Главные вкладки

    «В парке есть такое чудо…»
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

     

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности  в подготовительной к школе группе для детей с ограниченными возможностями здоровья/

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod._kolesova_v.v.docx28.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности  в подготовительной к школе группе для детей с ограниченными возможностями здоровья

     «В парке есть такое чудо…»

    В.В. Колесова

    учитель-логопед ГБДОУ № 42

    Пушкинского района Санкт-Петербурга,

    2015 г.

    Цель: закрепление правильного произношения звука [р] в слогах, словах, фразах, стихах.

    Задачи:

    Коррекционно-развивающие:

    - способствовать развитию правильного физиологического дыхания;

    - способствовать нормализации мышечного тонуса с помощью проведения самомассажа и артикуляционной гимнастики;

    - обеспечить развитие интонационной выразительности речи;

    - обеспечить развитие слухового внимания и восприятия;

    - совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза;

    -  обеспечить развитие зрительно-пространственного и буквенного гнозиса;

    - способствовать развитию общей и мелкой моторики, координации движений.

    Образовательные:

    - расширять, уточнять лексику по темам «Весна», «Перелётные птицы», «Наш город»;

    - совершенствовать навыки суффиксального словообразования существительных

    - способствовать закреплению умения составлять описательный рассказ.

    Воспитательные:

    - побуждать к активности, вызывать интерес к совместной деятельности;

    - воспитывать умение внимательно слушать и выполнять задания, согласно инструкции;

    - пробудить интерес к достопримечательностям родного города, к творчеству А.С. Пушкина.

    Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

    Технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

    Материал:  зеркало-«ручеёк»; пёрышки из плотной бумаги с заданиями (5 шт.), пёрышки из тонкой бумаги; пластиковые прищепки «Птички»;  массажные коврики; макет-план фрагмента Екатерининского парка; фотографии павильона Адмиралтейства, разрезанные на части; фотографии пяти мраморных мостов на листах бумаги ; схема описательного рассказа о Камероновой галерее (презентация);   контейнеры с фасолью; пластиковые буквы на магнитах; мяч; цветные карандаши; фотографии для выставления на макете парка (Адмиралтейство, Мраморный мост, Камеронова галерея, Грот); CD-проигрыватель, записи на CD, ноутбук, проектор.

    Предварительная работа: беседа о Екатерининском парке, рассматривание фотографий достопримечательностей парка, составление описательного рассказа о Камероновой галерее по схеме; чтение сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане».

    Ход НОД

    I.        Организационный этап.

    Звучит музыка («Форель», Штраус). Дети входят в зал.

    Логопед:  

    Весна идёт сторонкой,

    Да где ж она сама?

    Чу, слышен голос звонкий,

    Не это ли весна?

    Нет, это звонко, тонко

    В ручье журчит волна …

                                                (А. Блок)

    Звучит запись «Ручей».

    Логопед: Что вы сейчас услышали?

    Дети: Шум ручья (журчание ручейка).

    II. Основной этап.

    1. Самомассаж (элементы массажа Ауглина).

    Логопед: Ребята, посмотрите, какой прозрачный ручей. В нём можно увидеть своё отражение.

    Дети садятся перед зеркалом, логопед произносит стихотворный текст, дети выполняют соответствующие движения.

    Логопед:  

    Пальцы-лучики проснулись,

    К нашим ушкам прикоснулись.

    (Тянут мочки ушей вниз)

    Солнышко проснулось,

    К щёчкам прикоснулось.

    Лучиками провело,

    И погладило, и погладило.

    (Указательными и средними пальцами «рисуют» круги по контуру щёк)

    Солнышко проснулось,

    К нашим глазкам прикоснулось.

    Лучиками провело,

    И погладило, и погладило.

    (Указательными и средними пальцами «рисуют» круги вокруг глаз)

    Солнышко проснулось,

    Лобика коснулось.

    Лучиками провело,

    И погладило, и погладило.

    (Указательными и средними пальцами «рисуют» круги по контуру лба и на подбородке)

    Первые капели в полдень зазвенели,

    Стал мороз весною слаб.

    Снегу жарко: кап, кап, кап, кап.

