Конспект занятия «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). Задачи: 1) Коррекционно – образовательные: • Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов; • Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции; • Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции); • Ознакомление детей с понятием «звуки речи» 2) Коррекционно – развивающие: • Развивать фонематический слух посредством игры «Хлопни в ладоши»; • Развивать координацию движений через физминутку; 3) Коррекционно – воспитательные: • Формировать умение правильно вести себя на занятиях ; • Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование: дидактическое пособие «Клоун Язычок», предназначенное для анализа артикуляции звуков. Ход занятия 1. Организационный момент. Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! - Скажите, какое время года наступило? «Осень, осень к нам пришла, Нам подарки принесла, Желтые листочки, Вкусные грибочки, Овощи и фрукты, Хлебные продукты». - А какими становятся листочки осенью? (желтые, красные) Дыхательная гимнастика с листочками. - Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка. Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут) (садимся за столы, ставлю клоуна Язычка)» 2. Сообщение темы занятия: Воспитатель: «Сегодня к нам в гости на занятие пришёл клоун Язычок. Он поможет нам вспомнить, с помощью чего мы можем говорить. - Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.) - А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.) - Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта. (Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.) - Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет) -Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя) - А без язычка? (тоже нет). А клоун Язычок приготовил для вас загадки: А) Когда мы едим — они работают, Когда не едим — они отдыхают. Не будем их чистить — Они заболят.(Зубы) Б) Посильней ты их раздуй, На горячее подуй.(Щеки) В) Всегда он в работе, Когда мы говорим, А отдыхает, Когда мы спим.(Язык). Воспитатель: «О чем были загадки?» (дети отвечают) 3. А теперь послушайте стихотворение о весёлом язычке и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк. Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин - Язычок. Он удобно в доме лёг. (Широко открывать рот.) В этом доме две стены. Это щёки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться. (Надувать и втягивать щеки.) Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Эта челюсть нижняя В домике подвижная. (Вращать нижней челюстью.) Потолок вверху, внутри, Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться. (Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.) Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно. (Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.) Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться. (Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».) Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет. Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова. А из чего состоят слова? (из звуков). Вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем). Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать. - На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные). - Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Например: А, О, У, И, Ы, Э). Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Например: П, М, Д, Ш и др.). Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. 4. Физкультминутка. Маленькие птички, Птички-невелички, По лесу летают, Песни распевают (машем руками, как крылышками) Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) Там уютно и тепло. 8. Итог занятия - С помощью чего мы произносим звуки? - Вам понравилось занятие? Сюрпризный момент – Клоун Язычок очень рад, что вы с ним познакомились и поиграли с ним (клоун раздаёт всем детям медали).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_29.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»

Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы).

Задачи:

1)        Коррекционно – образовательные:

•        Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;

•        Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;

•        Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);

•        Ознакомление детей с понятием «звуки речи»

2)        Коррекционно – развивающие:

•        Развивать фонематический слух посредством игры «Хлопни в ладоши»;

•        Развивать координацию движений через физминутку;

3)        Коррекционно – воспитательные:

•        Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;

•        Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: дидактическое пособие «Клоун Язычок», предназначенное для анализа артикуляции звуков.

Ход занятия

1.        Организационный момент.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята!

- Скажите, какое время года наступило?

«Осень, осень к нам пришла,

Нам подарки принесла,

Желтые листочки,

Вкусные грибочки,

Овощи и фрукты,

Хлебные продукты».

- А какими становятся листочки осенью? (желтые, красные)

Дыхательная гимнастика с листочками.

- Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка.

Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

(садимся за столы, ставлю клоуна Язычка)»

2.        Сообщение темы занятия:

Воспитатель: «Сегодня к нам в гости на занятие пришёл клоун Язычок. Он поможет нам вспомнить, с помощью чего мы можем говорить.

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)

- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.

(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)

- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)

-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)

- А без язычка? (тоже нет).

А клоун Язычок приготовил для вас загадки:

А) Когда мы едим — они работают,

          Когда не едим — они отдыхают.

          Не будем их чистить —

          Они заболят.(Зубы)

Б) Посильней ты их раздуй,

          На горячее подуй.(Щеки)

В) Всегда он в работе,

          Когда мы говорим,

          А отдыхает,

          Когда мы спим.(Язык).

Воспитатель: «О чем были загадки?» (дети отвечают)

3. А теперь послушайте стихотворение о весёлом язычке и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк.

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.

(Широко открывать рот.)

В этом доме две стены.

Это щёки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.

(Надувать и втягивать щеки.)

Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.

(Вращать нижней челюстью.)

Потолок вверху, внутри,

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.

(Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.)

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери-зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.

(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

(Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».)

Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова. А из чего состоят слова? (из звуков).

Вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки  от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Например: А, О, У, И, Ы, Э).

Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Например: П, М, Д, Ш и др.).

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

4.        Физкультминутка.  

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.

8. Итог занятия

- С помощью чего мы произносим звуки?

- Вам понравилось занятие?

Сюрпризный момент

– Клоун Язычок очень рад, что вы с ним познакомились и поиграли с ним (клоун раздаёт всем детям медали).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»

Занятие расчитано на детей 4 - 5 лет. Основной его целью является сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). На занят...

Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе

Для детей с ОВЗЛексические темы,игры и упражненияСЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла»Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Музиком»«...

Знакомство с органами артикуляционного аппарата - Консультация для родителей

Знакомство с органами артикуляционного аппарата - Консультация для родителей...

Коррекционное занятие с детьми средней группы с ТНР. Тема Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звуки речи

Подгрупповое занятие в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звуки речи&raq...

Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Л] и [Ль]

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....

Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Р] и [Рь]

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....

Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [ш], [ж], [щ]

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....