Главные вкладки

    Знакомство с органами речи
    статья (логопедия) по теме

     

    Знакомство с органами речи

     

     Посмотри на картинку и скажи, что это? Это – органы речи.

         - Сейчас мы их  назовём. Возьмите зеркало и посмотри в него внимательно и произнеси звуки [п] и [б];

         - Что помогло произнести тебе эти звуки, какие органы речи? – правильно, губы;

    -         покажи верхнюю губу на себе и на рисунке;

    -         покажи нижнюю губу на себе и на рисунке.

     

         А теперь снова посмотри в зеркало и произнеси звуки[ф], [в].

             - Что помогло тебе произнести их, какие органы речи? – Правильно,                      нижняя губа и верхние зубы;

    -         покажи нижнюю губу (на себе и на рисунке);

    -         покажи верхние зубы (на себе и на рисунке).

     

         Глядя в зеркало, весело улыбнись и произнеси звук [с];

            - Какие органы речи помогли тебе произнести этот звук? – Правильно, губы, зубы, язычок (хотя язык из-за зубов ты и не видишь);

    -         покажи нижние передние зубы (на себе и на рисунке);

    -         покажи верхние передние зубы (на себе и на рисунке).

     

     

          В произнесении звуков принимают участие и коренные зубы, те что располагаются далеко во рту. К ним любят плотно прижиматься боковые края языка.

             - Посмотри в зеркало и потяни долго звук [и], открывая рот;

    -         что делают боковые края языка? – Правильно, боковые края языка плотно прижимаются к боковым коренным зубам;

    -         покажи коренные зубы (на себе).

     

     

          А сейчас  познакомимся с нашим главным органом речи. О нем есть такая загадка:

    Если б не было его,

    Не сказал бы ничего.

    Конечно, ты сразу догадался, это – язык.

          - Положи широкий язык на нижнюю губу и посмотри в зеркало;

          - Посмотри у языка есть:

         - кончик языка;

         - спинка языка;

         - корень языка;

        - правый бок (край) языка;

        - левый бок (край) языка;

         - Покажи еще раз части языка и постарайся их запомнить.

          А сейчас мы познакомимся с верхней частью рта – нёбом. С нёбом дружит язык.

    - Подними  язычок и погладь свое нёбо, а теперь покажи его на картинке.

         Нёбо начинается с верхних бугорочков. Это зубные лунки, каждая лунка, как домик, в котором находится корень зуба. Эти бугорочки имеют красивое название – альвеолы.

    -         найди кончиком языка альвеолки у верхних зубов;

    -         поводи языком вправо, влево по верхним альвеолам;

    -         найди кончиком языка альвеолы у нижних зубов;

    -         поводи им вправо, влево по нижним альвеолам.

     

          Хочешь посмотреть маленький язычок? Его увидеть нетрудно: открой широко рот и покашляй – язычок двигается. А теперь давай найдем его на картинке и покажем. 

     

         Звуки нашей речи произносят с голосом и без голоса. Командуют голосом твои голосовые складки, которые находятся у тебя в горле. Хочешь убедиться в этом? Пожалуйста:

    -         закрой уши руками и произнеси длительно звук [з-з-з]. Ты слышишь шум в ушах, значит, голосовые складки работают;

    -         закрой уши руками и произнеси звук [с-с-с]. Шума не слышно (в ушах не шумит), значит, голосовые складки не работают;

    -         найди голосовые складки на картинке.

     

         Закончилось наше знакомство с органами речи. Эти знания тебе пригодятся для того, чтобы хорошо говорить, а значит грамотно писать, когда пойдешь в школу.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    http://files.mail.ru/LPPPQW Презентация "Знакомство с органом"

    Презентация и конспект занятия для подготовительной группы...

    Подгрупповое логопедическое занятие «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»

    Занятие расчитано на детей 4 - 5 лет. Основной его целью является сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). На занят...

    Проект среднесрочный логопедический в старшей логопедической группе (5-6 лет). «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»

    Цели проекта:формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для по...

    Методическая разработка занятия "Знакомство с органами речи"

    Фронтальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста...

    проект «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»

    ·       формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного апп...

    Методическая разработка "Знакомство с органами речи"

    Занятия  с использованием игровых заданий  и наглядного  материала с детьми среднего дошкольного возраста...