Консультация  «Формирование  навыков звукового анализа у дошкольников»...

Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...