    (Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимают на точки: 1 – на переносице, 2 – на середине носовой кости, 3 – у края носовой кости, 4 – под ноздрями).

    1. Артикуляционная гимнастика.

    Логопед:

    - Улыбнёмся солнышку (улыбаются, показывая сомкнутые зубы).

    - Покажем, какой длинный клюв у журавля (вытягивают губы вперёд трубочкой).

    - Снег растаял, и образовались большие лужи (открывают рот, показывают широкий язык на нижней губе).

    - Капель стучит по крыше (поднимают кончик языка за верхние зубы и произносят «т-д, т-д, т-д).

    - Лопаются почки на деревьях («цокают» языком).

    1. Самомассаж пальцев рук.

    Звучит запись «Звуки леса».

    Логопед: Что вы сейчас слышали?

    Дети: Пение птиц.

    Логопед: Правильно. А первыми весной прилетают грачи (раздаёт детям пластиковые прищепки-птички).

    Грачи на веточках сидят,

    И друг с другом говорят.

    Дети: Кра-кро-кру-кры? (на каждый слог прищепкой поочерёдно «кусают» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу на правой руке).

    Кры-кру-кро-кра! (на каждый слог прищепкой поочерёдно «кусают» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу на левой руке).

    1. Дыхательная гимнастика.

    Логопед: Ребята, смотрите, какая-то птичка потеряла пёрышко. Оно плывёт по нашему ручейку (берёт пёрышко). Оно не простое, на нём что-то написано:

    В этом парке чудо есть,

    Что нельзя и глаз отвесть:

    Там тенистые аллеи,

    И из камня галереи.

    Павильоны и мосты,

    И зеркальные пруды.

    Вдоль аллей скульптуры в ряд –

    Посетить сей парк велят!

    Чтобы к парку путь найти,

    Ты за пёрышком иди!

    Логопед раздаёт детям пёрышки из тонкой бумаги:

    Вы подуйте на перо –

    В парк укажет путь оно!

    Дети сдувают пёрышки с ладошек.

    Летите, пёрышки, летите,

    Нам дорогу покажите!

    1. Координация речи с движением, массаж ступней.

    Логопед: А вот и дорожка. Но какие большие лужи! Чтобы ножки нам не замочить, мы пойдём босиком по камешкам.

    Дети разуваются и проходят по массажным коврикам, произнося стихотворный текст:

    Мы по камешкам пройдём,

    В парк мы быстро попадём.

    1. Развитие зрительно-пространственного гнозиса.

    Звучит запись «Утренние птицы».

    Логопед: Вот мы и пришли в парк. Посмотрите, здесь указан наш маршрут (дети рассматривают план парка, на котором стрелками указан путь движения, лежат пёрышки с заданиями). Мы должны собрать все пёрышки. Вперёд!

    Логопед читает задание на втором пёрышке:

    Кирпичный красный павильон,

    Похож на старый замок он.

    Сложи картинку из частей –

    Узнай название скорей!

    Логопед раздаёт детям конверты с фотографиями павильона Адмиралтейства, разрезанными на части. Дети собирают картинки из частей, называют павильон.

    Логопед ставит на план парка фотографию Адмиралтейства, вместо пёрышка.

    1. Развитие грамматического строя речи, фонематических процессов, графо-моторных навыков.
    1. Словообразование относительных прилагательных.

    Логопед читает задание на третьем пёрышке:

    Этот мост красив и строен,

    Его видно издали.

    Из чего же он построен?

    Ты скорее назови!

    Логопед: Давайте с вами подумаем, из чего может быть сделан мост?

    Игра с мячом «Что из чего?»:

    Мост из кирпича – кирпичный мост

    Мост из бронзы – бронзовый мост

    Мост из мрамора – мраморный мост

    Мост из гранита – гранитный мост

    1. Умение выделять звук на фоне слова.

    Логопед: Какой звук повторяется во всех этих словах – кирпичный, бронзовый, мраморный, гранитный?

    Дети: Звук [р].

    Логопед: В нашем парке стоит тот мост, в  названии которого два звука [р]. Какой это мост?

    Дети: Мраморный.

    1. Согласование существительного и прилагательного с числительным.

