Конспект занятия «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). Задачи: 1) Коррекционно – образовательные: • Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов; • Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции; • Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции); • Ознакомление детей с понятием «звуки речи» 2) Коррекционно – развивающие: • Развивать фонематический слух посредством игры «Хлопни в ладоши»; • Развивать координацию движений через физминутку; 3) Коррекционно – воспитательные: • Формировать умение правильно вести себя на занятиях ; • Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование: дидактическое пособие «Клоун Язычок», предназначенное для анализа артикуляции звуков. Ход занятия 1. Организационный момент. Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! - Скажите, какое время года наступило? «Осень, осень к нам пришла, Нам подарки принесла, Желтые листочки, Вкусные грибочки, Овощи и фрукты, Хлебные продукты». - А какими становятся листочки осенью? (желтые, красные) Дыхательная гимнастика с листочками. - Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка. Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут) (садимся за столы, ставлю клоуна Язычка)» 2. Сообщение темы занятия: Воспитатель: «Сегодня к нам в гости на занятие пришёл клоун Язычок. Он поможет нам вспомнить, с помощью чего мы можем говорить. - Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.) - А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.) - Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта. (Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.) - Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет) -Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя) - А без язычка? (тоже нет). А клоун Язычок приготовил для вас загадки: А) Когда мы едим — они работают, Когда не едим — они отдыхают. Не будем их чистить — Они заболят.(Зубы) Б) Посильней ты их раздуй, На горячее подуй.(Щеки) В) Всегда он в работе, Когда мы говорим, А отдыхает, Когда мы спим.(Язык). Воспитатель: «О чем были загадки?» (дети отвечают) 3. А теперь послушайте стихотворение о весёлом язычке и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк. Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин - Язычок. Он удобно в доме лёг. (Широко открывать рот.) В этом доме две стены. Это щёки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться. (Надувать и втягивать щеки.) Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Эта челюсть нижняя В домике подвижная. (Вращать нижней челюстью.) Потолок вверху, внутри, Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться. (Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.) Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно. (Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.) Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться. (Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».) Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет. Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова. А из чего состоят слова? (из звуков). Вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем). Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать. - На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные). - Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Например: А, О, У, И, Ы, Э). Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Например: П, М, Д, Ш и др.). Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. 4. Физкультминутка. Маленькие птички, Птички-невелички, По лесу летают, Песни распевают (машем руками, как крылышками) Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) Там уютно и тепло. 8. Итог занятия - С помощью чего мы произносим звуки? - Вам понравилось занятие? Сюрпризный момент – Клоун Язычок очень рад, что вы с ним познакомились и поиграли с ним (клоун раздаёт всем детям медали).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_29.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»
Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы).
Задачи:
1) Коррекционно – образовательные:
• Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;
• Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;
• Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);
• Ознакомление детей с понятием «звуки речи»
2) Коррекционно – развивающие:
• Развивать фонематический слух посредством игры «Хлопни в ладоши»;
• Развивать координацию движений через физминутку;
3) Коррекционно – воспитательные:
• Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;
• Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: дидактическое пособие «Клоун Язычок», предназначенное для анализа артикуляции звуков.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята!
- Скажите, какое время года наступило?
«Осень, осень к нам пришла,
Нам подарки принесла,
Желтые листочки,
Вкусные грибочки,
Овощи и фрукты,
Хлебные продукты».
- А какими становятся листочки осенью? (желтые, красные)
Дыхательная гимнастика с листочками.
- Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка.
Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)
(садимся за столы, ставлю клоуна Язычка)»
2. Сообщение темы занятия:
Воспитатель: «Сегодня к нам в гости на занятие пришёл клоун Язычок. Он поможет нам вспомнить, с помощью чего мы можем говорить.
- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)
- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)
- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.
(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)
- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)
-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)
- А без язычка? (тоже нет).
А клоун Язычок приготовил для вас загадки:
А) Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить —
Они заболят.(Зубы)
Б) Посильней ты их раздуй,
На горячее подуй.(Щеки)
В) Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы спим.(Язык).
Воспитатель: «О чем были загадки?» (дети отвечают)
3. А теперь послушайте стихотворение о весёлом язычке и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк.
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
Он удобно в доме лёг.
(Широко открывать рот.)
В этом доме две стены.
Это щёки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
(Надувать и втягивать щеки.)
Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.
(Вращать нижней челюстью.)
Потолок вверху, внутри,
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
(Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.)
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-зубы. Осторожно.
Закрываются надежно.
(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
(Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».)
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова. А из чего состоят слова? (из звуков).
Вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Например: А, О, У, И, Ы, Э).
Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Например: П, М, Д, Ш и др.).
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
4. Физкультминутка.
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.
8. Итог занятия
- С помощью чего мы произносим звуки?
- Вам понравилось занятие?
Сюрпризный момент
– Клоун Язычок очень рад, что вы с ним познакомились и поиграли с ним (клоун раздаёт всем детям медали).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое логопедическое занятие «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»
Занятие расчитано на детей 4 - 5 лет. Основной его целью является сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). На занят...
Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе
Для детей с ОВЗЛексические темы,игры и упражненияСЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла»Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Музиком»«...
Знакомство с органами артикуляционного аппарата - Консультация для родителей
Знакомство с органами артикуляционного аппарата - Консультация для родителей...
Коррекционное занятие с детьми средней группы с ТНР. Тема Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звуки речи
Подгрупповое занятие в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звуки речи&raq...
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Л] и [Ль]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Р] и [Рь]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [ш], [ж], [щ]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....