Создание предметно-развивающей среды в ДОУ по формированию слоговой структуры слова.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Зарипова Мария Викторовна

Коррекционная работа по профилактике нарушений слоговой структуры слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ по формированию слоговой структуры слова.

   С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Работу по формированию слоговой структуры слова начинаем проводить в старшей группе, так как к четырех – пятилетнему возрасту, дети овладевают слоговой структурой и последовательностью звуков в словах, что является главным условием для дальнейшего речевого развития в целом.

   Коррекционную работу по профилактике нарушений слоговой структуры слова включаем в непосредственно – образовательную деятельность, начиная с первого периода обучения. Игры и игровые упражнения проходят как часть занятия, организационный момент, физминутки, пальчиковая гимнастика, т.е активно включаем на тех этапах занятия, когда использование их наиболее эффективно.

   В ходе индивидуальной образовательной деятельности (логочас) по рекомендации логопеда для ребенка с нарушениями слоговой структуры слова, часть времени отводим на проведение игр и игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов (темп, ритм, ориентировка в пространстве). «Хлопай, как я», «Дорисуй фигуру», «Редакторы» и т.д.

   В коррекционной работе по данной проблеме используем такие методы и приемы как:

- объяснение значения слова и включение его в различные предложения до полного усвоения слогового состава;

- медленное и послоговое проговаривание слова;

- пропевание, прохлопывание, отстукивание (ладонью, мячом) слогового контура слова;

- выкладывание схем слов, слогов;

- проговаривание слоговых рядов с изменением ритмического рисунка и ударения (та-та-та, та-та-та, та-та-та);

-самостоятельное сочинение чистоговорок с отработанными словами (например: вик-вик-вик – получился снеговик)

- многократное повторение слов в ходе отработки.

Упражнения по формированию слоговой структуры включаем не только в НОД, но и используем во время режимных моментов, т.к. они благоприятны для организации правильного речевого общения. Все эти моменты непосредственно связаны с какими – то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. Игра «Назови слово правильно» (крутка – туртка – куртка; боблако – облако – коблако и т.д.), игра «Телеграф» (передать слово, отстучав его ритмическую структуру – количество слогов). Игры:  «Назови лишнее», «Цепочка слов», «Чьи вещи», «Один – пять» и т.д. Так же отрабатываем слоговую структуру слов на материале чистоговорк, используя имеющуюся картотеку. При выполнении этих игровых упражнений  формируется определенный круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

   Таким образом, считаем, что созданная в группе предметно – развивающая среда и проводимая работа позволяет качественно решать задачи по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».

Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ...

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова» Односложные слова»

конспект занятия по формирвоанию слоговой структуры слова...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры

Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...