    Игра «1,2,3,4,5»

    Логопед: В мире много мраморных мостов. Давайте их посчитаем (раздаёт детям листы бумаги, на которых изображены пять разных мостов).

    Дети: Один мраморный мост, два мраморных моста, три мраморных моста, четыре мраморных моста, пять мраморных мостов.

    1. Работа с карандашом.

    Логопед: Какой же мостик стоит в нашем парке? Возьмите карандаши и обведите нужный мраморный мост.

    Дети выполняют задание. Логопед  ставит на план парка фотографию Мраморного моста, вместо пёрышка.

    1. Составление описательного рассказа.

    Логопед читает загадку на четвёртом пёрышке:

    В парк старинный гости будут

    Приезжать со всех сторон.

    Галерею для прогулок

    Подарил нам …

    Дети: Камерон.

    Логопед: А в честь архитектора галерея называется…?

    Дети: Камеронова галерея.

    Логопед: Мы с вами составляли рассказ о Камероновой галерее. Давайте посмотрим на план рассказа. Он поможет вспомнить, о чём нужно рассказывать.

    На экране появляется фотография галереи и схема описательного рассказа. Дети по очереди рассказывают о галерее:

    - Это Камеронова галерея.

    - Лестница здания украшена огромными бронзовыми статуями.

    - Слева расположена статуя Геркулеса.

    - Справа расположена статуя Флоры.

    Логопед  ставит на план парка фотографию Камероновй галереи, вместо пёрышка.

    1.  Развитие кинестетических ощущений, языкового синтеза.

    Логопед читает задание на пятом пёрышке:

    Стою на берегу пруда,

    И с трёх сторон моих вода.

    На мне дельфины, Посейдон –

    Морской красивый павильон.

    Ребята, буквы вы найдите,

    Моё название сложите!

    Логопед раздаёт детям контейнеры с фасолью, в каждом из которых дети находят по одной букве  (Г, Р, О, Т). Из букв дети составляют и читают название павильона Грот.

    Логопед  ставит на план парка фотографию Грота, вместо пёрышка.

    Итог.

    Логопед: Вот и закончился наш путь.

    Звучит фрагмент произведения «Лебедь» Сен-Санса. В зале появляется царевна-лебедь:

    Молодцы, все пёрышки мои собрали!

    А из какой я сказки, вы узнали?

    Дети: Из «Сказки о царе Салтане».

    Царевна-лебедь: Правильно. А кто я такая?

    Дети: Царевна-лебедь.

    Царевна-лебедь: Да. А кто написал про меня сказку?

    Дети: Александр Сергеевич Пушкин.

    Царевна-лебедь: Правильно (вручает детям книги):

    Сказки Пушкина читайте,

    и меня вы вспоминайте!

    Звучит музыка. Дети благодарят царевну-лебедь и выходят из зала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Есть такая улица.

    Фотографии скульптур на улице Кирова в Челябинске....

    Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Есть такая профессия – Родину защищать»

    Цели праздника: • способствовать гармонизации детско-родительских отношений; • знакомить детей с традицией празднования Дня защитника Отечества; • закреплять знания о военных профессиях, названиях ...

    Музыкально-спортивный праздник ко Дню Защитника Отечества «Есть такая профессия – Родину защищать» - приложение к проекту "Эти годы нам забыть нельзя"

    Музыкально-спортивный праздник ко Дню Защитника Отечества «Есть такая профессия – Родину защищать»                          ...

    Спортивно-музыкальный праздник - "Есть такая профессия - Родину защищать"

    Сценарий может быть полезен инструктору по физической культуре, воспитателю, организатору досуговой деятельности детей в детском учреждении. Цель: расширять представления детей о профессии военный, го...

    Музыкально-спортивный праздник ко Дню Защитника Отечества «Есть такая профессия – Родину защищать»

    «Безопасность», «Физическая культура», «Музыка», «Здоровье». Праздник посвящен Дню Защитников Отечества с целью воспитания патриотического воспитания у детей, двигательных навыков во время соревновани...

    Проект: «Есть такая профессия - Родину защищать»

    Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ и т.д. Одни...

    "На свете есть такое чудо..."( Сказочный дворец)

    Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе...