Коррекционное занятие с детьми средней группы с ТНР. Тема Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звуки речи
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Исакова Татьяна Геннадьевна

Подгрупповое занятие в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звуки речи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 456 г. Челябинска»

Подгрупповое занятие в средней  группе

комбинированной направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата

и понятием «звуки речи»

Учитель-логопед:

Исакова Т.Г.

г. Челябинск

Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук речи»

Цель: Формирование у детей первоначального представления о речевом аппарате, органов артикуляции (язык, губы, зубы).

Задачи:

1)        Коррекционно – образовательные:

— познакомить детей с названиями частей лица и артикуляционных органов, с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;

— познакомить детей с понятием «звуки речи».

2)        Коррекционно – развивающие:

— развивать речевую моторику (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);

— развивать слуховое внимание, память, мелкую моторику;

— развивать координацию движений через физминутку;

3)        Коррекционно – воспитательные:

—Воспитывать аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом, интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки органов артикуляции на слайдах, разноцветные грецкие орехи, косынка и погремушка.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Игра «Узнай по голосу». Дети заходят в кабинет, становятся в круг. Один из них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал.

2.        Сообщение темы занятия:

- Сегодня мы познакомимся с органами артикуляции.

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.) Рассмотреть картинки органов артикуляции на слайдах.

- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.

(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)

- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)

-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)

- А без язычка? (тоже нет).

- Вывод: При помощи языка, губ, зубов мы с вами произносим звуки речи, слова и слышим друг друга.

3.        Знакомство с органами артикуляции

Раздать детям зеркала и рассказать, как с ними обращаться.

Рассмотреть перед зеркалами рот, губы, зубы, язык, небо («потолок»), бугорки, верхние зубы, нижние зубы, верхнюю губу, нижнюю губу.

Упражнение «Покажи и назови»: показать и назвать органы артикуляции на картинках.

4.        Физминутка. Игра «Жмурки с погремушкой» (повторить 2—3 раза).

5.        Развитие мелкой моторики (Упражнения с орехами).

* Сжать орех в правой ладони, удержать с напряжением 5 сек. Разжать ладонь, расслабить руку. То же самое сделать левой рукой. (Повторить 5 раз каждой рукой).

* Левая ладонь лежит на столе, на ней – шарик. Прижать шарик сверху правой ладонью. Покатать шарик, как колобок, между ладонями 10 сек. Положить шарик. Расслабить руки. Встряхнуть ладонями. Поменять положение ладоней. (Повторить движения)

6.        Упражнения для развития артикуляторной моторики.

- Послушайте стихотворение о весёлом язычке и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк (с использованием индивидуальных зеркал)

1.Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - язычок.

На губу как блинчик лег (Лопатка)

2.Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит (Облизываем губки)

 3.Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам (Часики)

4.Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке (Улыбка)

5.А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед (Трубочка)

6.Язычок стал маляром,

Аккуратно красит дом (Маляр)

7.На качелях оказался,

Вверх взлетал и вниз спускался (Качели)

8.Догадаться кто бы мог?

Язычок наш, как грибок (Грибок)

9.Язычок гармошкой стал,

Поиграл и не устал (Гармошка)

10.Надоели превращенья:

Лижет язычок варенье (Варенье)

11.Любит он покушать сладко.

После скачет, как лошадка (Лошадка)

12. Погоняет он в футбол

И забьет в ворота гол (Футбол)

13. А потом идет в кровать,

Чтобы крепко в ней поспать. (Чашечка)

7.        Итог занятия

- Что мы произносим?

- С помощью чего мы произносим звуки речи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»

Занятие расчитано на детей 4 - 5 лет. Основной его целью является сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). На занят...

Конспект тематического занятия с детьми средней группы № 5 на тему: «Защитники Отечества».

Дать представление о родах войск, о назначениях различных видов военной техники. Уточнить знания детей о профессиях пап и опразднике "День Защитника Отечества". Воспитывать чувство гордости ...

Коррекционное занятие с детьми средней группы компенсирующей направленности «Наша Армия сильна»

занятие направленно на развитие зрительного восприятия и зрительно моторное развитие. основано на материале воспитания патриотизмма и формирования представлений об Армии России...

Коррекционное занятие с детьми старшей группы с ТНР. Тема Лес. Деревья

Групповое занятие в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Лес. Деревья»...

Коррекционное занятие с детьми средней группы с ТНР. Тема Транспорт

Подгрупповое занятие в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Транспорт»...

Коррекционное занятие с детьми средней группы с ТНР. Тема Зима

Подгрупповое занятие в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Зима»...

Конспект занятия «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук» в старшей группе

Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). Задачи: 1) Коррекционно – образовательные: • Закрепление ...