проект «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Шварц Ольга Валерьевна

·       формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата,                  необходимые для постановки отсутствующих звуков;

·       апробировать нетрадиционный комплекс артикуляционной гимнастики;

·       заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста;

·       вести просветительскую работу среди педагогов дошкольного учреждения по коррекционно-логопедическому направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_gimnastika.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад «Берёзка» с.Иогач

Инновационный проект

«Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»

                 

                     

 Учитель-логопед

        МДОУ д/с «Берёзка»:  

               Шварц О.В.

               

           

с.Иогач  2014

Среднесрочный инновационный проект

в старшей группе «Яблочки» (5-6 лет).

1. Паспорт инновационного проекта.

1.1. Тема: «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика».

1.2. Автор проекта: Учитель-логопед  Шварц Ольга Валерьевна

1.3. Место работы:  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Берёзка» с.Иогач

1.4. Время проведения проекта: февраль-апрель 2014 года

2. Характеристика инновационного проекта.

2.1 Цели и задачи.

Цели проекта:

  • формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
  • апробировать нетрадиционный комплекс артикуляционной гимнастики;
  • заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста;
  • вести просветительскую работу среди педагогов дошкольного учреждения по коррекционно-логопедическому направлению.

Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения.

 Задачи проекта:

1.В доступной форме познакомить детей старшей группы с органами речи, их назначением. Провести мероприятия, направленные на сохранение здоровья органов речи.

2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.

3. Развивать познавательные способности и творческое мышление детей старшей  группы.

4. Разработать конспект итогового занятия по данной теме.

5. Развивать коммуникативные навыки в системе общения «Ребенок – взрослый».

Методологическая основа моего проекта имела теоретические предпосылки, которые были определены на основе учета достижений возрастной педагогической психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний, а также современных достижений дефектологии, в вычислении специфических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.2 Предполагаемые результаты.

- верное  представление детей об органах речи: строении, назначении, способах сохранения их здоровья;

- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные  упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;

- выпуск книжки-самоделки «Сказка о Веселом Язычке»;

- создание мини-плакатов совместно с родителями на тему «Берегите органы речи»;

- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;

- осуществление взаимосвязи в работе логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников; логопедическое просвещение педагогов.

3. Актуальность проблемы.

Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с нарушениями звукопроизношения.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников.

4. Содержание и структура инновационного проекта.

4.1 Работа с родителями:

1. Сообщение в рамках консультации для родителей  «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – определение, признаки, причины возникновения».

2. Консультация «Строение артикуляционного аппарата».

3. Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений».

4. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.

5. Приглашение родителей на индивидуальные занятия.

4.2 Работа с педагогами:

1. Консультация «Нарушения звукопроизношения: виды, причины».

2. Практическое занятие «Методика выполнения артикуляционных упражнений» в рамках семинара-практикума по здоровьесберегающим технологиям.

4.3 Работа с детьми:

Мероприятия

- подгрупповое разучивание артикуляционных упражнений основного комплекса, индивидуальное – для постановки определенных звуков или группы звуков, используя игровые приемы (логопедические сказки, игрушки, ИКТ);

- презентация мини-плакатов, мини-доклады на тему «Берегите органы речи»;

- Коллективное придумывание сказки «Мой  весёлый язычок» (подгруппами по 3-4 ребёнка)

- Разработка комплекса общеразвивающих упражнений утренней гимнастики «Мой весёлый язычок» с использованием ИКТ,  разучивание этого комплекса упражнений;

- знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки, а также  с использованием  ИКТ;

- поиск информации совместно с родителями по теме «Берегите органы речи», создание мини-плакатов  по данной теме;

- рисование (разукрашивание)  иллюстраций к сказке о Веселом Язычке;

- оформление мини-плакатов;

- лепка «Язычки»

- оригами «Клювик»

- итоговое занятие «Презентация книжки-самоделки «Мой Весёлый Язычок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с органами речи

Знакомство с органами речи  Посмотри на картинку и скажи, что это? Это – органы речи.     - Сейчас мы их  назовём. Возьмите зеркало и посмотри в него вниматель...

Проект среднесрочный логопедический в старшей логопедической группе (5-6 лет). «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»

Цели проекта:формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для по...

Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...

Методическая разработка занятия "Знакомство с органами речи"

Фронтальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "Если Ваш ребёнок плохо говорит"(направления работы над речью, артикуляционная гимнастика)

Данная презентация определяет основные направления работы над речью и содержит упражнения артикуляционной гимнастики, которые помогут родителям на начальном этапе коррекции....

Методическая разработка "Знакомство с органами речи"

Занятия  с использованием игровых заданий  и наглядного  материала с детьми среднего дошкольного возраста...

ЗНАКОМСТВО С БАЗОВЫМ КОМПЛЕКСОМ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Знакомство с базовым комплексом артикуляционной гимнастики....