Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Л] и [Ль]
учебно-методический материал по логопедии

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_rekomendatsii_po_ispravleniyu_zvuka_l.docx457.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики:

•        Артикуляционная гимнастика должна выполняться систематично.

•        Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.

•        Не забывайте и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, салфетка, чтобы вытирать лицо от скопившихся слюней и обязательно чисто вымытые руки и у ребенка, и у родителя.

•        Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Исходя из этого, и ваше выполнение должно быть эталоном, правильным при выполнении.

•        Упражнения на начальных этапах выполняются перед зеркалом, медленно, т.к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, зеркало можно убрать. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится?

Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Л] и ,]:

  1. «Заборчик» – удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. Удерживать в течение 10 секунд. Выполнить 5 раз.
  2. «Окно» – из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счёт до 10. Выполнить 5 раз.
  3. «Мост» – из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Кончик языка упирается в нижние зубы и лежит плоско. Нижние и верхние зубы обнажены, губой не закрывать. Удержать под счёт до 10.  Выполнить 5 раз.
  4. «Парус» – ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» – «Окно» – «Мост».  Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы (бугорки за верхними зубами). Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, Язык поднят кверху. Удержать под счет до 10 секунд. Выполнить 5 раз.
  5. «Почистим верхние зубы» – улыбнуться, открыть рот. Движения влево - вправо кончиком языка за верхними зубами. Нижние зубы обнажены, губой не закрывать. Следим за языком, чтобы кончик языка не высовывался за зубы и не загибался внутрь. Удержать под счет до 10 секунд. Выполнить 5 раз.
  6. «Маляр» – улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка водить вперед и назад по твёрдому нёбу от бугорков у верхних зубов — как будто маляр красит кисточкой. Нижние зубы обнажены, губой не закрывать. Удержать под счет до 10 секунд. Выполнить 5 раз.

Только после хорошей подготовки артикуляционного аппарата, когда будут получаться все упражнения, переходим на этап постановки звука.

Приёмы постановки звука [Л]:

1.        «Пароход гудит» – кончик языка чуть прикусить зубами и тянуть звук [ы], до получения звука [л]. Затем убираем язык за верхние зубы и продолжаем тянуть звук [ы].

2.        «Песенка звука» – открыть рот, тянуть звук [а]. Кончиком языка в это время стучать за верхними зубами. Получится ла – ла – ла. Тоже самое проделать с гласными звуками Ы, Э, О, У.

3.        Другой способ: Открыть рот, высунуть язык наружу и тянуть звук [а]. Во время этого язык заводить за верхние зубы. Получится,  ал – ал – ал.

Песенки могут быть разные, со звуком Ы, О, У, Э

При помощи приёмов 2 и 3 звук [Л] закрепляется в речи в слогах.

После этого автоматизируем (закрепляем) звук сначала в словах, потом в словосочетаниях, следом в предложениях, тексте и чистоговорках.

Подбирайте слова со звуком [Л] в начале, в середине, и в конце слова, и играйте в различные игры: «Четвертый лишний». «Чего не стало?», «Назови слова со звуком [Л]». «Назови ласково». «Один – много». «Раскрась слова со звуком [Л]». «Сколько?». "Какой?». «Придумай рассказ с картинкой» (где есть звук [Л]). «Закончи предложение» (По смыслу, чтобы подходило слово со звуком [Л]). «Повтори за мной чистоговорку» и другие.

После постановки звука [Л] можно поставить звук ,] выполняя те же способы постановки, только песенка будет со звуками И и т.д, которые будут смягчать звук.

Желаю успехов!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №117 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Л] и [Л,]

https://tacon.ru/wp-content/uploads/f/9/8/f9834e734f37fc6de939e9e2975dd13e.png

В работе по коррекции звукопроизношения выделяют следующие этапы:

•        Подготовительный

Правильное произношение звуков будет обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать движения органов артикуляции помогает артикуляционная гимнастика.

•        Постановка звука

•        Автоматизация (Закрепление звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, чистоговорках)

•        Дифференциация (Если необходима. Различение звуков, например,: звуки л и р.)

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений.

Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки активных органов артикуляции: губ, языка, нижней челюсти мягкого нёба, мимической мускулатуры (щёк).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»

Занятие расчитано на детей 4 - 5 лет. Основной его целью является сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). На занят...

Коррекционное занятие с детьми средней группы с ТНР. Тема Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звуки речи

Подгрупповое занятие в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звуки речи&raq...

Комплексы упражнений для развития речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи....

КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА....

Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Р] и [Рь]

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....

Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [ш], [ж], [щ]

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....

Конспект занятия «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук» в старшей группе

Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). Задачи: 1) Коррекционно – образовательные: • Закрепление ...